Как мы упоминали ранее (см. №184), испанский кабальеро Алваро Маричалар все же решился бесшабашно потратить неделю свободного времени и навечно связать обе российские столицы с помощью водного мотоцикла.
Гидроцикл был прежний, тот же, что и при переходе через Атлантику — несколько модифицированный «Bombardier Sea-Doo XP». Основным организатором «пробега по бездорожью» выступал «Росагролизинг», а сопроводить избалованного жизнью неоконкистадора по современной российской глубинке вызвались представители фирмы «Корсар» («RIB Roger 470», «Komandor 470») под руководством Валерия Устинова. В роли командора выступал известный яхтсмен Николай Литау. Именно этим двум фамилиям испанец обязан успехом перехода, иначе он бы до сих пор шлюзовался где-нибудь на Икше.
Как рассказывали "джентльмены", командору приходилось по-старшински «строить» Маричалара с самого первого дня путешествия — вначале тот капризничал, что не взяли в лодки сопровождения его свиту, включая телохранителей (по общему согласию участников очень кстати взяли дополнительно лишь «Немирoffa перцового»). Затем испанский рекордсмен негодовал на отсутствие пятизвездочного отеля в Калязине и Коприно, а после бранился на систему шлюзов, тихоходность группы сопровождения (обе груженые лодки шли под 55-сильными моторами) и периодически надолго исчезал за горизонтом.
Кучерявую голову резвого водного мотоциклиста отрезвили лишь кровожадные российские комары и «отличная» июньская погодка (холод, дожди) — на диких таежных стоянках он уже безропотно хомячил немудреный походный провиант и отдыхал под обычным палаточным брезентом. Хотя все-таки пытался с помощью спутникового телефона сбивчиво сказать кому-то: «Мамма миа!».
Последние 35 часов Алваро не вылезал из седла, что позволило опоздать к фуршетам у Петропавловки всего на три часа и убедить мореходную общественность, что он действительно на что-то способен.
Команда фирмы "Корсар" уважила просьбу Испании сопровождать графа Алваро де Маричалара, который имел каприз пройти путь из Москвы в Санкт-Петербург на аквабайке "See-Doo" фирмы "Bombardier".
В Москве у памятника Петру Великому собираем две лодки РИБ "Roger 470" и "Komandor 470", ставим 55-сильные моторы. Грузимся: снаряжение, бензин, провиант. Сюрприз — необходимо взять на борт еще двух телохранителей, офицера связи, массажиста, оператора и пару человек из графской свиты. В общем получается по пять человек в каждой лодке плюс груз — перебор. Моторам не удастся развить нужную для сопровождения гидроцикла скорость. После недолгих дебатов в команде графа остается только один оператор.
Журналисты, корреспонденты, телевидение, испанский консул — наконец-то политес окончен! В путь! Впереди 1600 км, 19 шлюзов...
Несемся по Москва-реке в сопровождении патрульного катера. Граф на водном мотоцикле подходит к речным трамваям и обменивается с пассажирами приветствиями — машет руками, выписывает финты. Первые два шлюза проходили долго — они спаренные. Минуем Химки, Долгопрудный, Пироговское, Учинское и Пестовское водохранилища. Далее начинается канал им. Москвы — потрясающее сооружение, скульптурные ансамбли (бетонные тетки, дядьки, вазы) и красивейшие места в одном флаконе.
Граф наполняется Россией. Нас в лодке четверо: командор экспедиции — Николай Литау, капитан лодки, оператор и "НемироИ перцовый" — нам не скучно!
В Икше пришлось ожидать шлюзования, и мы направились на экскурсию в офис шлюза. Граф удивлялся всему: чистоте и порядку, бронзовым ручкам и петлям на дверях, живым огромным кустам роз в помещении. Очаровательный начальник шлюза — женщина средних лет — рассказала нам, что за время ее тридцатилетней работы-вахты никаких происшествий на шлюзе не происходило.
Дубна. Уходим направо. Волга-матушка река. Несемся по ее просторам. Кимры, Белый городок, Калязин с притопленной церковью. Позади два дня пути и две ночевки: одна — в клубе "Буревестник", другая — под открытым небом между шлюзами, а пройдено всего 250 км и девять шлюзов. Тормозим у старой церкви, чтобы подкрепиться и заправить аквабайк. Через несколько минут к нам подходит священник.
— А вы кто такие и куда путь держите? — вежливо спрашивает отец Михаил — настоятель церкви Святого Михаила.
— Мы — экспедиция "Корсар", идем из Москвы в Питер водным путем, сопровождаем испанского графа Алваро де Маричалара на его гидроцикле, — отвечает командор.
После знакомства и обмена любезностями совершаем небольшую экскурсию по церкви.
— Послушай, Михаил, что-то отстаем мы от графика, а это неправильно. 7 июня должны быть в Петербурге. Будь так любезен, сослужи службу и соверши таинство, чтобы все вовремя было. А это на строительство храма, — передав пожертвования наедине, просил капитан "Роджера" о содействии отца Михаила.
