В.И.Куроедов, Главнокомандующий ВМФ России.
14 ноября 2002 г. у пассажирского причала Николаевской набережной Санкт-Петербурга завершилось беспримерное кругосветное плавание яхты "Апостол Андрей" под командованием заслуженного мастера спорта Николая Литау. В этом походе, продолжавшемся ровно 13 месяцев, парусник оставил за кормой 27 000 морских миль. Это — первая российская яхта, прошедшая Северо-Западным проходом вдоль берегов Аляски и проливами Канадского Арктического архипелага, которая впервые в мире в одном кругосветном плавании пересекла Южный и Северный полярный круг. Российский военно-морской флот, оказавший путешественникам сильную поддержку организовал яхтсменам торжественную встречу с духовым оркестром. В церемонии принял участие и Главнокомандующий Российским ВМФ адмирал В.И.Куроедов.
Экспедиция парусника "Апостол Андрей" состояло из двух этапов. На первом в 1996-1999 гг. яхта обогнула восточное полушарие, установив сразу три рекорда:
- впервые совершила кругосветное плавание в меридиональном направлении,
- прошла через воды всех четырех океанов планеты,
- под парусом прошла Северным морским путем (за две навигации).
То плавание было признано Британским Королевским крейсерским яхт-клубом самым выдающимся достижением 1999 г., а наш соотечественник был награжден медалью "За искусство мореплавания". В 2002 г. Крейсерский яхт-клуб Америки вручил ему медаль "Голубая вода" — таким образом, Николай стал шестым в мире яхтенным капитаном, удостоенным сразу обеих наград.
Нынешнее плавание тоже оказалось рекордным — войдя в антарктические воды и посетив полярную станцию "Беллинсгаузен", "Апостол Андрей" продолжил плавание в южном направлении. Вблизи о. Петра I яхта достигла 69° ю.ш. — так далеко на юг еще не заходило ни одно парусное судно.
Повернув на север и поднимаясь по глобусу "наверх", "Апостол Андрей" зашел в Петропавловск-Камчатский, где сменился практически весь экипаж — из числа начинавших плавание на борту остались лишь капитан и его бессменный старпом Аркадий Гершуни.
В арктических водах Аляски и Канады шестерке российских яхтсменов пришлось столкнуться с очень тяжелой ледовой обстановкой. Завершение плавания вообще находилось под угрозой срыва: был поврежден винт, который пришлось менять, поднимая яхту, позднее льды едва не выдавили судно на поверхность — спасла массивная стальная обшивка. Часть пути пришлось и вовсе проделать за канадским ледоколом — сплотившийся семибалльный лед преградил мореплавателям путь на восток. Когда ледовый, самый тяжелый, участок пути уже был пройден и яхта стремительно мчалась к берегам Исландии, оборвался стаксель-штаг. Одновременно лопнул стаксель-фал, и был потерян стаксель. Потребовалось запустить машину, чтобы продвигаться вперед, — и это при встречном ветре до 15 м/с!
Последний сюрприз ожидал яхтсменов уже практически в родных водах— на траверзе о. Борнхольм самопроизвольно "отдался" и ушел на дно винт. Подходить к пограничному причалу на форту Константин пришлось под парусами. Тут же, на форту, водолазы заменили винт. Из-за рано наступившей в Петербурге зимы для торжественного подхода к причалу "Апостолу Андрею" пришлось воспользоваться услугами ледокола.
Завершив вторую кругосветку, в ходе которой яхтсмены обогнули уже западное полушарие, российская яхта стала одной из трех в мире, обошедших по периметру Северный Ледовитый океан, но, увы, не первой из них. К огромному сожалению, заочную гонку по Ледовитому океану выиграть нашим ребятам не удалось. На три недели раньше "Апостола Андрея" завершила свое плавание деревянная(!) немецкая яхта "Dagmar Aaen" постройки 1931 г. под командованием Арведа Фукса (пять лет тому назад уже прошедшая канадским Северо-Западным проходом). Летом 2002 г. она вошла в российские арктические воды и, благодаря исключительно жаркому лету, преодолела весь Северный морской путь за одну навигацию, практически не встретив льдов на своем пути. Она и стала первой яхтой, прошедшей вдоль всего Арктического побережья Евразии и Америки. В ближайших номерах журнала мы планируем подробнее рассказать об арктических плаваниях "Апостола Андрея", "Dagmar Aaen" и "Vagabond" — еще одной яхты, прошедшей этим летом по трассе Севморпути.
Артур Гроховский. Фото из архива яхты "Апостол Андрей" и автора.