Летом 1846 года во время визита в Англию отряда русских кораблей под флагом вице-адмирала Ф.П.Литке большая группа офицеров впервые имела возможность видеть проводимую по строгим правилам гонку парусных яхт. Этот вид спорта, существующий в Англии с 1720 г., когда был основан первый в мире яхт-клуб в нынешнем понимании этого слова — "Водный клуб гавани Корка", очень заинтересовал наших моряков. Известно также, что 8 их присутствии была заложена новая яхта — 275-тонная двухмачтовая шхуна (естественно — гафельная) "Королева Виктория", строившаяся в качестве подарка посетившему Англию русскому императору Николаю I1.
К этому времени у ряда передовых флотских офицеров и группы столичных дворян-англоманов окончательно оформилась идея создать в Петербурге, по примеру англичан, "общество любителей мореплавания". Эту идею сразу же поддержали своим авторитетом такие хорошо известные и поныне моряки, как Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев. Ф. П. Литке, П. С. Нахимов. В. А. Корнилов. Они и стали учредителями самого первого в России яхт-клуба.
О том, какими высокими были их замыслы, дает представление посвященная открытию яхт-клуба публикация в только что основанном флотском журнале "Морской сборник": "Подобное учреждение знакомит общество с морем и морскими людьми, судостроение поощряется, образуются отличные матросы, а все ремесла, принадлежащие морскому делу, совершенствуются".
"Быть по сему", — такую резолюцию 25 сентября 1846 г. наложил Николай I на проекте Устава яхт-клуба, представленном его первым командором князем Н. Лобановым-Ростовским.
Первый параграф устава гласил, что яхт-клубу присваивается наименование Императорского. Соответственно на утвержденном рисунке его флага (белого с синим прямым крестом) появилось изображение императорской короны.
Итак. Николай I (не будем забывать — владелец новой и одной из крупнейших в России яхт. в течение последующих 17 лет активно участвующей и в гонках, и во многих ''вояжах" членов многочисленного августейшего семейства) стал почетным председателем и покровителем яхт-клуба. Этот жест никак не был пустой формальностью. Историки русского флота неизменно подчеркивают отнюдь не показное внимание государя (носившего, кстати, титул генерал-адмирала) ко "всемерному исполнению заветов Великого основателя флота — Петра I и доведению морских сил до желаемого совершенства". П. И. Белавенец, например, пишет так: "Государь сам неустанно занимается делами флота, от него исходит инициатива почти всех преобразований, с особенной заботливостью и любовью относится он ко всем вопросам подготовки будущих флотских офицеров...".
Уставом определялось, что членами яхт-клуба могут быть только дворяне, владеющие судном, "не имеющим торгового назначения", или обязующиеся приобрести такое судно в течение года.
Автор двухтомной "Истории корабля" Н. Боголюбов, рассказывая о создании первого российского яхт-клуба, упоминает, что в числе его основателей было "несколько высокопоставленных, с довольно большими средствами, лиц: а кроме того большая часть членов императорской фамилии приняли звание почетных членов этого нового общества". Так или иначе, но сказанное дает четкое представление о том. как выглядел список членов яхт-клуба, в котором значилось поначалу всего 19 человек (впрочем, и в лучшие времена это число никогда не превышало 200), владевших пятью яхтами (никогда не было более 20).
Любопытно и то, как оговаривалась величина яхт членов клуба: "не менее 5 ластов". Если учесть, что один ласт как мера грузовместимости подпалубных помещений был равен 200 куб.футам (5.66 м2 или 2 нынешние регистровые тонны), то будет ясно, что с самого начала речь шла отнюдь не о маленьких ботиках, а о довольно крупных и мореходных судах — шхунах или тендерах. Неудивительно, что когда 8 июля 1847 г. члены нового яхт-клуба провели первую в России парусную гонку (о ней подробно рассказывалось в "КиЯ" №85 и в очень содержательной книге Е. Леонтьева "Ветер наполняет паруса"), в которой участвовало семь яхт, водоизмещение наименьшей из них составляло 51 т.
