Человек — легенда
Майами! Ни один город в Северной Америке не сравнится с ним. Флорида-метрополия всегда производит впечатление несколько "сдвинутой по фазе", будто всех ее жителей слегка хватил солнечный удар. Однако история, о которой мы рассказываем, кажется невероятной даже для самых фантасмагоричных сценариев о "майамских нравах".
Главные действующие лица этой истории:
- вице-президент Соединенных Штатов (затем он же — президент). как высшую цель начертавший на своих знаменах — "борьба с наркотиками"; его имя — Джордж Буш.
- талантливый и сильный во всех отношениях человек (ныне покойный). не только состоявший в дружеских отношениях с вице-президентом. но и получивший именно от него заказ: создать могучее оружие против наркоконтрабамдистов — специальные скоростные катера; его имя — Дональд Аронау1.
Пока человек из Вашингтона и его присные тешили себя надеждой, что Аронау, не покладая рук, строит грозные катера-перехватчики, он преспокойно покуривал в своем конструкторском бюро гашиш, стараясь поднять тонус, ибо делила с ним досуг некая очаровательница, с которой он, как это нередко бывает, нарушал верность супруге. Ах, что это была за женщина! По слухам, сам король Иордании без памяти влюбился в нее и даже предлагал Аронау миллион долларов — лишь бы тот не вздумал жениться на ней...
Как это сочетается? Дон Аронау — само обаяние и он же — жестокий делец, наглядный пример "сэлфмейдмена2" с его контактами как в высших правительственных сферах, так и в самых гнусных преступных кругах.
Что могли означать слова, услышанные женой Аронау Лилиан в вестибюле госпиталя, сразу после кончины мужа: "Что, этот выродок Дон наконец-то подох?" — поинтересовался у потрясенной вдовы какой-то незнакомец.
Вообще-то Томасу Бардику было поручено написать об убийстве Аронау лишь небольшой репортаж, но образ убитого так заинтересовал его, он так врос в тему, что в течение трех лет вел тщательное самостоятельное расследование, ошеломляющий результат которого полностью разрушил легенду о "короле скоростных катеров". Выяснилось, что зверское убийство Дона Аронау было логическим завершением двойного жизненного пути, о котором никто из его многочисленных служащих никогда ничего не знал.
Дональд появился в Майами в 1961 году. Богатый, прекрасно выглядевший, любезный, он — вместе со своей первой женой Ширли и тремя малолетними детьми — быстро завязал в городе знакомства. Он рассказывал, что заработал неплохие деньги в Нью-Джерси, занимаясь строительным бизнесом, но теперь с этим покончил, потому что там, на севере, слишком холодно, и ему куда больше по душе климат Флориды. О прошлом своем не распространялся, говоря только, что родом — из Бруклина, работал спортивным тренером и, наконец, сделал миллионы на сооружении торговых центров, офисных комплексов и жилых домов.
Став владельцем небольшого рыболовного катерочка, он упорно старался войти в круг любителей аристократических морских прогулок, а затем и гонок. Водна-моторный спорт привлекал его: "Здесь я могу потешить и душу, и разум", — сказал он однажды. Сначала он всего лишь регулярно приезжал в своем "Ягуаре" или "Ролс-ройсе" смотреть гонки катеров с берега, и "железные парни на деревянных лодках" обходились с ним как с плейбоем. Это раздражало Дона — лидера по складу характера. Он твердо решил добиться их признания и решительно сел за штурвал гоночного катера.
В 1961 году небезызвестный Дик Бертрам выиграл одну из самых престижных в мире океанских гонок Майами — Нассау — Майами. Дон Аронау поставил целью во что бы то ни стало обойти Бертрама. В гонке 1962 года он, проявляя поистине самоубийственную волю к победе, мчался по той же трассе на маленьком деревянном катере. "Он готов был поставить на карту жизнь, лишь бы выиграть", — вспоминает Джим Винн, один из известнейших конструкторов скоростных катеров и гонщик3. Результат: Дон финишировал четвертым из 59 стартовавших.
В последующие несколько сезонов Аронау гонялся вполне успешно, однако чемпионом стал не сразу. "Энимел"-зверь — прозвали его коллеги-спортсмены, ибо обладавший несгибаемой волей Дон не признавал компромиссов. Ранения и переломы почитал пустяком: "Что за гонки — без болячек!"
