А вспомнить есть что. За греть века я прошел путь от рядового гонщика до мастера спорта, тренера, судьи всесоюзной категории и председателя Федерации водно-моторного спорта (ВМС) России. В течение добрых десяти лет по поручению Всесоюзной федерации занимался организацией и развитием ВМС на востоке страны — от Урала до Камчатки. Знаю и помню все то, что мы потеряли.
Пик развития ВМС в России пришелся на 1972-1973 гг. К этому времени в 90 городах страны (кроме Москвы и Ленинграда) работали секции ВМС, в которых активно занимались 6230 спортсменов-разрядников. Из этого числа 4125 гонщиков соревновались на кольцевых дистанциях, а 2015 — специализировались на дальних спортивных плаваниях (ДСП) на судах народного потребления (СНП).
Россия была условно разделена на восемь зон, в каждой из которых имелись оборудованные гоночные дистанции, проводились зональные, республиканские и лаже всесоюзные соревнования. В то не столь уж далекое время в РСФСР ежегодно проводилось до 130 соревнований по различным видам ВМС.
Парк спортивных водно-моторных судов в республике составлял 1149 единиц всех классов Елиной Всесоюзной спортивной классификации того времени. Кроме того, секции ВМС на местах располагали 504 судами народного потребления, пригодными для ДСП.
Подготовкой спортсменов и техники занимались тренерские составы в количестве 216 человек. Судейские коллегии, обеспечивающие проведение соревнований, насчитывали 910 судей различных категорий. Немаловажное значение в развитии ВМС играла пресса и особенно — журнал "КиЯ". Я имею в виду не только информационную поддержку публикациями, но и организацию традиционных соревнований на призы журнала и проведение сопутствующих технических конференций и встреч по вопросам спортивного и малого судостроения.
Спортивные результаты деятельности актива Республиканской Федерации (это примерно 35 человек) были неплохими: созданная в 1968 г. сборная РСФСР по достигнутым результатам ни разу не опускалась ниже III призового места. Чемпионы России, входящие в сборную страны, неоднократно занимали призовые места в международных соревнованиях в классах скутеров "СУ" и "ОА".
Эти факты и цифры из официальных отчетов я привожу не только для того, чтобы внести свою лепту в историю российского ВМС. Важнее напомнить, что многие из этих 7267 человек, занимавшихся ВМС в доперестроечное время, еще кое-что могут, при умелом подходе их можно задействовать и в новых экономических условиях для восстановления ВМС во многих регионах страны, где он когда-то процветал.
Перестройка отрицательно повлияла на состояние ВМС, как, впрочем, и многих других видов спорта. Большинство руководителей и тренеров не смогли адаптироваться в новых условиях, когда финансирование и снабжение водно-моторной техникой секций на местах прекратилось. Количество спортсменов резко сократилось.
В настоящее время, по неофициальным источникам, ВМС культивируется только в 20 городах, расположенных в 18 регионах страны. Проводятся гонки в 4 видах водно-моторных соревнований, причем из Всероссийской спортивной квалификации исключены такие важные и перспективные виды соревнований, как ДСП и водно-моторные ралли, которые, как правило, осуществляются на личных судах народного потребления и способствуют развитию массового водно-моторного туризма (а в немалой степени — спонсорскому участию и подъему отечественной промышленности малого судостроения).
ВМС страны, как и во всем мире, может стать одним из перспективных направлений спортивного бизнеса. Иностранный опыт показывает, что при правильной организации коммерческой деятельности спорт не только окупает расходы на проведение соревнований, приобретение и содержание спортивной техники, но и приносит дивиденды. Так, например, стоимость одного пакета рекламы на бортах при многократной ее демонстрации на соревнованиях различного масштаба составляет от 1 тысячи до 100 тысяч долларов.
По мнению ряда новосибирских и санкт-петербургских ветеранов, можно было бы наметить и обсудить хотя бы первоочередные меры по восстановлению и развитию ВМС.
