Каждый отдыхает, как может. Мы же, проснувшись рано утречком и выпив по чашке ароматного кофе, отправляемся со стоянки катеров клуба "Франкарди", что на Большой Невке, прогуляться вдоль берегов Ладоги.
Нево (это древнерусское название озера) — самое большое в Европе, его размеры — примерно 60x100 мор. миль. Малое море с пресной водой, да и только. Средние глубины здесь в 3.6 раза больше, чем в Азовском море, а максимальные — в 16 раз! При скорости ветра более 18 м/с высота волн достигает более 6 м. 16 сентября 1941 г. на Ладоге произошла одна из крупнейших катастроф в истории мореплавания — разбушевавшаяся стихия разбила баржу № 725 и погубила около 1000 жизней. По числу жертв она сравнима с крушением "Титаника"...
Итак, дав поработать несколько минут на холостых оборотах моторам, трогаем наш 6-метровый РИБ "Roger 600" с надувными бортами. Проходим правым бортом крейсер "Аврору", берем лево руля и идем по Неве со скоростью 60 км/ч. На катере стоят два спаренных мотора "Selva" встречного вращения, по 80 л.с. каждый, что дает мощный упор, но в целях экономии топлива поднимаем один мотор из воды и топаем на другом. Наш РИБ загружен по полной схеме: еда—вода, вещи, аварийный запас: "идешь на день — готовься на неделю" и т.д., всего с экипажем из двух рулевых — под тонну груза. Запаслись и топливом — оба стационарных бака полные, в каждом по 300 л, этого хватит для дальности хода более 1000 км. До Ладоги что-то около 70 км, мы наслаждаемся скольжением по ее текущим навстречу водам. Благодать.
Надо сказать, что это наша третья попытка пройти вдоль берегов Ладожского озера за один день. В первый раз российский бензин растворил импортные топливные "бензостойкие" шланги на пятом часу работы двигателей, и труха от них забила топливную систему. Чистка, промывка, продувка — и в обратный путь. Во второй раз после замены импортных топливных шлангов на отечественные на 150-м километре пути моторы начали работать с перебоем: топливо из внутреннего бака поступало с пузырьками воздуха, это было хорошо заметно благодаря прозрачным топливным трубкам в итальянских моторах "Selva". Стало ясно, что при движении по метровой волне на бензиновой "газировке" моторы работать стабильно не смогут. Переключили подачу топлива от второго полного бака и пошли назад, "не солоно хлебавши". Потом пришлось сделать маленький расходный бачок, в который бензонасос качал топливо из основных баков "под крышку".
На этот раз Неву минуем довольно быстро и после прохода извилистого фарватера Петрокрепости оставляем справа Кареджский риф. В Ладоге — метровая волна. Наш РИБ в состоянии "баржа" отказывается идти по такой волне на одном моторе, поэтому приходится подключать второй. Несемся по этой волне к восточному берегу, до которого около 80 км. Озеро пустое. На скорости 5055 км/ч справа оставляем банки "Северная головешка" и "Сухская". Волна немного уменьшается. Подняв один из двигателей из воды, замечаем, что скорость катера упала на 5 км/ч, никаких прыжков и скачек, катер идет ровно, разбивая в белую пену встречные волны. Здесь глубины — от 10 до 40 м.
И вот на горизонте показался Табановасский маяк. Берег встречает нас полнейшим штилем. Наблюдаем довольно много рыбаков — промышляют сетями, они явно недовольны нашим неожиданным, на скорости около 60 км/ч, явлением от другого берега. Останавливаемся, чтобы все проверить и перекусить. Топливные шланги и фильтры в порядке, моторы работают ровно. Куски запеченной буженины с хлебом запиваем квасом, затем, съев по спелому яблочку, двигаем дальше. Судя по облачному небу, штиль здесь продержится недолго.
Примерно час спокойно скользим по водной глади вдоль восточного берега, оставляем справа поселок Видлицы и идем на северо-запад вдоль небольшой волны. Через 60 км у о. Мантсинсаари берем курс 333°. Ветер отходит, и мы несемся опять по встречной метровой волне, которая разлетается в стороны, взрываясь под быстро идущим катером. Маршрут проложен через о. Рантасаари, который находится в 30 км от нас. Под нами — 100-метровые глубины. Встречная волна растет и бьет в правую скулу катера. Ее брызги, пролетая над рубкой, изрядно поливают непромоканцы. Они у нас "дышащие", в них комфортно, а вот раньше, в обычных, на высокой скорости было совсем не жарко.
— Руль потеряли! — вдруг кричит рулевой.
"Как можно потерять руль, когда его никогда не было?" Оказывается, от тряски и прыжков катера на волне открутилась тяга рулевого гидроцилиндра.
— Представляешь, держу курс по стрелке навигатора, а катер идет совсем в другую сторону, — поясняет рулевой.
Штангу прикручиваем и трогаем дальше. Волны сначала нарастают до полутора метров, и наша скорость снижается до 35 км/ч. Проходим мимо нескольких островов.
