Кончились, наконец-то, времена, когда одиночные океанские плавания оставались для наших яхтсменов несбыточной мечтой. Когда невозможно было выяснить, кто же имеет право такие выходы разрешать, но одно было понятно, что запрещать могут все. Сейчас завершается невероятная кругосветка пенсионера Евгения Александровича Гвоздева.
Несколько слов об этом замечательном человеке. Родился 11 марта 1934 г. в городе Пинске. Рос без отца (арестованного в 1937 г.) и без матери (погибла при бомбежке в начале войны), жил у дальней родственницы. Кончил мореходку в Астрахани. Последующие 35 лет плавал судовым механиком на Каспии. Житель Махачкалы. Летом и зимой в свободное время ходил под парусом. Наш автор своими руками построил яхту, о которой рассказывалось в "КиЯ" №91. Двое детей.
Фамилия Гвоздев некоторым может показаться знакомой. Именно потому, что он заявлял о своей готовности и желании идти под парусом вокруг света чуть ли не двадцать лет назад. И много лет далекие от моря высокопоставленные чиновники ему, моряку-профессионалу, растолковывали, что "океан не шутит", что советский яхтсмен просто не может быть достаточно подготовлен к выходу в "кругосветку", а главное, что это не соответствует духу советского спорта. В бесплодной надежде получить "добро" "на самом верху" упрямый яхтсмен из Махачкалы стал обращаться "лично" по очереди ко всем сменявшим один другого генеральным секретарям ЦК. "Хочу быть первым российским мореплавателем, который в одиночку пройдет путь Колумба", — писал Гвоздев в письме Брежневу. Ответа не дождался. Писал и Андропову, и Черненко. В июне 1985 г. — Горбачеву (это в первый раз, потому что был еще и второй). Обратился к делегатам XXVIII съезда КПСС. "Увы, — вспоминает Гвоздев, — ни одного ответа из ЦК не дождался, пробить бюрократическую стену не смог, так и не удалось тогда выбраться в океан". Читали его обращения в МВД СССР, в Спорткомитете, Совете Министров, Верховном Совете. Москва отфутболивала в дагестанские органы, местные власти — обратно в Москву.
Опрометчиво запасенные для так и не состоявшегося выхода в рейс на Кубу продукты надо было использовать. Пришлось придумать тренировочное 6000-мильное плавание по Каспию.
Пытался действовать через прессу. Святая простота! В перечне газет и журналов, куда он обращался за помощью, более 30 названий (включая "Правду"). Только реальной помощи никто оказать не смог. Хорошо хоть не вышло так, как с другим моряком — Александром Чебанюком, который восемь лет готовил одиночное плавание, собственноручно построил для него яхту, истратив все сбережения, а дождался лишь того, что "комсомолка" "облила помоями его честное имя" (Гвоздев вспоминает статью "Под парусами саморекламы" 09.02.75 - ред.).
Рассказывая о своих многолетних злоключениях, Евгений Александрович привел слова известного французского яхтсмена Бернара Муатисье: "Подготовить большое путешествие в одиночку даже труднее, чем совершить его". И кончает этот свой рассказ (его заметка в "Морской газете" красноречиво названа "Нешто рылом не вышли?") горьким восклицанием: "Интересно, что сказал бы знаменитый француз, будучи гражданином СССР?!"
Шли годы. На смену эпохе тотального "нельзя" пришло время, когда "можно практически все". С одной лишь немаловажной оговоркой — если есть деньги. Так или иначе, но к тому моменту, когда организационные и финансовые проблемы удалось хоть в какой-то степени решить, Евгений Александрович превратился в пенсионера.
Энтузиаст-яхтсмен сумел заразить своей мечтой многих земляков. И в конце концов, по его образному выражению, нащупал путь между Сциллой и Харибдой бюрократии и коммерции. Ему согласилась помочь фирма "Совмаркет", выпускающая в казахстанском городе Актау стеклопластиковые лодки класса "Микро". Благодаря этому у Гвоздева, принявшего на себя обязательство рекламировать продукцию "Совмаркета", и появилась минияхта "Лена", которую он стал готовить к непростому и опасному дальнему вояжу. Стоит сказать, что яхтсмен принимал самое непосредственное участие в ее постройке "от нуля". По сообщениям местной печати, в проект внесли некоторые изменения. В частности, корпус "Лены" сделали прочнее "обычного", добавив несколько слоев стеклоткани на днище и на самые ответственные участки конструкции. Шверт стал более тяжелым; теперь он наряду с постоянным балластом обеспечивает спрямление яхты, если ее положит парусами на воду...
