Информация об изображении
Вариант новой королевской яхты длиной около 123 м по преакту Теренса Дисдайла
Говоря о дизайне будущего судна, участники обсуждения рассматривали макеты и снимки ряда новейших лайнеров и суперяхт. Так, упоминались "Norge" и "Fortuna" — яхты королей Норвегии и Испании, турецкая старомодная (двухтрубная) правительственная яхта "Savarona" — ныне наибольшая из частных яхт, крупнейшая из королевских яхт — ультрамодерновая "Абдул Азиз" владыки Саудовской Аравии и "Аль Саид" султана Омана.
Вариант новой королевской яхты длиной около 123 м по преакту Теренса Дисдайла
Некоторые эскизы уже были показаны. Так. на выставке в Лондонском центре яхтенной информации со своими идеями знакомил собравшихся Эндрю Винч. Решенный в стиле "Золотого века" дизайн судна продемонстрировал Эйлза Перт.
По материалам "Motor Boat and Yachting"
Большой интерес вызвало наиболее "функциональное" и "гибкое" предложение шотландского дизайнера-корабле-строителя Аластейра Бернса. С учетом жесткой критики выставляемых проектов новой "Британии" с точки зрения высоких эксплуатационных затрат, автор проекта сделал упор на возможность использования комфортабельного и дорогого судна без обычных для "государственных яхт" простоев. В перерывах между рейсами двора это многоцелевое судно без сколько-нибудь серьезного переоборудования может эксплуатироваться как грузовое, принимающее 300 т срочного груза (25-30 контейнеров, трейлеры, катера, громоздкое оборудование): как научно-исследовательское; как пассажирское, принимающее около 100 человек в одно- и двухместные каюты бизнес-класса; как деловой и выставочный центр. Соответственно все жилые помещения разбиты на пять категорий: королевские апартаменты и каюты для 66 ВИП и командования судном (на трех верхних палубах, включая вертолетную); для гостей и пассажиров; для офицеров и специалистов; для экипажа и обслуживающего персонала.
После проработки вариантов катамарана и СМПВ Бернс остановился на однокорпусном двухвинтовом судне с развитой средней надстройкой и вертолетными площадками в носу и на корме, с кормовой рампой-аппарелью для въезда в гаражную зону. Судно дизель-электрическое с максимальной скоростью до 22.5 узла. Обеспечена высокая живучесть силовой установки; под любым одним из четырех главных дизелей судно сохраняет скорость 14 узлов. Предусмотрены два ВРШ диаметром 2.5 м, два активных руля и четырех подруливающих устройства. Экономическим ходом судно может пройти 13 000 миль. Запас топлива — около 400 т. Все рассчитано на 6-8-недельные автономные плавания.
Корпус стальной; надстройка, две высокие дымовые трубы и мачты — из легкого сплава.
Поскольку экономически более выгодным представляется несколько увеличенный вариант. Бернс разработал и проект аналогичного многоцелевого судна длиной 130 м.
Отмечается, что предложение Бернса заслуживает особого внимания. Даже если из-за сегодняшних экономических трудностей будет принято решение отложить постройку новой "Британии", проделанная им работа окажет существенное влияние на проектирование представительских судов как многоцелевых легко трансформируемых объектов.
По материалам "The Naval Architect" (I и III, 1997)
Известно, что в 1997 г. прекратила работать по основному назначению королевская яхта "Британия" в связи с этим предпринимаются попытки предложить королевскому двору ее достойную замену.
Очень активен в этом отношении специально созданный комитет "Cadland Ship Committee", возглавляемый М. Драммондом — коммодором Соединения королевских яхт (Royal Yacht Squadron). Существо предложения комитета сводится к тому, что на смену "Британии" должно прийти парусное судно, которое будет носить имя "Кадленд". Излишне говорить, что проект судна ужо готов, и что автор его — входящий в состав комитета известнейший корабел Колин Мьюди (автор брига "Роялист" и других оригинальных парусников).
По имеющимся сведениям. "Кадленд" — трехмачтовое судное полным парусным вооружением. Предполагается, что его полная длина составит 112.5 м, по ватерлинии — 99 м, наибольшая ширина — 14.5 м. Под парусами судно будет достигать скорости 12-15 узлов, под дизелем — 15 (крейсерская) — 20 узлов. Для обеспечения маневренности будут установлены два носовых подруливающих устройства.
Естественно, будут оборудованы каюты для членов королевской семьи и ее гостей, а также все необходимые для официальных приемов и отдыха помещения, включая театральный зал. Предусмотрено размещение на борту шести спасательных шлюпок и королевского катера, найдется место и для двух автомобилей. На консоли за кормой будет оборудована вертолетная площадка.
С учетом известной критики в адрес дорогостоящей "Британии" запланирована многопрофильность предполагаемой службы парусника. Он будет не только исполнять обязанности, связанные со статусом королевской яхты, но и служить полноценным учебным судном, а также "полпредом" британской индустрии, представляя собой площадку для всевозможных выставок.
Проект предусматривает размещение на судне 180 практикантов — при 40 чел. штатной команды (на "Британии" экипаж составлял 240 чел.)1.
Ожидается, что судно будет построено в самой Великобритании, стоимость постройки — 63 млн. фунтов стерл. В принципе ежегодно на поддержание судна в "боевом" состоянии будет требоваться 5 млн.фунтов (против 8.5 млн., требующихся для "Британии" даже после кап ремонта).
Расчеты показывают, что "Кадленд" вполне сможет работать в режиме самообеспечения (источники предполагаемых доходов: проценты от объема бизнес-акций, совершаемых на борту; поступления от экспонентов; плата за прохождение морской практики).
Примечания
1. По некоторым данным — до 270 чел., включая двух комемдоров так как на судне установлены два 47-мм салютных орудия.