— Поставь, сын Божий, эти свечи перед образами, назови свои имена, возьми эту икону Святого Михаила и — ступай с Богом.
Исполнив все, как велено, и приладив иконку на лодке, двигаем в путь. Через 20 км входим в Угличский шлюз вместе с пассажирским теплоходом, не задержавшись ни минуты — ладно работает отец Михаил. Проверено — Бог есть! В Угличе, пополнив запасы бензина, идем на север к Коприно.
Граф, заметив на берегу огромный костер и кучу детей, направился организовывать их. Через минуту над Волгой неслось: "Алваро! Алваро! Испанья!"
Команда сразу запомнила слова речовки, но с трудом удержалась, чтобы ее не подхватить.
72 км пролетели незаметно, и мы причаливаем к песчаному берегу. Здесь начинается Рыбинское водохранилище. С лаем к нам выбежали совсем не дружелюбные собачки — немецкие овчарки. Граф с радостью побежал к ним, схватил одну из них за передние лапы и пустился в пляс! Очумевшие псы замолчали. Подумалось: "Куклачев!".
— Кто такие и что надо? — Спросила женщина, подойдя к нам от серого здания.
— Скажи женщине, что нам здесь нравится, пусть готовит хороший ужин и постель. Мы остаемся ночевать, — сказал граф на английском.
— Мы — артисты московского цирка с Цветного бульвара, направляемся из Москвы в Питер на лодках. А этот симпатичный человек — наш коллега из Испании, — слегка изменив перевод, объяснил капитан.
— А я удивляюсь — как это его собаки не порвали. В пальто, в шапке и по воде быстро едет—цирк! А стоять здесь нельзя — частная территория и охраняемая зона. А я сторож, — сказала, как отрезала.
— Что она сказала? — поинтересовался любезно граф.
— Граф, она сказала, что рада приготовить классный ужин и теплую постель, но лодки ночью здесь могут украсть, — передал слова женщины капитан.
— О, это меняет дело, отходим, — решает граф.
Отошли на несколько километров от неспокойного места и устроились на ночлег Поужинав с "Немирoffым", легли в спальники, просто укрывшись палаткой от дождя, который приятно омывал уставшие лица.
Утро подарило уныло-дождливую погоду. Рыбинка (Рыбинское водохранилище) слегка штормила, ветер свежий, порывистый. Утренние намывания, плотный завтрак, недолгие сборы — и в путь. До Череповца — 160 км. Волна — короткая и противная — немного снизила нашу скорость. Мы удобно расположились на надувных бортах и наблюдаем, как граф утюжит волны на своем водном мустанге, красиво перепрыгивая с волны на волну, выписывает крутые повороты-развороты, подныривает под пенящейся гребень или уносится вихрем в точку Испанец в восторге! Мы восхищаемся его умением и выдержкой. Граф — в пальто, в горнолыжных штанах и зимней шапке — в 50 км от берега, в дождь и шторм, при северном ветре и температуре +5°С носится на водном мотоцикле по российским водным просторам. За него — тост!
— Почему вы идете то влево, то вправо? — спрашивает граф. — Надо идти прямо! Так короче.
— Мы идем фарватером, здесь очень опасные места — потопленные поселки и леса, — объясняет командор.
— Следуйте за мной, я вижу сквозь воду, — заявляет граф.
— Нет! — твердо отвечает командор.
Граф умчался по гребням волн вдаль, поднимая водную пыль, — обиделся. Через некоторое время капитан решает проверить слова испанца и следует за ним, уйдя с фарватера, отмеченного навигационными знаками.
— Follow me, — кричит граф, показывая кратчайший путь.
Через несколько минут лодка уже налетает на мель, поднимая муть со дна. Команда и оператор чудом остаются в лодке. До берега — 5 км. Алваро, почувствовав неладное и дав газку, легко отходит по мелководью. До него долетает только трехэтажный ямб. Около часа уходит на снятие лодки с мели. Проверено — граф сквозь воду не видит!
Проходим Череповец, Шексну и пару шлюзов. Результатом скачек по битой встречной волне стали: сплющенная крепким задом капитана канистра с бензином, на которой он сидел, и срезанный болт крепления сиденья аквабайка. В ближайшем селении Алваро затеял ремонт.
— Это надо сварить, — протягивая половинки болта, сказал он.
— Ребята, есть ли где сварка? — Обратился к собравшимся туземцам командор.
— Сварка есть у Матвея, он живет рядом — в 16 км отсюда, — отвечает кто-то.
— А что надо-то? — Спросил рослый паренек, подойдя поближе и разглядывая ломаный болт. Тут же он вытащил из глубоких карманов горсть болтов и стал примерять. Один подошел.
— Ну вот, дядя, готово, — улыбаясь сказал он.