Довольно долго Аронау ходил на катерах, построенных другими. Но все они стали казаться ему недостаточно совершенными. И тогда он решил построить для себя "лучший катер в мире". Мультимиллионер нанял для этого Джима Винна, затем привлек к сотрудничеству Вальта Вальтерса и ряд других гонщиков-конструкторов. Они вместе колдовали над расчетами, рассматривали и отвергали всевозможные варианты обводов, пока, наконец, не возникла "сверхбыстроходная "Формула-223" с необычно узким и длинным корпусом, имевшим обводы "глубокое V". Дон провел всесторонние испытания — остался доволен. И не только сам стал выступать на катерах нового типа, но и завел верфь для серийной постройки "Формул" по заказам других гонщиков. "Наши стеклопластиковые малютки носились, как дьяволы, и вскоре первенство в классе было у нас в кармане", — с гордостью вспоминал Аронау.
Вопреки совету Винна, он решил предложить ту же "Формулу-223" не только гонщикам, но и широкой публике. Ленты за громкие победы, спортивный штурвал и великолепная отделка ("тиковый интерьер"), не говоря уже о назойливой рекламе должны были представить заказчикам предназначенный. собственно, для гонок катер еще и как престижную, элитную штучку — скоростную моторную яхту. Расчет оправдался: покупатели, до сих пор видевшие только оборудованные по-спартански гоночные машины, наживку заглотили.
Тем не менее в 1964 году, всего через год после создания "Формулы", он продал название и все права на проект "Сандерберду". Никто не понимал этого — продажа сверхприбыльной фирмы не укладывалась в обычное миропонимание. Не говоря уже о том, что в договоре с "Сандербердом" Аронау обязался в будущем не строить никаких катеров, подобных его "Формуле".
Не успели еще высохнуть чернила на этом договоре, как Аронау снял со здания своей верфи фирменный знак "Формулы" и укрепил новый — "Донци", хотя осваиваемая "новинка" не очень-то отличалась от "старой" продукции.
Попутно он скупал земельные участки в сонном тупике на северной окраине Майами. Несколько лет спустя здесь появится "Сандербот-Аллея" — центр всеамериканского мира скоростных катеров, а 188-я "стрит" станет символом кометоподобного взлета молодого человека из Нью-Джерси.
Всего за четыре года своего увлечения водно-моторным спортом Дональд смог достичь великой цели: выиграл, наконец, гонку Майами—Нассау—Майами. За кормой остались 363 морские мили, пройденных со средней скоростью 90 км/ч — это был новый рекорд! С тех пор на этой океанской трассе никто уже Дона не обгонял. Он завоевал славу великолепного гонщика, занимая призовые места в самых престижных соревнованиях. Трижды он становился чемпионом США, дважды — чемпионом мира. Рекорды он собирал, как другие — почтовые марки. Его узнавали повсюду — он улыбался со страниц популярнейших во всем мире газет и журналов. К своим сорока годам бодряк из Флориды стал живой легендой океанского водно-моторного спорта.
Тем не менее, занимался он отнюдь не только гонками. В одном интервью, которое он дал в 1966 году, Аронау подсчитал, что ему принадлежат 16 самых различных фирм, от конного завода до компании, изготовляющей автоскутеры, которые развозят посетителей ярмарок. И еще одна — новая верфь, которую он построил совсем рядом с "Донци" — верфь "Магнум". И здесь он снова довольно ловко обошел все оговорки о недопустимой конкуренции в договоре с покупателем "Донци" — компанией под названием "Телефлекс".
И, конечно же, вскоре снова продал свою верфь.
Четвертым предприятием Аронау (на сей раз на противоположной стороне "Сандербот-Аллеи") стала его знаменитая верфь "Сигаретт", на которой и была развернута постройка этих великолепных морских катеров. доминировавших на гоночных трассах вплоть до 1978 года, а затем ставших играть роль элитных быстроходных яхт для океанских прогулок.
В 1968 году, в самом зените славы, он решительно покончил с карьерой гонщика, чтобы целиком посвятить себя строительству катеров. Кто только не стремился заиметь его "Сигаретт": в списке покупателей король Швеции, принц Кувейтский, шах Ирана, президент США (Джонсон) и т.д. и т.п.
