Отходим. Но не в море, а на КПП порта, что в девяти милях от яхт-клуба.
В десятом часу вечера приглашаем пограничников и таможенников на борт. Первые оформить отход готовы, вторые предлагают подождать — дежурная смена занята другими делами. Ждем. Вот и провожающие простились, чтобы успеть попасть на метро. Всю ночь кормим комаров.
Около десяти утра появляется представитель таможни, за пятнадцать минут завершает формальности. У прапорщика пограничника вопросов больше. Он задался целью выяснить не «крутые» ли мы, не купили ли паспорта за несколько «штук», что теперь якобы не редкость.
Подозрения применительно к нам не обоснованы. В «крутых» не состоим. В купле паспортов у маклаков от бюрократии не участвуем. За все платим честно заработанными по официальной таксе, маясь в очередях к столам и окошкам, открывающим «окно» во внешний мир.
— А приглашение на регату где? — осведомляется бдительный страж границы.
— Помилуйте, его взяли при оформлении документов.
Прапорщик куда-то убегает, а вернувшись, еще четверть часа продолжает вопрошать о чем-то с его точки зрения не менее важном. В конце концов вопросы иссякают. В паспортах и на судовой роли появляется слепой розовый оттиск «СССР, КПП Ленинград» с указанием даты отхода.
Штамп со временем заменят. Неплохо бы и от волокиты на КПП, приемы которой наработаны в Ленинграде, отказаться в Санкт-Петербурге.
Через неделю перехода в наших паспортах сделает пометки офицер иммиграционной службы Киля. Он пояснит:
— Команда имеет немецкие визы до 10 июля, а старт регаты — двумя днями позже; я продлеваю срок пребывания в порту на эти два дня.
Офицер сам прибыл на борт, хотя мы ошвартовались на удаленном от иммиграционного офиса причале. Визит он не увязывал с прохождением таможенных формальностей и, прощаясь, сказал:
— В день старта отдавайте концы без каких-либо проверок.
То же скажет и сотрудник таможни, побывав на яхте только в день прихода.
По истечении месяца мы вновь столкнемся со знакомой до боли ситуацией. На КПП родного торгового порта, где для яхт инспециального причала, нам отметят приход пограничники. Для таможенной проверки мы вынуждены будем перешвартоваться на другой район порта и посылать человека в управление таможни, чтобы упросить прислать сотрудника. В общей сложности на комиссию уйдут часы. Несмотря на то, что все на яхте, включая документы, окажется в полном порядке.
Отнюдь не ради противопоставлений приведены эти частные примеры; мол, за границей все легко и просто, а у нас не знаешь, какого подвоха ожидать. По-разному бывает. Процедуры оформления документов и у нас, и в заморских гаванях порой таят не очень приятные моменты.
Характерно, что неожиданности чаще всего возникают по вине экипажа. И чтобы свести их до минимума, очень полезно до выхода в море уточнить детали положенных формальностей, принять все меры, чтобы они выполнялись неукоснительно каждым членом экипажа. Проконсультировать по этой части могут ваши наиболее опытные одноклубники. Не откажут в ознакомлении с требованиями действующих правил и норм пограничники и служащие таможни. Более того, это их долг. В иностранных офисах тоже в пояснениях не отказывают.
Продолжая наш разговор, подчеркнем, что он в основном касается портов Европы. В Азии и Америке, особенно южной, есть много отличительных деталей, но здесь речь не о них.
Зарубежные европейские иммиграционные службы и таможня свободно и бесплатно распространяют небольшие по объему своды правил для судоводителей-любителей. До недавнего времени нас в этих правилах именовали «представителями стран Восточного блока». И именно нам адресовались пункты о необходимости иметь визы для посещения стран ЕЭС. Когда Восточный блок распался, правила откорректировали на основе новых межгосударственных актов. Такие страны как Польша, к примеру, были приравнены, в части визовых правил, к странам ЕЭС, и теперь польские яхтсмены без виз посещают Германию, Англию, другие государства Европы. Для россиян все осталось по-прежнему — без виз нас на Западе не принимают. Правда, некоторые послабления в режиме отражают наметившуюся тенденцию к потеплению. Так, летом 1992 года участники международных регат и круизов на Балтике, независимо от национального флага, имели возможность свободно заходить в порты ряда стран.
