Неожиданно завершился гребной марафон Сергея и Александра Синельников на гребной лодке "Русь" от Австралии до Африки. Свое плавание они закончили на борту норвежского танкера. Но вернемся к старту россиян, когда о таком финале никто не подозревал...
22 апреля в 1.20 по Гринвичу (5.20 по Москве и 9.20 — по местному времени) из порта Карнарвон в Австралии стартовала гребная лодка "Русь" с 30-летними братьями-близнецами Сергеем и Александром Синельниками с тем, чтобы пересечь Индийский океан и финишировать в Танзании (см. №194).
Плавание должно было проходить без захода в порты по маршруту порт Карнарвон (Австралия) — порт Мтвара (юг Танзании, Африка) или Дар-эс-Салам (столица Танзании) протяженностью 4350 миль или 4392 мили. Сергей и Александр Синельники планировали провести в тропической зоне океана более трех месяцев.
В истории океанских марафонов на гребной лодке с 1896 г. была предпринята 221 попытка пересечь океаны на веслах, из которых 142 для 205 гребцов оказались успешными. Так случилось, что я был свидетелем трех попыток россиян выйти на гребной лодке в океан. Евгений Смургис из Липецка — несомненно, зачинатель гребных марафонов в России. Мне довелось вместе с ним пройти на весельной лодке "МАХ-4" от Иркутска до Владивостока на его пути от Балтики до Тихого океана. Здесь Евгений задумал кругосветное плавание на гребной лодке. По маршруту весельной кругосветки он прошел по арктическим морям и Атлантике от порта Тикси в Якутии до устья Гаронны во Франции 6100 миль. Погиб в Бискайском заливе 14 ноября 1993 г., но его лодка "МАХ-4", ставшая на вечную стоянку в Морском музее в городе Ла-Трамблад близ знаменитой Ла-Рошели, напоминает о его подвиге французам и гостям музея. Два диплома Книги рекордов Гиннесса и улица имени Смургиса в Липецке хранят память о первом российском океанском гребце.
Пересечь Атлантику в 2000 г. пытался и Вячеслав Кавченко из Ростова-на-Дону, но его вылазка в океан длилась всего 10 дней. Зато известному яхтсмену и искателю приключений Федору Конюхову в 2002 г. удалось не только пересечь на веслах Атлантику от Канарских до Антильских островов — это 2600 миль — но и установить на этой трассе рекорд — 46 суток...
Для Синельников это первая попытка пересечь Индийский океан на веслах от континента до континента по уникальной тропической трассе. До сих пор подобное никому не удавалось. Из пяти попыток лишь две были частично удачными: гребец-одиночка из Швеции Андерс Свердлунд (догреб лишь до о. Мадагаскар, 1971 г.) и британец-одиночка Саймон Чок (до о. Маврикий, 2003 г.). Два парных экипажа англичан по разным причинам прекращали плавание уже в первые несколько дней после старта в 2002 и 2003 гг.
Сергей и Александр ранее на яхтах избороздили Черное и Азовское моря, совершили плавание вокруг Европы, сплавлялись по горным рекам. Туристский опыт они накапливали, поднимаясь на вершины Заилийского Алатау и вулканы Камчатки. В 2002-2004 гг. совершили кругосветное путешествие на мотоциклах и в буквальном смысле с колес "пересели" на лодку.
В ноябре прошлого года мне вместе с братьями довелось участвовать в тестировании семиметровой лодки "Линда", вскоре получившей название "Русь". Затем ее полностью снарядили при посредничестве Общества океанских гребцов в Лондоне. В конце февраля 2005 г. лодку, установленную на трейлере, в морском контейнере отправили в порт Перт на западном побережье Австралии. Сами путешественники, их друг и менеджер Тимур Ибатуллин, а также съемочная группа первого канала российского ТВ вылетели туда же 6 апреля этого года. Здесь россиян встречали "настройщик" лодки, океанский гребец Павел Резвой и Кеннет Крачлоу — директор лондонского Общества океанских гребцов.
Заметим, что в Перт одновременно с "Русью" была доставлена гребная лодка "Украина". Предполагалось, что на ней через Индийский океан отправится Теодор Резвой — русский дизайнер из Одессы. Осенью 2001 г. на лодке "Одесса" он успешно пересек Атлантику и теперь намеревался стать первым гребцом-одиночкой в плавании через Индийский океан от Австралии до Африки. Хорошо бы смотрелись две лодки — "Русь" и "Украина" — в Индийском океане! Но сенсации в российско-украинском соперничестве в небывалой доселе ипостаси не получится: из-за недостаточного финансирования проекта и проблем со спонсорской поддержкой старт "Украины" откладывается на неопределенное время.
15 апреля на краткой пресс-конференции братья Синельники и организаторы проекта ответили на вопросы журналистов австралийских СМИ. Братья сообщили, что подготовка лодки к плаванию завершена и переход через океан начнется в течение ближайшей недели. Благодаря усилиям менеджера Королевского яхт-клуба Стюарта Уэлтона подготовка лодки прошла без проблем. В яхт-клубе, где стояла "Русь", братья Синельники были тепло приняты. Кеннет Крачлоу обсудил с министром штата Западная Австралия проблемы безопасности русских гребцов и меры по их эвакуации в случае необходимости.