В 1976 году он выкупил обратно верфь "Магнум": в затруднительном положении оказался ее владелец концерн "Апеко", и Аронау тут же, почти даром, заполучил его предприятие. Пять месяцев он не мог решить, какой из двух верфей отдать предпочтение, пока, наконец, не передал "Магнум" Теду Теодоли, прежде продававшему в Италии его катера.
В 1979 году Аронау расстался, в конце концов, и с верфью "Сигаретт", продав ее Хэлтеру. Однако тот попросил Дона остаться на некоторое время в руководстве предприятия, так сказать, "на полставки", поскольку дела там без него не шли. Дон согласился, но одновременно занялся строительством на той же улице новой верфи — "Сквадрона".
В том же году он женился вторично и, благодаря многолетней дружбе своей новой жены Лилиан с Джорджем Бушем, поднявшимся к тому времени от посла до вице-президента, приобрел во Флориде огромный авторитет.
Бизнесмен Дон Аронау отлично усвоил житейскую мудрость — если судьба подбросила тебе лимон, постарайся сделать из него побольше лимонаду. Договором ему однозначно запрещалось строить подобные "Сигаретт" катера: он тут же основал верфь "ЮСА Рэсинг Тим" для постройки (поначалу!) совсем непохожих на нее гоночных катамаранов! Дело пошло.
А тут новый успех: Буш дал своему другу Дону заказ на разработку и постройку "Блю Сандера" — катера, на котором специальные подразделения должны были перехватывать в море любые, включая самые быстроходные, суда наркоконтрабандистов.
Аронау продолжал гонки, но уже не в море — на гоночных трассах, а в мире бизнеса. К 3 февраля 1987 года — это день его гибели — он был уже поистине могущественным человеком. В портфелях заказов его верфей, благодаря правительственному признанию и престижу его дизайнерской марки, не хватало свободных страниц. Как творческая личность он планировал революционный дизайн для новых только задуманных однокорпусных катеров (срок запрета в договоре с "Сигаретт" уже истекал). Он снова хотел вернуться в водно-моторный спорт. Больше того, он мечтал уже о дипломатической карьере — под эгидой Буша. Единственное, чего ему не хватило, так это времени.
Ибо в этот день — 3 февраля 1987 года — ему суждено было умереть.
Дон Аронау предполагал, что может быть убит. В последние месяцы жизни этот обычно спокойный и самоуверенный человек проявлял какую-то нервозность, даже некоторую растерянность. Он чаще, чем в былые времена, искал встречи со старыми, казалось бы, забытыми друзьями, нередко заводил разговоры о смерти. В новую привычку вошло у него звонить по пути на верфь секретарше и спрашивать — все ли в порядке? Участились какие-то странные телефонные вызовы, после которых он выглядел так, будто его подменили.
Когда 3 февраля в 14 часов Аронау вошел в свой офис на "ЮСА Рэсинг Тим", жить ему оставалось всего три часа. Его сотрудники, все как один, вспоминают, что он был несколько взволнован, явно не в настроении. Около 15 часов в офисе появился высокий, светловолосый, плохо одетый мужчина. Свидетели показывают, будто он сказал, что пришел по поручению своего богатого патрона, чтобы переговорить с Аронау. Странный посетитель представился как Джерри Джекоби. "Это неправда. — при свидетелях сказал Аронау, — вы не Джерри, я хорошо помню его по Нью-Йорку". У мужчины никаких документов не было, он покинул офис со словами: "Для своего босса я готов на все. могу даже пойти на убийство!"
Вскоре после этого Дон сел на свой "Мерселес-560" и направился в расположенный поблизости — в нескольких сотнях метров, офис фирмы "Апаче", чтобы повидаться со своим другом шефом гоночного отделения "Апаче" Бобби Саккенти: тот недавно во время соревнований поломал несколько ребер. Через десять минут Аронау выехал и оттуда. Наискось на противоположной стороне улицы все это время стоял черный "Линкольн". Когда Аронау подъезжал к воротам, тронулся с места и лимузин. Обе машины оказались рядом.
Ничего удивительного: на "улицу Дона" приезжало много охотников посмотреть на верфи и катера, поговорить о гонках, а то, при случае, и сфотографировать знаменитого Аронау. Он не возражал Это ведь гоже было частью легенды.