Ко времени появления у него "Лены" Евгений Александрович уже накопил немалый опыт плаваний под парусами — в том числе и в одиночку, доказал, что "готов". Яхтсмены Каспия неизменно отзываются о нем с большим уважением. Рассказывают, например, что однажды он без единого захода в порт в одиночку пересек коварное море 44 раза подряд. ("Наверное, за это мог бы войти в книгу рекордов", — улыбается Гвоздев). Похожая цифра называется и в другом варианте: столько дальних плаваний по Каспию он совершил на самодельной яхте Тетан", оборудованной из старой судовой шлюпки. (Рассказывая о ней американцам, он обмолвился, что поскольку держать яхту негде, подвешивает ее к балкону своей квартиры...)
"Где-то в глубине души я знал, — вспоминает теперь Гвоздев, — что все это — только репетиция, я себя исподволь готовил к тому, чтобы в одиночку пересечь океан..."
За сто лет совершено множество одиночных кругосветных плаваний: по разным маршрутам, на самых разных (в том числе и сверхмалых) судах, с заходами и без заходов — "нон-стоп", включая рейсы безостановочные в два и даже три витка. И тем не менее появление в Атлантике яхточки Гвоздева вызвало в кругах парусников серьезный интерес: дело в том, что это, вероятнее всего, первая кругосветка, совершаемая не на килевой яхте, а на швертботе.
Зная, что хотя "Лена" и построена в Актау, но проект ее был разработан в Петербурге, мы обратились к конструктору Ю.А.Ситникову с просьбой представить мини-яхту читателям.
Вот что он сказал:
— Да, это действительно стеклопластиковый швертбот. "Лена" — серийная крейсерско-гоночная 5.5-метровая яхта типа "Рикошет-микро-2", о которой мы с Н. Бельтюковым подробно рассказывали в "КиЯ" №146. По международным правилам класса "Микро" она проходит как яхта "серийной туристской категории". По вооружению это шлюп с проектной площадью парусов 18.5 м2. Для выхода в открытый океан яхта никоим образом нами не предназначалась. О том, что Гвоздев пошел на ней по такому сверхсложному маршруту, мы узнали уже после старта. Что именно переделано при подготовке "Лены" к кругосветке — нам неизвестно, очень жаль, что с конструкторами яхты не посоветовались. Тем не менее, от себя добавлю, что при разумном несении парусов и внимательном управлении минияхта довольно надежна. Доводилось в одиночку совершать на ней 80-мильные переходы, выдерживать 6-балльные штормы. Она неплохо ведет себя на волне, хорошо управляется, благодаря блокам плавучести — непотопляема.
Вот основные вехи уже пройденной части пути.
Выйдя из Махачкалы 7 июля 1992 г., Гвоздев распрощался с Каспием и провел свою яхту на Черное море. Через месяц он уже был в Новороссийске и простоял здесь еще целых три месяца в ожидании обещанных "Совмаркетом" денег (в конце концов получил 100 долларов и 5000 рублей) и паспорта моряка.
Об оснащении "Лены" долго говорить не придется. Компас, секстан ("по блату достал, всего за 600 эр"), радиоприемник ("радио сломалось, когда я из Испании вышел"), скудный набор карт и лоций ("куплены на свои кровные"), запасные паруса ("плохие, правда, мешок и тот был бы лучше"), примитивное подруливающее устройство, опреснитель... Зато на бортах красовалась надпись латинскими буквами: "Sovmarket Inc.".
Как он, не зная хотя бы английского, собирался преодолевать языковой барьер? Очень просто. Читал книгу Кунина "Ай гоу ту Хайфа", знал, что означает это название, и решил, что отвечая на все могущие возникнуть вопросы будет вместо "Хайфа" подставлять "Турция", "Греция", "Италия"...
На рассвете 14 декабря "Лена" наконец-то вышла в море и сразу же попала в жестокий шторм. Алюминиевая мачта не выдержала — переломилась. Рыбаки дотащили яхту до берега и здесь практически голыми руками, под снегом, Гвоздев мачту починил — состыковал обломки и заново подогнал к укороченной мачте грот.
Никак нельзя было назвать даже начальную черноморскую часть маршрута легкой — лодка обмерзала, были и поломки, и другие нежелательные, как считает Гвоздев, происшествия. Только хуже всего переносилось постоянное безденежье и организационные неурядицы. Достаточно, пожалуй, сказать, что ни в Севастополе, ни в Одессе, ни за рубли, ни за купоны так и не удалось... заправить газом баллон. А в результате Гвоздев "видел горячую пищу в лучшем случае — раз в сутки", да и то пока выручал случайно оказавшийся на борту запас сухого горючего.
Только 1 апреля 1993 г. "Лена" покинула Одессу и взяла курс на Босфор. Вспоминая плавание европейскими водами и свои свыше 20 заходов в средиземноморские порты, мореплаватель говорит коротко: "Дружественные моря, добрые люди. И подкармливали, и водой снабжали. Всюду встречали тепло. Только албанских мародеров-по-граничников и вспоминать не хочется".
Купленных в Новороссийске продуктов, как ни экономил, хватило лишь на три месяца, а путь до Лас-Пальмаса (Канарские о-ва), где планировалось пополнять запасы, на самом деле занял восемь месяцев.