Во-первых, стоит несколько изменить структуру республиканских и региональных федераций и секций в крупных городах и промышленных центрах страны. Во-вторых, совершенно необходимо расширять географию ВМС, восстановив существование секций (для начала хотя бы мелких) не менее, чем в 40 регионах. Это позволит заложить основу для развития массовости и создать в будущем резерв перспективных пилотов-гонщиков, чтобы соответственно поднять престиж России в международном ВМС. В настоящее время такого резерва нет. В-третьих, Федерации ВМС России необходимо расширять количество видов соревнований и добиться включения в Единую Всероссийскую спортивную классификацию таких соревнований, как ДСП на судах народного потребления, водно-моторные ралли ("ривер-марафон") и другие разновидности водно-моторного туризма. И последнее, но не менее важное: надо всемерно усилить внимание к подготовке молодого поколения спортсменов-водномоторников путем создания на местах сети детских и юношеских школ и секций для подготовки к соревнованиям "Формула будущего"; это будет соответствовать государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. (Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2001 г.) и разработанных на ее основе региональных программ.
По мнению ветеранов ВМС, типовая структура президиума (комитета) создаваемой секции ВМС должна быть такой.
Патрон — глава (или его заместитель) администрации региона. Такой подход повышает престиж соревнований по ВМС и позволяет' оперативно решать ряд финансовых и организационных проблем.
Председатель — реальный руководитель; желательно, чтобы это был бизнесмен, имеющий отношение к ВМС, или водномоторник, обладающий организаторскими способностями.
Первый заместитель председателя — промоутер, то есть лицо, прекрасно ориентирующееся в вопросах и бизнеса, и ВМС, имеющее контакты с местными предпринимателями.
Второй заместитель председателя — главный по спортивно-технической части. Это должен быть опытный спортсмен-водномоторник или тренер.
Особую роль в этой структуре должны играть агитационно-массовая комиссия и в ее составе — пресс-центр. Его рационально создавать, начиная с соревнований межрегионального масштаба. На должность руководителя этой комиссии желательно привлечь руководителя местной рекламной фирмы, что будет являться наиболее удачным решением.
Остальные звенья структуры президиума (комитета) являются типовыми: тренерский совет, техническая комиссия, коллегия судей. Костяк президиума (комитета) не должен превышать семи человек; он осуществляет свою деятельность на возмездной основе, при этом без межсезонья трудятся председатель, промоутер и руководитель агитационно-массовой комиссии.
Вновь созданная секция ВМС, в соответствии с установленным порядком, должна быть официально зарегистрирована через местный спорткомитет и иметь утвержденный устав.
На настоящем этапе развития ВМС водно-моторные соревнования должны одновременно являться и хорошо организованными шоу, поэтому организаторам и в первую очередь президиуму (комитету) необходимо уделять внимание не только удобному для гонщиков расположению дистанции, но и размещению зрителей с учетом обзора акватории гонок, на что в доперестроечное время обращалось мало внимания. Естественно, необходимо, чтобы трасса кольцевых гонок, причалы для спортивных судов и место судейской коллегии размещались компактно. Многолетний опыт организации соревнований подсказывает, что для проведения серьезных встреч на соответствующем уровне необходимо иметь в стране не менее шести удачных акваторий; они должны быть расположены в тех городах, где имеется постоянный интерес населения к ВМС и могут быть созданы постоянно действующие активы. Таким образом у Федерации ВМС России появится реальная возможность поочередно проводит соревнования на заранее подготовленных местах.
Исходя из собственного опыта, а также опыта немногих успешно работающих сегодня водно-моторных секций, хотел бы обратить внимание на то, что ключевой фигурой организации ВМС на местах является промоутер, обеспечивающий финансирование и саму возможность проведения соревнований. Агитационно-массовая комиссия задолго до начала соревнований разворачивает их рекламу, обеспечивает информационную поддержку, связывается с прессой, радио, телевидением, готовит для промоутера контакты со спонсорами и меценатами. И только при успешной деятельности этого тандема возможна вся последующая спортивно-техническая работа.
По мнению сибирских читателей журнала, настало время для создания в Санкт-Петербурге — колыбели отечественного ВМС — музея по данному виду спорта. Как нам известно, там уже создана инициативная группа энтузиастов, которая начала эту работу.
Как патриот и болельщик ВМС я надеюсь, что у читателей "КиЯ" появится желание высказать свои мнения и предложения по развитию ВМС в России, их можно будет обсудить на страницах и сайте журнала.
Владимир Бухарин, бывший председатель Федерации ВМС РСФСР, мастер спорта, судья всесоюзной категории; г. Новосибирск