Однако вместо фотоаппарата водитель "Линкольна " вытащил полуавтоматический пистолет 45-го калибра и открыл огонь. Прогрохотало шесть выстрелов, воцарилась мертвая тишина. Никакого суматошного бегства, никакого визга колес: "Линкольн" спокойно развернулся, за ним так же спокойно проследовал белый пикап, остановившийся было посреди улицы. Обе машины скрылись в лабиринте улиц Норт-Майами.
Весть о покушении разнеслась с быстротой молнии. К моменту появления полиции вокруг расстрелянного "Мерседеса" стояло уже более сотни зевак (в основном, рабочие с верфей). Бригада неотложной помощи стала бороться за жизнь тяжело раненного четырьмя пулями Аронау, однако на улице условий для этого не было: пришлось вызывать вертолет и доставлять умирающего в госпиталь. Все усилия оказались тщетными. В 16.45 Аронау признали покойником.
Темная сторона карьеры
Через месяц после этого громкого убийства в Майами прибыл Томас Бардик. По заданию ‘‘Плейбоя" он должен был написать репортаж о все еще не раскрытом преступлении.
Версии об убийце и мотивах распадались одна за другой. Говорили, например, о заказавшем убийство ревнивом супруге (Аронау вел изрядно пеструю сексуальную жизнь, не довольствуясь своей женой), однако абсолютно никаких подтверждений найдено не было Говорили и о некоем акте мести контрабандистов за проект "Блю Сандера"4.
Бардик принялся за журналистское расследование и чем дальше, тем глубже, ворошил болото, скрывавшееся за фасадом "легенды".
Дон рассказывал, что сделал свои деньги, руководя строительной фирмой в Нью-Джерси. Но ведь все строительные сделки в этом районе плотно контролировались мафией — это был давно доказанный факт! "Тот, кто в состоянии выплатить огромную сумму денег, чтобы строить тысячи домов в предместьях, должен позаботиться о. мягко выражаясь. "сотрудничестве" с мафией", — так обрисовал обстановку сотрудник уголовной полиции Джон Девис.
Другой полицейский чиновник высказался более конкретно: "Аронау, вне всякого сомнения, контролировался мафией. Нам известно, что в 1959 году ему пришлось скоропалительно слинять из Нью-Джерси на Ямайку, ибо он утаил от банды большие деньги, однако все как-то уладилось..."
Окончательный переезд Аронау из Нью-Джерси в Майами по времени совпадает с кровавой разборкой, когда две банды мафиози сражались за господство именно в строительной сфере. До той поры строительный бизнес контролировался Жерердо Коттемой ("Джорри"), как впоследствии было доказано — "крестным отцом" собственной мафиозной "семьи" Аронау. Однако в битее двух кланов власть у "Джорри" вырвал не менее известный Саймон де Кавальканти. Дон Аронау, увидев, что "стоял не на той стороне", счел за лучшее скрыться.
По Бардику, этим как раз и объясняется, почему человек с таким великолепным чутьем, как Аронау, бросает прибыльное предприятие в Нью-Джерси и меняет только что отстроенную виллу-люкс на комнату в отеле в Майами-Бич.
Аронау вместе с семьей поселился в отеле "Американа", известном как убежище многих мафиози, у которых на севере начинало гореть под ногами. В Майами они искали защиты у могущественнейшего деятеля организованной преступности — Меира Ланского, который держал свой штаб здесь же — рядом, в отеле "Сингапур".
Отмывание денег — главная забота организованной преступности. Вал "грязных долларов", постоянно поступающий из разного рода сомнительных источников, где предпочитают оплату наличными, надо было любым доступным способом превратить в безопасные и облагороженные уплатой налогов суммы, поступающие на банковские счета. Вот к этому виду нелегальной деятельности и был приобщен Дон Аронау.
Простейший для строителя катеров способ отмывания денег — продажа несуществующих судов. Он получает наличными из рук в руки несколько сотен тысяч долларов, составляет и подписывает договор купли-продажи с указанием вымышленного номера якобы проданного катера, несет эти деньги в свой банк, платит налоги и пошлину — и все в порядке! Едва ли будет возможно потом доказать, существовал ли въяве этот проданный частной верфью катер или нет", — говорит агент ФБР Кен Уайттекер.