Чтобы как-то уравнять шансы стартующих вместе одномачтовых тендеров и крупных двухмачтовых шхун, была применена английская система расчета гандикапа: 1 секунда на милю 24-мильной дистанции за каждую тонну разницы в водоизмещении — в пользу меньших судов. Победителем самой первой в истории русского паруса гонки стал тендер "Варяг", его фактическое время — 3 часа 45 минут. Приз "Серебряная ваза" был вручен, однако, не тому, кто стоял на руле, а владельцу "Варяга" — таковы были обычаи того времени. В подавляющем большинстве случаев титулованные владельцы яхт за штурвалом никогда не стояли и в постановке парусов, тем более, не участвовали. Во всяком случае, известно, что в упомянутой первой гонке на всех семи яхтах рулевыми были опытные морские офицеры.
Поскольку яхты клуба приравнивались к военным судам с правом несения в дальнем плавании Андреевского флага, постоянные команды их чаще всего комплектовались флотскими офицерами и матросами гвардейских экипажей, реже — наемными моряками. В литературе сохранились такие данные: в 1848 г., когда в клубе числилось 36 членов, а число судов увеличилось до 16, на них несли службу 9 офицеров и 80 нижних чинов.
Можно предположить, что своей гавани Императорский яхт-клуб не имел. Немногочисленные суда стояли в разных местах Кронштадта и Петербурга.
В 1848 г. гонки проводились на той же дистанции, что и годом раньше — вблизи Толбухина маяка, но уже отдельно для шести шхун и пяти тендеров и по более сложной трехдневной программе. Приз — серебряный ковш с надписью "В морских гонках преуспевшему" — выиграл тендер "Орианда", принадлежащий главному командиру Черноморского флота адмиралу М. П. Лазареву. Для участия 8 гонке этот 180-тонный тендер, построенный в 1837 г. в Николаеве как 10-пушечный военный корабль, специально приходил в Кронштадт, а после этого тем же путем, вокруг Европы, возвратился на Черное море.
Стоит отметить, что военные моряки — основатели нашего первого яхт-клуба неизменно поддерживали прикладное значение парусного спорта. Они никогда не строили яхты только для побед в состязаниях. Один из видных моряков того времени прямо писал, что для него гораздо важнее иметь судно, "на котором пожелал бы бороться со стихиями", чем то, которое выигрывает призы. Именно поэтому дальние плавания судов Императорского СПб-яхт-клуба не были редкостью. Так, в 1846-1847 гг. ходил из Петербурга в Севастополь вокруг Европы и благополучно вернулся обратно построенный на Охтинской верфи 130-тонный тендер "Нереида" (капитан — один из первых членов клуба лейтенант М. Атрыганьев). Построенная в Архангельске по чертежам С. О. Бурачка шхуна "Александра" совершила переход в столицу в исключительно тяжелых условиях: 38 дней яхта шла под штормовыми парусами. "Оливия" князя Барятинского ходила на Средиземное море. А в 1851-1853 гг. 160-тонная шхуна "Рогнеда" совершила два трансатлантических плавания, причем последнее из них было задумано ни много, ни мало, а как начало кругосветного (провести его помешало осложнение международной обстановки — см. "КиЯ" №24).
Императорский яхт-клуб организовал и первую в российских водах международную встречу. Произошло это в 1852 г., когда две английские яхты посетили Петербург. Одна их них — "Вар Игл" и выиграла гонку на 15-мильной дистанции. Несколькими днями позже состоялась вторая гонка, в которой участвовало уже шесть английских яхт. Победила шхуна гостей "Клеймор". Лучшая из пяти русских яхт заняла 3-е место. Как пояснили гости, это было закономерно: к этому времени у них активно действовали 15 яхт-клубов и яхтсмены ежегодно могли участвовать минимум в десяти парусных гонках, против одной-двух в Петербурге.
