Расправлены вымпелы гордо!
Не жди меня долго жена,
Опять закипает за бортом
Крутого посола волна...
А. Городницкий
Хотя я готовил статью для научно-популярного журнала, но не удержался от того, чтобы дать не техническое название, а взять и название, и эпиграф из популярной песни известного барда Александра Городницкого, совершившего много плаваний на этом замечательном корабле с большой, интересной и трудной судьбой.
Барк "Крузенштерн" единственный в мире windjammer (выжиматель ветра) находящийся в строю в настоящее время. В начале ХХ столетия в Германии была заложена серия из пяти барков (sister ships) так называемой "Летающей линии П" (по первой букве названия всех судов): "Поммерн", "Памир", "Пассат", "Пекин", "Падуя" — впоследствии "Крузенштерн". Он был построен в Гамбурге в 1929 г. на верфи Джо Текленборга в Везермюнде (Бремерхафен), о чем извещала латинская надпись на старой корабельной рынде, и был последним в этой серии.
Суда такого типа использовались для перевозки удобрений из Чили и пшеницы из Австралии. Они явились результатом многовекового международного опыта строительства парусников и развития кораблестроительной науки, в то время уже опиравшейся на математический аппарат исследований в области аэро- и гидродинамики. Винджаммеры обладали большой скоростью хода под парусами и прекрасными мореходными качествами, были способны огибать опаснейший мыс Горн в любую погоду, причем без двигателей.
Барк "Падуя" совершил два рекордных по средней скорости на переходе рейса. Первый — из Гамбурга до Талькауано (Чили) вокруг мыса Горн — за 87 дней, а обратно — за 94 дня, второй из Гамбурга до Порт-Линкольна (Австралия) — за 67 дней! Судно не раз проходило "ревущие сороковые" в ураганную погоду.
Последний предвоенный рейс "Падуя" совершила на линии Германия— Чили—Австралия—Германия в 1938—1939 гг. Во время Второй мировой войны "Падуя" использовалась в прибрежных перевозках как лихтер. По окончании войны в январе 1946 г. корабль был передан Советскому Союзу по репарации, где в феврале того же года получил новое имя — "Крузенштерн" в честь прославленного российского мореплавателя, который первым из своих соотечественников совершил кругосветное плавание. После этого барк долго стоял на приколе в качестве плавучей казармы Военно-Морского Флота СССР. Им некому было заниматься. Только в 1959-1961 гг. его капитально отремонтировали и переоборудовали под гидрографическое судно ВМФ, установив на нем главные и вспомогательные двигатели. Поскольку изначально корпус корабля не рассчитывался на установку двигателя, оказалось невозможным провести валовую линию в его диаметральной плоскости. Пришлось ставить два гребных винта, причем линии гребных валов не параллельны — они расходятся в корму.
В 1961 г. под командованием капитана П.В.Власова парусник снова вышел на океанские просторы. Теперь уже в качестве научно-исследовательского судна Академии наук СССР и учебного судна для курсантов военно-морских учебных заведений. Барк побывал на Бермудах и Ямайке, заходил в Гибралтар и Марсель (Франция), Галифакс (Канада) и Касабланку (Марокко). Паруса "Крузенштерна" видели у берегов Северной и Южной Америки, Африки.
Команда в те годы состояла из офицеров ВМФ. Вторым помощником числился капитан 3 ранга Владимир Тимофеевич Роев, заядлый яхтсмен. Невысокий плотный человек с озорными глазами напоминал обликом Фернанделя. Таким он запомнился молодому гидрографу А. Городницкому, который мечтал найти Атлантиду.
До Атлантиды было еще далеко, когда форштевень барка стал зарываться в волны Атлантического океана. Один умник заметил, что по статистике Ллойда от кораблекрушений гибнет 20 тыс. человек. Судну статистика не грозила природными катаклизмами. Капитан умело управлял парусами. Позже прихватило при подходе к Канаде, парусник почти лег на борт, но боцман принес автомат и расстрелял натянувшиеся фалы из надежного "калашникова".
Судно было передано в Министерство рыбного хозяйства в 1966 г., и с этого времени стало использоваться в качестве учебного судна курсантов мореходных училищ гражданского флота СССР. Военно-морской флот предпочел парусникам атомоходы, а гидрография стала пользоваться услугами Жака-Ива Кусто.
В 1968-1972 гг. "Крузенштерн" модернизируется и переоборудуется на Кронштадтском Морском заводе. С 1971 г. капитаном барка становится Иван Григорьевич Шнейдер — человек незаурядный, первоклассный штурман, влюбленный в паруса. Именно он перегонял барк "Седов" из разрушенного союзниками Гамбурга в Кронштадт. Тогда "Седов" не имел мачт — они вместе с реями лежали на палубе. Иван Григорьевич не мог и мечтать, что когда-нибудь станет командовать "Крузенштерном".
Вместе с барком "Седов" и еще шестью другими парусными судами отряда гидрографических судов "Крузенштерн" обеспечивал плавательную практику курсантов мореходных училищ. Его известность росла от рейса к рейсу. Авторитет барка неизмеримо вырос с 1974 г., когда "Крузенштерн" впервые принял участие в регате "Парус—74", где завоевал переходящий приз — серебряную модель знаменитого клипера "Катти Сарк". Да и в последующих регатах (а они в то время проводились по четным годам) — в 1976, 1978, 1980-м — барк неизменно был в лидирующей группе крупно- и среднетоннажных судов класса "А".