Бардик спрашивал менеджера верфи "Сигаретт" Аллена Брауна, не обнаружил ли тот что-либо подобное, разбирая бумаги после покупки предприятия у Аронау: "Да, в документах отсутствовал целый ряд присвоенных катерам номеров, я так никогда и не смог выяснить, кто их купил".
Установлено, что многие банды используют в качестве "фасада" своих операций "чистых" коммерсантов. Среди прочего — используют и для курьерской, правильнее сказать — инкассаторской, службы. От Майами до Багам, Антил или других не менее симпатичных мест на собственном вертолете — рукой подать. "Чистый" коммерсант может там без хлопот депонировать на секретный счет любые сколь угодно большие суммы наличных. А уж перечислить потом эти деньги в Швейцарию или Лихтенштейн, а оттуда — легальным путем — снова перевести их в США, совсем не трудно.
У Аронау же, как выяснил Бардик, было несколько вертолетов и он таки ими пользовался, то и дело вылетая в сторону океана. А вот после 1983 года — после смерти Меира Ланского, он почему-то уже прекратил эти странные полеты...
Словно собака-ищейка, шел Бардик по следам Аронау, шаг за шагом раскрывая его двойную жизнь. И натолкнулся при этом на многие странные обстоятельства. Оказалось, например, что последняя верфь Аронау "ЮСА Рэсинг Тим" (на которой должны были строить "Блю Сандер") и даже земельный участок, на котором она расположена, ему не принадлежали. Он тайком продал верфь некой компании "Супер чиф соут", владельцем которой был Джек Крамер, отец небезызвестного мафиози Бена Крамера.
Это означало, что спустя всего семь месяцев после получения от Джорджа Буша правительственного заказа на постройку "антинаркотического" скоростного перехватчика верфь попала в руки человека, чей сын летом 1987 года был арестован и осужден как крупнейший в США контрабандист марихуаной. Обвинение гласило, что он "импортировал" в США не менее 250 тонн наркотика рыночной стоимостью свыше миллиарда долларов. При обыске "Апаче"-верфи, чиновники ФБР нашли среди прочего любопытную видеокассету, на которой отец и сын были засняты вместе с колумбийскими наркобоссами.
Как сообщили репортеру очевидцы, Аронау, как известно — человек самолюбивый, властный и бескомпромиссный, с Крамерами обходился весьма и весьма предупредительно, едва ли не раболепно. Стараясь угодить, ом предоставил им бесплатно оснастку для формования катерных корпусов, ему самому обошедшуюся в изрядную сумму.
Уже в середине 70-х годов Бен Крамер чувствовал себя на тогда еще принадлежащей Аронау верфи, как дома. Все прочие на Сандербот-Аллее считали его нахальным молодым хлыщом, не понимая, как это ему, едва достигшему двадцатилетия, удалось стать владельцем четырех роскошных лимузинов, двух гоночных "Сигаретт" и яхты "Бертран". Непостижимой казалась всем и огромнейшая стартовая помощь Дона, оказанная Крамерам при основании ими "Апаче-верфи". Земельный участок, к примеру, он отдал им почти даром. Может, они и не очень удивлялись бы этому, если бы знали то, что ошеломило даже Бардика: Бен Крамер, как выяснилось, был внучатым племянником Меира Ланского.
"Аронау, — допускает Артур Небрасс, криминалист из Майами, занимающийся организованной преступностью, — был, вероятней всего, частью "хозяйства" Бена Крамера. Бен мог поступать с Аронау, как заблагорассудится, и использовал его в своих целях. Похоже, что сам Бен был в организации могущественного Ланского "начальником отдела наркотиков", а Аронау заведовал в нем "подотделом скоростных катеров".
"Как-то нелогично, — размышлял Бардик, — чтобы наркобосс (Крамер) позволял подставному лицу (Аронау) строить на своей собственной верфи катера, которые могли сильно осложнить ему жизнь".
