Успехи России в военных действиях против Турции позволили Петру I начать борьбу за выгодный торговый путь в Европу — через Балтийское море. Для защиты Балтийских земель нужен был флот. Еще во время путешествия с Великим Посольством Царь Петр изучил и усвоил методы строительства кораблей. В Амстердаме специально для него, чтобы Петр мог увидеть весь цикл постройки судна, был заложен, построен и спущен на воду фрегат, названный "Петр и Павел". Грамота, выданная "Петру Михайлову" виднейшим голландским корабельным мастером, подтверждала, что Петр "изучил искусство сплачивания, сколачивания, пиления и строгания, ...как и мы сами искусство сие разумеем". Однако удовлетворения от полученных знаний у Петра не было. Дело в том, что голландская школа кораблестроения, в отличие от английской, апеллировала в большей степени к практическому опыту, чем к теоретическим расчетам и обоснованиям. Формы и размерения корпуса, размеры деталей в основном определялись "по традиции", на основе передаваемых от отца к сыну "секретов" профессии. Перенести такую технологию в Россию, где не было ещё потомственных корабельных мастеров, знающих дедовские секреты мастерства, было задачей невозможной. Требовался более научный метод. Поэтому после Голландии Петр собрался в Англию, страну, известную своим методически выверенным и формализованным подходом ко всему, в том числе и к проектированию и строительству кораблей.
И ещё одна причина для поездки в Англию была у Петра: Вильгельм Оранский хотел подарить "Брату Петру" яхту, по красоте и скорости которой не было равных, называемую "Транспорт Ройал". После пяти месяцев в Голландии "Петр Михайлов" провёл ещё четыре месяца в Англии, путешествуя, общаясь с мастерами и адмиралами.
Что вынес он из той поездки? Помимо того, что 500 специалистов были наняты по его приказу на русскую службу, Петр "подсмотрел" многие достижения в разных отраслях производства и особенно в кораблестроении.
Применение вновь полученным знаниям нашлось довольно скоро. В 1702-1703 гг. Началось спешное строительство боевых кораблей для Балтики: строили их на реках Сясь и Свирь. Работа Сясьской верфи оказалась не очень успешной — подбор мастеров оставлял желать лучшего. А вот на Олонецкой верфи, расположенной на Свири (ныне — Лодейное Поле) дела пошли очень удачно. Всего за пять месяцев, начав работу буквально "в чистом поле" и создавая верфь "на ходу", удалось построить первые 10 судов. Самым большим и самым мощным по вооружению был 28-пушечный фрегат "Штандарт", который и стал первым флагманским кораблем создаваемого Балтийского флота. Годом позже государь перенес свой флаг на другой корабль, но "Штандарт" так и остался любимцем Петра и по праву считался первенцем молодого Российского флота. Неслучайно же Петр дал указание Адмиралтейств-коллегии "Фрегат "Штандарт" хранить вечно как первенец флота".
Корабли на Свири были заложены "по указу Царя и по приказу губернатора Меньшикова" 24 марта 1703 года.
Строили каждый из кораблей "по 50 олонецких плотников, самых добрых, да по 120 работных людей, из них 60 с лошадьми, да по 20 кузнецов". Руководили работами голландские и английские мастера, а также русские подмастерья из обученных во время Великого Посольства. Известно, что в постройке и особенно — оснащении фрегата принимали самое активное участие Иван Немцов, Иван Кочет, Тихон Лукин и Фаддей Попов. Чертежи многих кораблей составлял собственноручно Петр I. А доверял строить по своим проектам он только лучшим, проверенным мастерам, таким, как голландец Выбе Геренс (1655-1713 гг.). До начала работ на Олонецкой верфи "Выбей" уже зарекомендовал себя как талантливый кораблестроитель: в Воронеже и Архангельске он строил 38-пушечный корабль, две 8-пушечные яхты и даже корабль на 68 пушек. Ему и было поручено строить "царский" фрегат, названный "Штандарт" (а всего он построил для России 25 кораблей).
Петровские чертежи "Штандарта" не сохранились но на основании документов Олонецкой верфи и других архивных материалов в результате более чем трехлетнего труда историка Виктора Крайнюкова облик корабля был реконструирован.
На примере "Штандарта" интересно наблюдать смешение двух кораблестроительных школ — голландской и английской. Характерной для голландских кораблей чертой была способность плавать по мелкой воде — в связи с тем, что в Голландии многие корабли строились в районах с неглубокими каналами. Отсюда широкая, почти прямоугольная форма шпангоутов, плоское днище, большая относительная ширина. По сравнению с английскими кораблями с тем же вооружением осадка у "голландцев" была значительно меньше. В открытом море, при больших глубинах, где якорь не достает до дна, необычайно важна способность парусного корабля выходить "на ветер", лавировать. Эта способность всегда отличала английские корабли. Чтобы достичь хороших лавировочных качеств, англичане делали шпангоуты более заостренными — с увеличенной килеватостью, и оснащали корабли развитым парусным вооружением.
