Автор этой заметки петербуржец, строитель БАМа Александр Константинович Гузяев — не только опытный водномоторник и конструктор-любитель, но и турист-водник со стажем. Он плавал на самых различных лодках, в том числе и на самодельном парусном катамаране, и на "Джонботе" (с "Ветерком" и с "Салютом"). В семейном альбоме Гузяевых — пейзажи многих рек и озер Северо-Запада страны и Сибири, теперь вот еще Байкала и Лены. Добавим, что представитель редакции лично взвешивал сконструированный автором байдарочный моторчик безменом, так что указанный в заметке вес — это факт.
Давно хотелось пройти по Байкалу от Северобайкальска до Малого моря, потом, переехав автотранспортом до г. Качуг, по р. Лена до г. Усть-Кут. Транспортное средство выбрали сразу — разборную байдарку "Таймень-3" грузоподъемностью 375 кг — при собственном весе 36 кг. Это то, что нам надо. Нам — это мне и моей жене Елизавете. Впереди — 500 км по Байкалу, вдоль береговой линии, и 550 км по Лене. Наш "Салют" весом 11-12 кг был для нас тяжеловат. Поэтому решил сделать мотор сам, добиваясь всемерного сокращения веса. За основу взял двигатель "Д-6М". Разобрав его, я начал максимально облегчать каждую деталь отдельно, не в ущерб ее прочности и надежности. Вес коленвала был 1350 г, после переделки и уравновешивания стал 650 г. Дело это оказалось трудоемкое и требовало специальных знаний. Тому, кто будет делать такой мотор, советую оставить заводской коленвал, смирившись с лишними 700 г веса. Зато не потребуется разбирать картер двигателя. С цилиндра срезал шарошкой все лишнее, даже резьбовую часть выхлопного патрубка. Заводной шкив выточил из алюминиевого сплава, из него же была сделана дейдвудная труба диаметром 32 мм (толщина стенки — 3 мм), к которой приварены аргонодуговой сваркой фланцы. Общая длина дейдвуда — 352 мм. Редуктор и гребной винт взял от лодочного мотора "Салют". Крыльчатка удалена. Карбюратор — "К-60В". Бензобак от ПМ "Салют" установил на трех проволочных (диаметр 2.5 мм) одновинтовых пружинах, прикрепленных к цилиндру. Бак переделал до объема 12 л. Такого количества горючего хватало на два часа работы двигателя. Глушитель алюминиевый, приварен к цилиндру. Выхлоп производится в воздух. Охлаждение водяное, от напора струи гребного винта: вода по трубке (внутренний диаметр — 6 мм), сделанной из нержавеющей стали, поднимается к цилиндру и через восемь отверстий диаметром 1.5 мм выливается на него. Далее из одного концевого отверстия диаметром 3 мм вода льется на соединение цилиндра с головкой, обеспечивая хорошее охлаждение, а сливаясь с цилиндра, охлаждает глушитель.
Двигатель получился надежный, на всем пути проблем с мотором не возникло. Только несколько раз меняли шпонку гребного винта. Вес мотора с баком получился 5.65 кг. Установил его с правого борта на поперечине, закрепленной на обоих фальшбортах. Мотор может откидываться до горизонтального устойчивого положения и не мешает при гребле. Пустая байдарка с установленным двигателем устойчива, ее не надо откренивать. Управление байдаркой осуществлялось штатным рулем, которого вполне достаточно.
Поперечина для мотора сделана из нержавеющей трубки диаметром 24х2 мм, а боковые крепления и упор для мотора — из пластины нержавейки толщиной 2 мм. Управление газом осуществляется рычажком, установленным на карбюраторе, через тросик.
Скорость загруженной байдарки на среднем газу — 10 км/ч.
Бензин (40 л) залил в пластиковые 1.5-2литровые бутылки из-под лимонада и минералки. В поезде перед Северобайкальском их было предостаточно. Такими же пустыми бутылками забил носовой и кормовой отсеки — 99%-ная непотопляемость была обеспечена.
Северобайкальск чистый, аккуратный городок, где можно в одном большом универсаме купить почти все необходимое для путешествия.
6 июля 2002 г во второй половине дня мы отправились в путь. Стоял сильный туман, не позволивший нам далеко уйти от берега. Пройдя немного, остановились на ночевку. Утром по-настоящему начали путешествие. Кругом — туман и безветрие, к обеду туман рассеялся, и мы получили возможность любоваться местными красотами. Очень много снимали на видеокамеру. Сразу за обрывистым скальным мысом Аударь открылось село Байкальское, где есть магазин и фельдшерский пункт. На следующий день дошли до мыса Котельниковский. На мысу возле горячего источника расположен маленький санаторий. Прямо на берегу в полутора метрах от Байкала выкопана в береговой гальке ванна, температура воды в ней 40-45°. Вода имеет чуть тухловатый запах, но очень полезна.
Ночевали мы в основном в зимовьях, которые обычно стоят на берегу километров через 30-40. Но иногда приходилось ставить и палатку.
В районе Северобайкальска можно было купаться, а вот когда горы подошли вплотную к воде, она стала ледяной.
От Елохина мыса начинается заповедник, чтобы пройти в него, надо было получить разрешение в Иркутске, поэтому на берег выходили только на егерских кордонах.
С погодой нам не повезло: 70% времени — то дождь, то туман или все вместе. Зато в солнечные дни мы вовсю любовались Байкалом и горами. На прибрежных лугах — много цветов, дикого лука, иногда попадались грибы. На кедрах много шишек, но в середине июля они еще не поспели.
Обогнув скалистый мыс Арал, мы вошли в пролив Малое море. Вода стала теплее и спокойнее. Через день пути нас пригласили к себе рыбаки. На следующий день они уезжали в Еланцы, а так как наш путь по Байкалу подходил к концу, мы решили ехать с ними, тем более что здесь по берегу идет дорога и стало очень много туристов.
Далее наш сухопутный путь лежал в г Качуг на р. Лена.
Река поражает не только своей шириной, но и количеством мелей. Воистину, "Лена — по колено". Через некоторое время мы почти безошибочно научились определять наиболее глубоководный проход между многочисленными островами. Лена встретила нас жарой и обилием мошки, купались мы постоянно: вода — парное молоко.
Причаливаем у речного вокзала "Осетрово".
В заключение хочется отметить, что маршрут очень хороший, если есть полтора свободных месяца.
Особая благодарность помогавшим нам сибирякам, людям с чистой душой и отзывчивым сердцем.