Летом 1985 года владелец одной из лучших "Сигаретт" Джордж Буш приехал в Майами специально, чтобы совместно со своим "дорогим другом Доном" рассмотреть проект "Блю Сандера". Внешне этот 13-метровый катамаран был великолепен. Однако на деле он совсем не был тем сверхэффективным оружием перехвата контрабанды, каким его представляла широкая реклама. Уже вскоре после поступления долгожданных "Блю" на вооружение таможни и береговой охраны их сотрудники стали называть гордость Буша не "Блю Сандер", а "Блю Бландер" ("Синяя ошибка"). Один из ведущих специалистов по конструированию скоростных катеров отозвался о новинке так: "в этом катере впервые в истории скомбинированы все недостатки корпуса с обводами глубокое V с минусами катамарана. Корпуса поставлены слишком близко один к другому. В результате на узком мосту не может возникнуть аэродинамическая подъемная сила достаточной величины. Таким образом "Блю Сандер" по сути не что иное, как довольно неудачный однокорпусный катер".
Не соответствовали друг другу примененные угловые колонки и двигатели мощностью по 440 л.с.
"Чем же вообще хорош этот "Блю Сандер"? — спросил Бардик одного из бывших членов экипажа такого "Блю": "Катер красивый, на нем можно стоять в порту и глазеть на прохожих" — прозвучал лаконичный ответ.
Грандиозный неуспех проекта отнюдь не умаляет судостроительных способностей как самого Аронау, так и Крамера, который неспроста прославился как строитель "рекордсменов" — своих "Апаче". Все говорит за то, что ошибки в конструкции "Блю Сандера" не были случайными просчетами именитых дизайнеров. Судя по всему, они старались "на благо" тех, кого должны были задерживать их перехватчики...
Но это еще не все. "Путешествие в темный мир Дона Аронау только начинается", — пишет Бардик, дойдя до этого места в своей книге. По его выводам, наш герой поддерживал контакты не только с организацией Меира Ланского, но и с "Парпл Ганг" ("Пурпурной бандой") — группой из четырех наркоконтрабандистов крупного калибра, постоянных заказчиков верфи. "Нам представили информацию, — говорит один из агентов слецподразделения по борьбе с наркотиками, — о том, что на некоторых своих прогулочно-спортивных катерах Аронау сооружает что-то вроде трюма в междудонном пространстве, приспособленного для быстрой транспортировки марихуаны с находящегося в открытом море судна на берег. Излюбленным же перевалочным пунктом конца 70-х и начала 80-х годов была... территория верфи "Сигаретт".
Так не был ли Дон Аронау прямым участником банды, доставлявшей в Штаты наркотики? "Да, подтверждает агент, он явно причастен к доставке марихуаны и героина".
Так или иначе, но известно, что в 1976 году по каналам Меира Ланского на катерах через Флориду прошло 80% всех ввезенных в США наркотиков.
Дружба Аронау как с Джорджем Бушем, так и с главой "Парпл Ганг" Джо Визерто. длилась свыше десяти лет. И все глубже забираясь в "наркоджунгли", он получал миллионные правительственные заказы на борьбу с наркотиками. Таким образом, Буш позволил внедриться в свою антинаркотическую программу двум ведущим контрабандистским "филиалам" — Крамеру с марихуаной и Визерто с героином.
В завершение своей многотрудной, длительной, кропотливой и небезопасной работы журналист свел воедино все части головоломки: Меир Ланский был банкиром, финансирующим организацию доставки наркотиков. Аронау — через Бена Крамера — его активным сотрудником, не задающим никаких вопросов. В этой финансовой связи Ланский — Аронау кроется еще и объяснение того странного факта, что все верфи, стоило Аронау их продать, сразу же переставали приносить такие доходы, как прежде: просто-напросто бывший владелец переводил свою прибыльную (неизменно криминальную) клиентуру на новую верфь.
В отличие от полиции и судебных инстанций, Томас Бардик не считает следствие по делу Аронау законченным. Правда, осужденный наркоконтрабандист Роберт Янг на процессе заявил, что убил Аронау он, однако Бардик уверен, что киллером был кто-то другой.
Описаниям, данным случайными свидетелями, Янг не соответствовал. Да и высказанный мотив убийства — Аронау де строил катера для борьбы с наркоконтрабандой — после всех "открытий" Бардика казался ему просто смехотворным. Тем не менее дело было закрыто.
Бардик полагает, что настоящего убийцу не найдут никогда. "Это великолепно спланированная акция, исполненная профессиональным киллером, — пишет он, — и личность исполнителя не имеет особого значения".
Интересен его ответ на вопрос — за что?