Процитируем одно из писем каспийским друзьям:
"Было бы совсем плохо, если бы не помогали ребята со встречных судов: "Тарханы", "Ленинский комсомол", "Комсомолец Узбекистана", "Петр Первый", "Прометей", а уж когда 5 августа пришел на Канары, наши суда взяли надо мной шефство. Откармливают бананами, ананасами и, конечно же, борщом и бифштексами; судовой врач прописал уже кучу таблеток — отощал я здорово. Как бы то ни было, назад уже стыдно возвращаться. Даже если теперь придется околеть с голоду, пойду в Океан..."
И он пошел. После 15-дневного отдыха и неизбежного ремонта (а поломки были — дважды руля, снова мачты), Гвоздев повел "Лену" через океан.
Дался этот 50-дневный бросок нелегко. Яхтсмен похудел на 25 кг! Тем не менее телеграмма его в "Совмаркет" с "заокеанского" острова Барбадос, поданная 14 октября, выдержана в довольно оптимистическом тоне:
"Атлантику прошел без приключений, все нормально, намерен продолжить плавание Тихом океане, если Канцев (президент "Совмаркета" — ред.) вышлет денежку".
"С Атлантикой мне очень повезло, — рассказывал потом Евгений Александрович корреспонденту нью-йоркской газеты "Новое русское слово", — штормило всего дня четыре. Цинга началась, конечно. Кожа потрескалась, ногти стали слоиться. Воспаление легких получил. Пришел с бородой, волосы до плеч, оборванный весь. Меня тут за сумасшедшего приняли, не хотели в порт пускать. Ну, обошлось все..."
Известно, что с 5 ноября 1993 г. Гвоздев был почетным гостем праздника в честь 500-летия открытия Христофором Колумбом о-ва Пуэрто-Рико. "Каникулы" его здесь длились два месяца. И стояла маленькая "Лена" в порту Сан-Хуана, на самом виду у всего города. После восторженных публикаций в местной прессе и передач по радио и телевидению, рядом все эти дни толпилось множество любопытствующих и сочувствующих. Нашлись спонсоры — владельцы магазина спорттоваров, да и многие пуэрториканцы помогали, чем могли. Такое бескорыстное участие в его судьбе укрепило решимость мореплавателя продолжать "кругосветку".
Яхта под российским флагом пересекла Карибское море и 17 марта 1994 г. прибыла в Колон (зона Панамского канала). Как пишет В. Степанов, "выполнив все формальности по сбору 33 подписей и печатей, заплатив сбор за проход канала (деньги выделили новые зарубежные спонсоры), Гвоздев с группой американских яхтсменов прошел канал и 25 марта был уже гостем тихоокеанского яхт-клуба в Бальбоа".
Наконец-то он снаряжен более или менее сносно. Группа американок сделала ему ценный подарок — превосходную яхтенную газовую плиту (с духовкой, в которой можно печь хлеб!) и запас топлива.
Яхтсмен не отказался от программы-максимум, т.е. не пошел на Владивосток, а взял курс к берегам "зеленого континента". Гвоздев провел свою мини-яхту на Галапагосские о-ва, а затем, минуя архипелаг Туамоту, на Таити.
29 июня 1994 г. полученный в Актау немногословный факс дал знать, что труднейший 4700-мильный переход успешно завершен за три месяца. Волны Великого океана изрядно потрепали яхту: в частности, вышло из строя рулевое управление — поломалась рулевая колонка. Потребовался основательный отдых и опять-таки серьезный ремонт перед 1200-мильным броском на Самоа.
Как любезно сообщили нам сотрудники "Совмаркета", в конце ноября 1994 г. "Лена" пришла в австралийский порт Брисбен, благополучно завершив переход через Тихий океан. Затем последовало плавание вдоль берегов Австралии на север — в Дарвин и далее, через индонезийские воды и Сингапур, выход в Индийский океан. По последним сообщениям, Евгений Александрович успешно пересек последний — третий на его нелегком пути океан и прибыл в Джибути — столицу одноименного государства на северо-востоке Африки.
Теперь впереди завершающие эту "невероятную", как выразился один из американских яхтсменов, кругосветку переходы через четыре внутренних моря: Красное, Средиземное, Эгейское, Мраморное, а там уже знакомый Босфор и выход в родные воды...
Закончим этот краткий обзор добрыми словами журналиста Ю. Кононенко: "И пусть кто-нибудь попробует сказать, что нет теперь настоящих мужчин, настоящих моряков. Я сразу же сошлюсь на пенсионера Гвоздева, дай Бог ему удачи, попутного ветра и семь футов под килем, точнее — под швертом, его яхты!".
Использованы публикации В. Степанова. Ю. Кононенко, О. Санаева и Л.Кунявской. любезно предоставленные редакции А. Пиленковым (г. Актау).