Петр проектировал "Штандарт", совмещая лучшие стороны обеих школ: необходимую для плаваний в Финском заливе уменьшенную осадку, и высокий стройный рангоут английского образца (к примеру, длина мачты, рассчитанная по английским методикам, оказывается на 4-6% больше голландской, реи оказываются несколько короче). На теоретическом чертеже корабля можно видеть очень полные обводы миделя и стройную, по-английски "подтянутую" корму. Судя по всему, Петр остался доволен "Штандартом". Сохранилась до нашего времени такая оценка, данная кораблю уже несколько позднее — после ремонта его в 1712 г.: "на ходу в фордевинд зело изряден и бейдевинд ходит хорошо".
Продолжая совершенствовать строящиеся корабли, Петру удается добиться и значительного превосходства по мощности артиллерии — на фрегате "Олифант", построенном после "Штандарта", были установлены самые мощные для кораблей такого ранга 18 фунтовые пушки.
В строительстве "Штандарта" Петр принимал личное участие. С 21 июля 1703 г. он находился на Олонецкой верфи. Его энергия и настойчивость, несомненно, и позволили сократить сроки строительства. Работали тогда весь световой день, а, как известно, дни летом на севере долгие.
За необычно короткое время — всего за две недели — фрегат был вооружен и на нем был поднят первый государев флаг. Остается добавить, что первый сравнительно крупный корабль Балтийского флота "Штандарт" получил свое имя в честь торжественного изменения российской геральдики после выхода к Балтийскому морю: двуглавый орел на царском штандарте прежде держал в лапах и клюве карты трех русских морей, а с 1703 года — четырех: Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского. Как пишет историк флота П.И. Белавенец, Петр, корректируя "Историю шведской войны", против слов: "Имя первому фрегату дано "Штандарт", собственноручно написал: "Понеже тогда четвертое море присовокуплено". В только что основанный Санкт-Петербург он вышел 8 сентября 1703 г., имея на борту груз пушек с Олонецких заводов. Капитаном пошел "Петр Михайлов". Осень на Ладоге - не самое приятное время. Архивные данные говорят, что во время шторма "фрегат сей стал на мель и претерпел некоторое повреждение". (В карельском фольклоре есть упоминание о "Государевой или Царской мели". По всей вероятности, сейчас она нанесена на карты как банка Торпакова возле Сторожно.) Успешно снявшись с мели, "Штандарт" и другие корабли прибыли в Петербург в середине октября. С весны 1704 г. фрегат участвовал в подготовке обороны города, выполняя промеры глубин, связанные с укреплением Кронштадта. Первое боевое крещение "Штандарт" получил в 1705 г., отражая попытки шведского флота прорваться мимо Кроншлота к Санкт-Петербургу.
За 16 лет боевой службы на "Штандарте" сменилось несколько капитанов. Их фамилии дают представление о многонациэнальности состава флота в то время: Петр Михайлов (Россия), П. Грей (Англия), Ян Деланг (Голландия), Ф.Вилимовский (Россия), Шонвик (Голландия), Генрих Вессель (Норвегия), Б.Эдварт (Англия).
Спешка при строительстве "первенца" сказалась через несколько лет: в 1711 г. из-за применения сырого (невыдержанного) леса корабль "пришел в ветхость" и был поставлен на тимберовку - ремонт с заменой части обшивки и шпангоутов. Обновленный "Штандарт" продолжал службу до 1719 года, когда по приказу Петра и был поставлен в качестве памятника в Кронверкскую протоку. Без ухода и внимания сохраняемые здесь корабли быстро пришли в упадок. Когда в 1727 г. по приказу Екатерины I специальная комиссия проверяла их состояние, "Штандарт" было решено вытащить на берег и отреставрировать. Но корпус его уже был поврежден настолько, что при попытке поднять корабль тросами его буквально перерезали на части. Старый "Штандарт" был разобран с указом "В память его имени, которое Его Величеством Петром I было дано, заложить и сделать новый".
Имя "Штандарт" давали с тех пор только царским яхтам.
Символично, что в мае 1998 г. то же название дали копии петровского фрегата патроны проекта: Герцог Йоркский принц Эндрю — родственник семьи Романовых, и губернатор Петербурга В.А.Яковлев (нынешний наследник поста, который занимал Александр Меньшиков).
Новый "Штандарт", построенный как учебный парусный корабль, будет выполнять миссию, начатую Петром — сближать Россию и Европу. Мы постараемся наладить обмен опытом, установить контакты между людьми молодого поколения. На "Штандарте" будут выходить в море международные экипажи, чтобы, вместе преодолевая трудности плавания, учиться понимать друг друга.
О постройке его будет рассказано в следующем номере.
Примечания
1. Штандартом (от итал. Stendardo) именуется императорский флаг, поднимаемый на судне, где государь присутствует. Цвет флага — оранжевый с двуглавым черным орлом в поле. В лапах и клювах карты 4-х морей.