Активная деятельность титулованных членов Императорского СПБ-яхт-клуба продолжалась лишь около двенадцати лет. Принято считать, что явными причинами снижения этой активности послужили Крымская война и потеря интереса к парусному спорту как средству совершенствования парусного боевого флота.
Как констатирует тот же Н. Боголюбов (в 1880 г.), "Год от году члены яхт-клуба начали остывать к своему делу, число их яхт заметно начало убывать, так что в настоящее время Императорский яхт-клуб как морское учреждение почти не существует: в нынешнем списке его судов значатся только яхты, принадлежащие членам императорской фамилии, причисленные к судам гвардейского экипажа".
Все чаще члены яхт-клуба начали приобретать не яхты, а более комфортабельные паровые суда — сначала колесные, а затем и винтовые. Использовались эти паровые яхты в чисто увеселительных целях. Дальние плавания, подобные походу 350-тонной паровой "Вилии" князя Витгенштейна к берегам Исландии, были редчайшими событиями.
Последнюю свою парусную гонку яхт-клуб провел в 1859 г. и в дальнейшем превратился в "фешенебельное собрание высшей аристократии", имеющее крайне мало общего с парусным спортом.
Вот официальная справка, составленная по запросу Всероссийской выставки судоходства (1897 г.): "Члены Императорского СПб-яхт-клуба спортом не занимаются". Особняк яхт-клуба на Большой Морской, 31 стал известным местом встреч и развлечений высшего общества. Однако как бы там ни было, этот первый в стране "сугубо аристократический" яхт-клуб сыграл немаловажную роль, возбудив интерес к парусному спорту и открыв путь для создания других — гораздо более демократических яхтенных обществ и клубов.
В 1860 г. был официально учрежден первый общедоступный Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, возникший двумя годами раньше в виде "кружка любителей водного спорта" на Черной речке. Об истории этого яхт-клуба, существующего и поныне (Яхт-клуб БМП) и старейшего в нашей стране, подробно рассказывалось в "КиЯ" №147.
Примеру петербургских яхтсменов в ближайшие годы последовали любители паруса в Москве, Белозерске, Воронеже, Одессе, Саратове... К 1890 г. в России существовало 68 яхт-клубов и различных парусных кружков.
От редакции
На фоне сегодняшних бурных событий и череды празднований вполне может затеряться негромкий Юбилей — 150-летие отечественного парусного спорта, увы — переживающего ныне не лучшие времена.
Несколько слов о точке отсчета. Редакция поддерживает мнение тех знатоков во главе с адмиралом Ю. А. Пантелеевым, которые считают, что начинать историю нашего парусного спорта надо с основания первого добровольного объединения яхтсменов — первого клуба в общепринятом смысле этого слова, а не с Потомственного Невского флота (1718 г.), созданного принуждением Петра.
Нам известно, что еще в 1849 г. флотский журнал "Морской сборник" статью о Невском флоте назвал четко и определенно: "Первый яхт-клуб России", однако в той же статье было написано, что создан он был "довременно и насильственно". Самую обстоятельную работу о Невском флоте в начале 60-х тт. опубликовал один из старейших советских яхтсменов Б. Б. Лобач-Жученко; завершается она эффектным утверждением, что этот флот "по праву считается первым яхт-клубом в мире"! Думается, такое — просто дань времени и аргументировать поддерживаемую редакцией противоположную точку зрения смысла нет. Лишь сошлемся на слова другого хорошо известного яхтсменам СНГ автора — Е. П. Леонтьева, даже в те годы писавшего, что Невский флот был только "предшественником современных яхт-клубов", а первым в мире является яхт-клуб в Корке, основанный в 1720 г.
Примечания
1. Эти факты освещались в экспозиции выставки "Под парусами и на веслах", развернутой в 1494 г. в Центральном Военно-Морском музее.