В настоящее время в России, как и во всем мире, ширится интерес к истории. Все больше россиян задают себе вопрос — откуда мы и куда идем? Чтобы найти ответ на них, мы должны знать неоднозначное прошлое своей Родины. На это и нацелены планируемые мероприятия.
Идею пройти "из варяг в персы" поддержал сотрудник Российской Академии наук, ученый-реконструктор Олег Калеткин.Научный консультант — ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, академик Андрей Богданов. Экспедиция посвящается 625-летию Куликовской битвы (1380 г.) и памяти великого князя Святослава Игоревича, который княжил в Киевской Руси в 945-972 гг.
С середины февраля 2005 г. на верфи "Варяг" в Петрозаводске строится удивительная 15-метровая гребно-парусная ладья, получившая название "Русич". Это аналог кораблей древних славян и викингов IX-XI вв. Возможно, на таких ладьях дружины князя Святослава Игоревича в 60-х гг. X в. разгромили Волжско-Камскую Булгарию и Хазарский каганат со столицей Итиль на Нижней Волге.
18 марта состоялась церемония закладки ладьи. Отец Василий — настоятель Екатерининской церкви в Петрозаводске — освятил закладную доску. Латунную пластину с именем корабля закрепили на киле ладьи Олег Калеткин, Сергей Синельник и директор верфи "Варяг" Павел Мартюков.
Основой проекта судна послужила ладья (кнорре) викингов, которая была найдена при раскопках в Дании близ гавани Скуллелева в 1957 г. и известна как "длинное судно из Скул-лелева № 2". Гребно-парусная ладья "Русич" по своим размерениям близка к оригиналу викингов, построенному около 1000 г. (плюс-минус сто лет, как полагают археологи). Длина "Русича" — 15 м, наибольшая ширина — 4.1 м, осадка — 1.5 м, водоизмещение — 11 т. На восьмом от киля поясе клинкерной обшивки у основания стрингеров на бимсах настелена сплошная палуба. Над ней по бортам устроены семь пар портов для весел. В середине судна на подъемной мачте крепится прямой парус площадью 50 м2. На третьем от ахтерштевня шпангоуте правого борта крепится традиционный выносной руль. Острый нос и корму ладьи венчают изогнутые штевни с головой дракона (в носу) и его хвостом (в корме).
Спуск судна намечен на конец июля этого года. В начале августа экипированные под старину мореходы отправятся в далекий путь. Маршрут будущего похода проложен от пристани Старой Ладоги до южных берегов Каспийского моря в Иране (Древней Персии). Он пройдет традиционным для Древней Руси судоходным маршрутом, на котором впоследствии появились каналы, плотины, водохранилища: Петрозаводск — Онежское озеро — р. Свирь — Ладожское озеро — Старая Ладога — возвращение по Свири в Онежское озеро — р. Вытегра — Волго-Балтийский канал — Белое озеро — Рыбинское водохранилище — канал им. Москвы — р. Москва — р. Ока — р. Волга до Астрахани, где начнется морской участок исторического перехода.
Параллельно ходу ладьи по Волге по берегу будет двигаться группа конников — аналог древнерусской конной дружины. Любопытно, что подобную идею — совместного движения судна и конной дружины — использовали турки в период первого в истории военного противостояния России и Турции в 1569 г. Тогда турецкая конница от Азова двинулась вверх по Дону в сопровождении сотни галер, которые намеревались дойти до Волги. Однако, столкнувшись с трудностями волока галер на водоразделе Дона и Волги, турки отказались от покорения Астрахани и всего Хвалынского моря — так прежде назывался Каспий.
Но есть еще то, что составляет особую ценность проекта: на протяжении всего путешествия сам корабль, мореходы на нем, а также ратники конной дружины "погрузятся" в живую историю. Весь их быт в походе, от одежды до пищи, будет идентичен быту Древней Руси IX-XI вв. Полное отсутствие современных вещей, атрибутов делают проект уникальным и особо ценным в культурно-историческом плане.
Участники проекта на стоянках, рядом с центрами современной цивилизации, предполагают принимать гостей. В городах на маршруте, прежде всего в Старой Ладоге, Череповце, Москве (Коломенском), Нижнем Новгороде и ряде других, будут проводиться историко-культурные фестивали с участием местных исторических клубов, встречи, выставки, лекции и даже международные семинары, посвященные связям Древней Руси с сопредельными странами. Все желающие смогут ознакомиться с древнерусским бытом, отведать блюда старинной кухни, узнать секреты боевого мастерства древних славян, увидеть настоящее снаряжение тех времен, услышать музыкальные произведения, священные и героические предания этой эпохи. По окончании похода его участники соберут полноценный фото- и видеоматериал и сделают фильм.
За два месяца хода на веслах и под парусом ладья "Русич" пройдет более 4500 км, из которых 1500 км — по Каспию с заходом в порты четырех сопредельных государств: Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и Ирана.
Выход из Петрозаводска от верфи "Варяг" до Старой Ладоги намечен на 3-4 августа 2005 г.; 6-7 августа — официальный старт из Старой Ладоги, а уже 4 октября — прибытие из Ирана в Астрахань.
Главные цели этого необычного действа — показать возможности древнего судна Х в., способного пройти сложным, даже по теперешним меркам, маршрутом и доказать реальность торгового пути, соединявшего Европу с "Великим шелковым путем" за одну навигацию. Это даст ученым разных специальностей экспериментальный материал для научного анализа особенностей развития историко-культурных связей славянского мира.
В дальнейшем инициаторы проекта планируют, с учетом опыта плавания "Русича", построить несколько древнерусских судов, чтобы затем пройти морскими путями русских поморов в западном и восточном направлениях. Они проложат курсы до Амдермы и "златокипящей Мангазеи", посетят Шпицберген, порты Норвегии, Дании, Англии и Исландии. Конечной целью плаваний станут Гренландия и Америка. Возвращение из этого похода планируется через Средиземное, Черное и Азовское моря.
Одновременно с "заморскими" плаваниями ладей будет выбрано место для обустройства "живого" музея Древней Руси под открытым небом. В нем будет воссоздан быт и уклад жизни древних славян домонгольского периода (IX-XI вв.). В нем энтузиасты из числа добровольцев попытаются жить при полном отсутствии вещей и удобств современного быта. Такая реконструкция жизни древних славян привлечет в музей множество гостей.