У северного берега волны начали терять свою силу, и мы на отметке 61°35,08' с. ш. и 31°09,44' в. д. делаем поворот, обходя какой-то остров — предстоит путь через Валаам, до которого около 20 км, вдоль другого берега озера.
Время — 16.00. Теперь ветер дует нам в спину, его скорость — 15-17 м/с. Наблюдаем, как из водной зыби зарождаются ладожские волны. Сейчас нам с ними по пути. И через полчаса, разминувшись с двумя небольшими пассажирскими судами, оставляем слева поклонный крест, подходим узким фарватером к причалу Валаамского монастыря. Здесь — ни свиста, ни ветра. Святые места.
После небольшого променада — снова в дорогу. 18.00. На выходе с островного фарватера встречаем те же пассажирские суда — они возвращаются назад. Волнение усиливается, и их капитаны решают не рисковать. Правильное решение. Мы на безопасном расстоянии обходим остров и берем курс 180°, т. е. "чистый юг". На данный момент нами пройдено по Ладоге 300 км и по Неве 70 км. До истока Невы осталось пройти 160 км, чем мы сейчас и займемся. За время перехода добавили пару раз масло в моторы и закрепили рулевое устройство. Оба мотора работают нормально. Вот только впереди настолько "чистый" горизонт, что понимаем — край земли там. И мы идем к нему.
С каждым десятком километров волны возрастают, а скорость "Корсара" падает. Уже заметно облегченная лодка обгоняет волны, но с трудом "едет в горку", взбираясь на спину попутного гребня. Высота волн — 2 м, скорость приходится сбавлять до 40 км/ч. Через пару часов хода высота волн — около 2.5 м, и мы тащимся почти с их скоростью — 25 км/ч. А чтобы обгонять волны и держать среднюю скорость 35 км/ч, требуется, разогнавшись с одного водного вала, искать для приземления место поровнее. Наш катер, спроектированный для рыбаков Дальнего Востока (а в океане такие волны — почти штиль), ведет себя достойно. Баллоны в носовой части корпуса при ударе о воду ощутимо смягчают этот удар, превращая его в мягкий толчок. Во время такого движения рулевой принимает позу горнолыжника, который совершает спуск с крутой горы. Удержаться за стойкой помогает специально спроектированное сиденье, которое скорее напоминает турникет, но именно благодаря ему при прыжках и сильных боковых ударах на скорости рулевой не вылетает с катера.
Время идет, волны растут — они уже явно выше нашего фирменного флага, развевающегося над свинцовой Ладогой, но, несмотря на это, расстояние между нами и Невой сокращается. Волны надвигаются на нас не ровной шеренгой, как в море-океане, а хаотичными гребнями, пену с которых срывает ветер. Между волнами — глубокие темные ямы. Это нередкое явление на Ладоге — называется "сулой". Ладога любит зло посмеяться. Ярко-желтое солнце на мгновение появилось между черными тучами и темными водами и скрылось за горизонтом. Показалось, что навсегда.
До Невы еще 50 км по водным барханам. Один из моторов стал капризничать, не набирал положенных 4000 оборотов. Но, тем не менее, среднюю скорость в 35 км/ч держим. Идем "тупо по-солдатски" — по стрелке навигатора GPS, который исправно показывает на ранее внесенные в него точки. Не видать ни зги! Только светятся шкалы приборов и навигационные огни. Прислушиваемся к себе: если отклоняемся назад, значит несемся с волны, если падаем вперед — врезаемся в бегущую впереди волну. В обоих случаях приходится крепко держаться за поручни. Наконец замигал красным светом Осиновецкий маяк. В метре слева от нас мелькнула рыбацкая вешка с красной тряпкой, подумалось: "Лишь бы не налететь на железный буй".
Через полтора часа уже идем по освещенному фарватеру Петрокрепости. Один из моторов вовсе отказался работать, и мы, решив оставить эту проблему до утра, швартуемся у стоянки местного ГИМС. На часах — около 24.00. Если учесть, что остановка у монастырского причала Валаама заняла примерно час, то на весь 530-километровый путь ушло 14 часов, а средняя скорость составила около 40 км/ч. При этом волнение было до 4 баллов. Но мы чувствовали себя весьма уверенно в этом переходе, поскольку наш катер с двумя моторами имеет категорию плавания "B" по международной классификации, т. е. рассчитан на плавание при волнении до 4 м. Что мы и проверили — годится!
Выспались. Утром в 9.00 сначала позавтракали, заменили топливный фильтр и уже через час были на родной стоянке.
Поход показал, что в таких переходах разумно использовать одновременно два мотора встречного вращения. В этом случае загруженный катер при 5500 оборотах двух двигателей с шагом винта 15 дюймов может развить скорость 60 км/ч. Плюс колоссальная экономия топлива: разогнав полуторатонный катер, можно выключить один из двигателей и поднять его из воды. 25 л бензина на 50-60 км, или 0.5 л топлива на 1 км пути — превосходный показатель для двухтактного двигателя! К тому же повышаются и моторесурс обоих двигателей, и безопасность плавания.
Следующий наш шаг — проверка катера со стационарным дизельным высокооборотистым двигателем. Удача с нами!