Аронау был застрелен 3 февраля, а на 4 февраля его вызывали в суд. угрожая за неявку наказанием. Никаких доказательств двойной жизни Аронау и связей его с мафией еще не было, но кое-какие подозрения уже имелись. Речь шла на самом деле всего лишь о довольно неопределенном выяснении некоторых обстоятельств, которые могли быть известны Дону. Однако мафия, видимо, испугалась. как бы Аронау не "раскололся": ведь он знал слишком много. С другой стороны: нет человека — нет проблем, нет сомнений. Возможно, Дон и действительно хотел начать новую жизнь. После смерти Меира Ланского протекции в высших кругах мафии у Аронау не было, а после истории с "Блю Сандером" он опасался окончательно потерять добрую славу катеростроителя, которая имела для него значение. По всей вероятности, он собирался свернуть свою "службу" мафии и вызов к следователю мог показаться ему наилучшим поводом для такого поворота судьбы.
Мафии же узнать о вызове Аронау было легче легкого. Ведь не секрет, что и в серьезных инстанциях нередко обнаруживаются утечки и гораздо более секретной информации. А дальше — как в кино: были найдены люди, зарабатывающие на жизнь устранением других людей, и они выполнили заказ. Уже заработавшего срок Роберта Янга уговорили взять на себя это убийство, ибо терять ему было нечего. Напротив — за такое "признание" ему пообещали кое-какие блага и в частности — перевод в "лучшую" тюрьму.
Маркус Хупе, по материалам книги Thomas Burdick and Charlene Mitchell "Blue Thunder", Simon and Schuster, New York, 1990.
Любимая верфь Дона Аронау сегодня и завтра
Компания "Cigarette Racing Team Inc.", основанная 28 лет назад, получила недавно новое финансовое вливание от нью-йоркских инвесторов и, по заявлению Адама Шилда — нового главного менеджера, усиленно разрабатывает три новые модели "Сигаретт", причем по меньшей мере одна из них была представлена на октябрьской Бот-шоу в Форт-Лодердейле (шт. Флорида).
Признавая, что компании суждено было пройти через полосу серьезных трудностей, когда финансирование прекратилось и "способность строить новые катера иссякла", Шилд подчеркнул, что, вопреки всем слухам, "C.R.T.Inc." никогда не закрывалась, продолжает строить катера, в течение осени рассчитается со всеми заказчиками полностью и начнет серийную постройку совершенно новых "Сигаретт", сохраняющих, однако, черты классической базовой модели.
Президент отдела продаж Крейг Барри — признанный гонщик, обладатель ряда международных и национальных титулов, вспоминает то время, когда легендарный Дон Аронау вел свои катера к славе: "В те дни работала на верфи гоночная братия. Именно гонки "оффшор" были суровым испытанием для техники, школой для гонщиков и конструкторов, и неизвестно, для кого это было важнее. Я уверен, что сейчас все будет по-прежнему, и поэтому состав нашей гоночной команды и нашего мозгового центра мы пересматриваем с учетом старых традиций. Благодаря такой прочной основе катера, которые мы строим, надежнее, чем когда-либо. Они отвечают тем же самым высоким стандартам, что и при Аронау".
Это не голое рекламное заявление. Совсем недавно катера "Cigarette" были включены журналом "Fortune" в сотню лучших товаров, производимых в США, а журнал "Forbes" включил "C.R.T.Inc." в число фирм, обеспечивающих наивысшее качество продукции.
"Мы находимся на острие технологии катеростроения, — сказал Барри, — и в будущем наши катера будут не только самыми быстрыми, но и самыми привлекательными на вид — они будут иметь поистине фантастическую отделку".
Новые руководители компании уверены в том, что слова "мировой чемпион" на всем известной эмблеме "C.R.T.Inc." снимать не придется.
Примечания
1. Поскольку род Аронау, по некоторым данным, имеют одесские корни, но американизированный вариант фамилии — Аронов.
2. Человек, обязанный всем самому себе (англ.).
3. Он же, добавим, и "духовный отец" — создатель "Z-драйва", современной поворотной угловой колонки.
4. В "КиЯ" №130 1987 г. известный о6озреватель-водномоторник Рой Балмен в статье "Катера и наркотики", рассказывая о гибели Дона Аронау, тоже еще придерживаться официальной версии. Он писал, что Дон неоднократно заявлял о "неприязни подпольному наркобизнесу" и повторял, что "никогда не продаст ни один из своих катеров подозрительным людям".