Граф был поражен российским сервисом и пригласил всех присутствующих в Испанию.
Вечереет. Мы торопимся. Проносясь мимо какой-то деревни, налетаем на подводные камни (фундамент затопленного дома, как выяснилось позже). У деревенской пристани останавливаемся — ставим последний винт. Итого: сломано уже семь винтов, а пройдено только полпути.
Дед Сашок рассказывает графу о житье-бытье, а его внук тем временем правит на наковальне гнутые лопасти.
Несколько часов несемся по темной водной глади. В два часа ночи граф заявляет:
— Все! Я устал. Сейчас — в ресторан, покушаем и в гостиницу, два-три часа отдыхаем и продолжим...
Мы, совершенно очумевшие от услышанного, переглянулись. Молчание нарушает мудрый командор:
— Алваро, мы сейчас в русской тайге, до ближайшего селения 56 км, но там нет ни ресторана, ни гостиницы. Поэтому мы можем отдохнуть несколько часов, но только под открытым небом. Выбирайте место.
Поляна на пригорке послужила очередным местом ночлега. Команда ошвартовала лодки и готовилась к отдыху. Граф, раздевшись, сидел голый — из одежды на нем было только вафельное полотенце (остальное оказалось мокрым). Комары и слепни с удовольствием сосали испанскую кровь. Горячий ужин и "Немироff’ прибавили сил и оптимизма. Спали крепко.
Утро выдалось ясное. Командор объяснил графу что в лес ходить не стоит, дескать волки, кабаны и медведи рядом, поскольку их дерьмо встречается повсюду. Змея прошуршала в траве, сползла к воде и уплыла. Позавтракали сыром с кофе — и дальше. В местечке Анненский Мост заправились горючим. Граф звонил по спутниковому телефону "ГлобалСтар" в Испанию и Москву Любая другая связь в этих местах отсутствовала.
Мы совершенно выбились из графика, а впереди еще 600 км и восемь шлюзов. Уговаривали испанца объехать шлюзы на грузовике, но он наотрез отказался! Здесь, конечно, мы его сильно зауважали, поскольку и сами собирались пройти весь путь честно.
Шлюзы Волго-Балта с их мутной водой пожирают наше драгоценное время. Между шлюзами Алваро общается с местной ребятней, угощая всех шоколадом. И только к вечеру мы оказываемся на берегу Онеги. Темно-синее небо, багровый закат, и мы, зеркально отражаясь в глубоких водах озера, идем на запад. Алваро, вконец опьяненный красотой природы, вскинув руки к небу кричит: "О mein Gott". Он, совершенно очумевший, носится с бешеной скоростью, поднимая багрово-серебряную пыль.
Мы, удобно устроившись на надувных бортах лодки, наслаждаемся пейзажем и беседой о превратностях любви, начатой пять дней назад в Москве.
— Шоколада хочу, — просит Алваро, лихо притормозив у лодки.
Дали шоколада.
— Пить хочу, — просит Алваро.
Капитан, на ходу зачерпнув в стакан воды из Онеги, выдавил в него лимон, случайно оказавшийся рядом, и протянул "лимонад" графу. Тот недоуменно молчал. Капитан залпом отпил полстакана и снова протянул стакан графу, но он пить не стал и унесся прочь. Видимо в Европе давно забыли, что чистая вода бывает за бортом, а не только в бутылках.
Полночь. 7 июля. Сегодня — финиш. Впереди — 500 км и два шлюза. Заправка в поселке Вознесенье, и вперед. Свирь ночью особенно великолепна. Темные чистые воды, белая свежая ночь, спящая тайга. Мы идем по навигационным горящим знакам. Есть что показать заморскому гостю. ГЪрдясь этим, мы, уставшие, но довольные, проходим сотню прекрасных километров до первого шлюза. На втором нам сообщают, что идти открытой Ладогой запрещено, и направляют нас по Ново-Ладожскому каналу. А вода в канале упала на 2 м, и местным жителям приходится помогать Алваро перетаскивать его аквабайк через переправы-понтоны, севшие на грунт.
С опозданием всего на три часа он — не спавший 35 часов — финиширует у Петропавловской крепости.
После финиша нами был сделан круг почета по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Удача нам не изменила, она с нами! Лодки не подвели, выдержали испытания.
Узнав о планах команды "Корсар" идти вокруг Европы в июле следующего года, отважный испанец высказал пожелание осуществить этот проект вместе. Стартовать будем в Петербурге, пройдем по Волго-Балту и Волго-Дону до Черного моря, через Босфор — в Средиземку, далее Гибралтар, Бискайский залив, Ла-Манш, Северное море, Балтика и через полтора месяца — финиш в Петербурге.
Мы планируем не гонку вокруг Европы, а приятный вояж с поиском кладов под водой и на островах, которые сами спрячем, с игрой в знаменитых казино и игорных домах, ведь Удача с нами! Эта Леди — в нашей команде!