Затем на специальном трейлере лодку на буксире джипа доставили к месту старта в порт Карнарвон на северо-западе Австралии в 450 км от Перта. Оставшееся до старта время было посвящено тренировкам, пробному выходу в океан и окончательной проверке всего установленного на лодке оборудования. К сожалению, пришлось несколько дней ждать подходящей для старта погоды. Но наконец старт состоялся. Провожали Синельников Павел Резвой, Тимур Ибатуллин, Кристина и Денис Солошенко — команда поддержки в Австралии, а также представители австралийского агентства Дэвид Митчелл и Денис Беннет.
За первую неделю пути на северо-запад ребята прошли 240 миль (443 км), что для начала совсем неплохо. Но с 29 апреля по 1 мая неблагоприятные по направлению встречные ветры отбросили лодку на полтора десятка миль назад. В такую погоду бессмысленно "лопатить", надо просто набраться терпения и, используя плавучий якорь, стараться уменьшить дрейф лодки в ненужном для себя направлении. Все 10 дней после старта мореплаватели практически не спали, привыкая к качке, новому образу жизни на семи квадратных метрах российской территории в Индийском океане.
Опыт свидетельствует, что начальный этап подобного марафона, столь протяженного по расстоянию и времени, всегда наиболее трудный для гребцов. Все отказы от продолжения маршрута случались именно в первые дни или недели плавания. Потом наступает адаптация и появляется стимул достичь финиша, не взирая на все трудности.
Так случилось и с братьями Синельниками. Уже на восьмой день плавания по спутниковому телефону Сергей Синельник не скрывал эмоций от своего друга и менеджера Тимура Ибатуллина. В этот же день 30 апреля Тимур сообщил мне детали их разговора . По словам Тимура, голос у Сергея был тихий, уставший, чувствовалось, что ему трудно говорить.
"Идет шторм в океане. Тимур, погибаем, не дай бог кому- нибудь последовать нашему примеру — это безумство и сумасбродство. Мы все на берегу пребываем в иллюзиях, а в океане все становится на свои места-вокруг нас только эта непостижимая стихия. Океан суровый и бездушный, тучи идут низко-низко над водой. Есть ничего не хочется, уже семь дней почти не спим. Мы мокрые, едкая соль покрывает лицо и одежду, все болит особенно ягодицы. Люк каюты протекает — в ней сыро. Уповаем только на милость божью. Мы почти не гребем, нас несет по течению. Каждые три часа меняемся на вахте: один из нас должен обязательно быть наверху, чтобы предотвращать возможный переворот лодки".
К тому же сказывались последствия перелома руки у Александра (это случилось в Австралии на кольцевом мотопробеге по Зеленому континенту). На беду вдобавок 10 мая вышел из строя опреснитель воды, и ребята стали использовать аварийный запас, игравший роль балласта. В тот же день из Швейцарии был выслан запасной опреснитель, который прибыл в Перт 13 мая. К этому времени гребцы на лодке "Русь" находились в 520 милях от места старта.
Несмотря на хлопоты ООГ в Лондоне и диспетчеров RCC — Координационного центра спасения в Канберре и яхтенных клубов в Перте и Карнарвоне, не удалось найти подходящую яхту для доставки на борт лодки опреснителя в необходимые сроки -запаса пресной воды на ней оставалось лишь на 10 суток. Также была отброшена идея доставки опреснителя самолетом на Кокосовые острова (там находится авиабаза Австралии)— трезвый анализ показал, что при нынешних темпах движения лодки (не более 30 миль в сутки) до островов 800 миль, т.е. им придется грести не менее 25 суток при запасе питьевой воды всего теперь уже на 8 суток.
В этой драматической ситуации директор ORS в Лондоне, диспетчер RCC в Канберре с согласия менеджера проекта Тимура Ибатуллина и братьев Синельников было решено в течение ближайшей недели найти проходящее судно в районе лодки "Русь" , чтобы поднять на него гребцов и лодку и доставить их в любой порт. Было бы удачей, если бы это было российское судно. При этом руководсво ООГ в Лондоне заверило, что будет передавать на судно-спасатель координаты лодки не менее 20 раз в сутки...
16 мая в 05.15 по Москве братья Синельники активировали свой буй EPIRB № 406. В телефонном разговоре Сергей сообщил Кеннету Крачлоу о своем решении прекратить плавание, поскольку иного варианта у них не было.
Немного времени спустя на сигнал с лодки откликнулся норвежский танкер "Cape Island", который немедленно отправился к лодке "Русь". В тот же день 16 мая в 16.11 по Москве Сергей и Александр Синельники, а также их лодка благополучно были подняты на борт танкера, невзирая на штормовые условия погоды в районе. Танкер в соответствии с собственным планом следует в порт Фримантл (пригород Перта) на юго-западе Австралии.
Так завершился заманчивый план братьев Синельников. В Индийском океане они прогребли немногим более 500 миль за 24 дня 9 ч и 51 мин.
Думаю, финал этого маршрута — наглядный урок и для братьев, и для всех, кто стремится к эксклюзиву . Напомню, что поначалу Синельники хотели пересечь Тихий океан по невероятно сложному пути от Камчатки до США и никак не соглашались с моим предложением начать океанский марафон с Атлантики на хорошо проверенном маршруте от Канарских до Антильских островов. Как скажется неудача россиян на их последователях, мы еще, надеюсь, увидим.