В истории барка есть и такой знаменательный факт: 6 июля 1976 г. в Нью-Йорке по Бродвею прошли единой колонной под красным знаменем Страны Советов экипаж и практиканты судна. Это шествие состоялось в честь удачного финиша трансатлантической регаты. Зарубежная пресса взахлеб расписывала достижение советского парусника, ссылаясь на немецкие корни его происхождения.
С 1977 до 1980 г. "Крузенштерном" командовал капитан Я. А. Смелтерис. Латыш по происхождению и парусный капитан по призванию, он много сделал для продления жизни судна, поменял старую парусную ткань на современный дакрон.
В 1984 г. "Крузенштерн" под командованием капитана Геннадия Васильевича Коломенского завоевал в трансатлантической гонке первое место и золотую медаль. Это был настоящий звездный час барка. Большой серебряный Кубок стал наградой судну, а членам экипажа вручили золотые медали. В этой регате "Крузенштерн" показал рекорд скорости хода — 17.5 уз!
Особую строку в истории барка занимает регата "Колумб—92", посвященная 500-летию открытия Америки. Это была первая регата "Крузенштерна", ставшего с 1991 г. собственностью Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (г. Калининград). Судно показало свои превосходные ходовые качества, а экипаж вместе с курсантами-практикантами — высокое мастерство и мужество.
В 1993 г. "Крузенштерн" прошел капитальный ремонт в Висмаре (Германия) с целью подтверждения класса Морского Регистра судоходства. На барке заменили главные двигатели, перевели электростанцию на переменный ток, заменили котельное оборудование, переоборудовали спасательное устройство, кубрики курсантов, медицинский блок и другие помещения.
В 1993-1994 гг. для барка пошили новый комплект парусов из синтетической ткани. Перед кругосветным плаванием в 1995 г. на верфи "Наута" в Гдыне (Польша) провели докование судна, заменили гребные винты и навигационное оборудование, переоборудовали штурманскую и навигационную рубки, установили новейшие спутниковые средства связи, автономные кондиционеры и т. д.
В 1995 г. барк был участником Международной выставки "Инрыбпром-95" в Санкт-Петербурге, где его посетили десятки тысяч жителей города и гостей. И, наконец, в 1995-1996 гг. "Крузенштерн" первым из советских и российских парусных судов осуществил кругосветное плавание по правительственному заданию. Оно было посвящено 300-летию Российского флота, 225-летию со дня рождения И. Ф. Крузенштерна и 190-летием завершения возглавлявшейся им первой российской кругосветной экспедиции (18031806 гг.). Провели плавание капитаны Геннадий Васильевич Коломенский и Олег Константинович Седов. Маршрут "кругосветки" максимально приблизили к маршруту экспедиции капитана И. Ф. Крузенштерна. Плавание проходило по направлению с востока на запад. За десять месяцев барк прошел морями Атлантического, Тихого и Индийского океанов более 42 тыс. миль и посетил 15 зарубежных портов 13 стран мира: Калининград—Санта-Крус (Канарские о-ва)—Рио-де-Женейро—Монтевидео—Талькауно—Папеэте (о. Таити)—Гонолулу (Гавайские о-ва)—Токио—Владивосток—Сингапур—Фримантл, Перт (Австралия)—Дурбан—Кейптаун—Дакар—Понта-Делгада (Азорские о-ва)—Бремерхафен—Копенгаген—Санкт-Петербург—Калининград. Плавание продолжалось 308 суток, началось 28 октября 1995 г. и завершилось 28 августа 1996 г.
В 1998 г. барк снова участвовал в регате "Катти Сарк", где на первом этапе лидировал, а по результатам всех гонок занял второе место в своем классе! Спустя год, в 1999-м, экипаж судна вместе с курсантами, проходившими летнюю плавательную практику, принял участие в регате на Балтийском море. В чрезвычайно плохих для крупных парусников погодных условиях барк "Крузенштерн" в итоге занял почетное третье место!
Несмотря на свой возраст и постоянную сменяемость экипажа и практикантов, барк держит марку отличного скорохода. После первой кругосветки "Крузенштерна" прошло десять лет, и корабль собирается в очередное кругосветное плавание. На этот раз оно посвящено 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию завершения кругосветного плавания российских моряков под командованием И. Ф. Крузенштерна. Финиш кругосветки намечен на август 2006 г. (а возвращение в Калининград — примерно на 14 августа), когда корабль будет отмечать свой 80-летний юбилей.
Постановлением Правительства Российской Федерации выделены необходимые средства на проведение ремонта и доукомплектование судна. Докование и дооборудование судна проводится на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в городе Калининграде. Цель ремонта — предъявить судно к освидетельствованию и получить класс РМРС с неограниченным районом плавания; улучшить мореходные качества и таким образом обеспечить безопасность барка "Крузенштерн" на океанских переходах по маршруту кругосветной экспедиции; повысить комфортность проживания на борту судна курсантов, экипажа и дополнительного персонала в длительном, одиночном плавании.
Официальный старт кругосветного плавания будет дан в Санкт-Петербурге 24 июня в день 60-летия Парада Победы.
Общая продолжительность рейса — 424 сут., из них в море — 318, в портах — 106. Количество курсантов на борту — 123 человека.
Счастливого плавания тебе, "Крузенштерн", семь футов под килем и хороших ветров!