Однако приятный сюрприз, подготовленный соседями по морю по доброй воле членов правительств и коронованных особ, оказался не про нас. Пришлось хлопотать визы. Ведь без них домашние КПП «добро» на выход за границу не дают — поступаться в одночасье принципами решаются далеко не во всех службах.
Для экипажа яхты или катера, как правило, достаточно иметь действующие загранпаспорта с непросроченными визами и правильно оформленную судовую роль. Эталоном простейшей формы роли на клубный яхтенный экипаж в Санкт-Петербурге, например, может служить форма, принятая в яхт-клубе Балтийского морского пароходства. Она ничем не отличается от выработанной десятилетиями формы судовой роли торгового флота. Роль подписывается капитаном судна и директором клуба, удостоверяется клубной печатью (образец подписи директора и оттиск печати имеются на КПП). Прочих «излишеств» из недавнего прошлого бланк роли не содержит. Более того, это не типографский бланк, а лист бумаги, заполненный на обычной пишущей машинке или даже от руки. Неразумно изобретать иные бланки документа, пользоваться старыми, на которых помимо вельможных автографов под оттисками «Согласовано» и «Утверждаю» должны были стоять подписи тренера и начальника портовой части. К тому же простейшая форма соответствует "Кру листу" — приведенной здесь копии международной судовой роли. Кру лист подписывает только капитан. И печать не ставится. Так что не будем усложнять то, что хорошо в силу своей простоты.
Таможня, если в том нет необходимости, не снабжает уходящий за границу или прибывающий из-за рубежа экипаж какими-либо специальными документами. Если у членов команды есть предметы, свободный ввоз и вывоз которых правилами ограничен, их наименования вписывают в таможенные декларации. Форма декларации стандарта. Без пометок таможенной службы этот документ не действителен.
Таможня обязана засвидетельствовать взимание пошлины за вывозимые и ввозимые предметы и материалы. Если что-либо, например ювелирные изделия или предметы искусства, вывозится не на продажу или в качестве подарка, и будет представлено владельцем по возвращении, пошлина не взимается. Ссылка на утрату такого предмета за границей влечет массу неприятностей.
В соответствии с действующими на момент выхода за границу правилами таможня облагает пошлиной отдельные виды товаров, например вина и крепкие напитки. До недавнего времени от пошлины освобождались представительские запасы клубных яхт, приобретенные за государственный счет, что подтверждалось сметой расходов и накладной торгового предприятия. Эти документы имели вес, когда плавание (участие в регате) носило характер служебной командировки. Теперь же наряду с госпредприятиями действуют фирмы различных форм собственности. Они тоже могут субсидировать яхтсменов, выделяя средства на представительские цели. За разъяснениями о праве вывоза товаров, приобретенных на средства таких фирм, лучше всего заблаговременно обращаться в таможню и поступать следует сообразно правилам, действующим на момент пересечения границы.
Правила вывоза и ввоза различных видов валюты, ценных бумаг и облигации тоже следует знать и выполнять неукоснительно.
По прибытии в загранпорт в силу вступают таможенные правила страны пребывания. В европейских портах экипаж спортивно-туристского судна представляет таможне документы, отражающие виды и количество общесудовых запасов и отдельно то, что имеется на руках у членов экипажа. Во все зарубежные страны, как и к нам, не разрешается ввозить оружие и наркотики.
На ввоз и вывоз растений, животных, рыб и птиц требуются специальные сертификаты общепринятой формы, что не исключает необходимости карантина, срок которого может быть значительным. Расходы при этом неизбежны. И сколь скоро вы решили подарить кому-либо щенка, кенара или ужа, позаботьтесь о сертификате ветеринарной службы, запаситесь необходимой суммой в валюте. И помните о хлопотах, связанных с вашим замыслом.
Чаще всего соблюдение иммиграционных и таможенных формальностей за рубежом, прежде всего в Европе, необременительно. Обычно с оформлением документов в первом порту захода одной страны вы получаете право беспрепятственно посещать другие ее порты, лишь бы срок действия визы не истек.
В странах ЕЭС учитывают правила порта предыдущего посещения. Если они не отличаются от правил порта прибытия, оформление прихода сводится лишь к служебным отметкам в паспортах и прочих документах. Иногда даже от них вас могут избавить. Но чтобы все проходило проще, не следует пренебрегать на подходе к порту выходом на связь со службой «Трэфик контрол» («Контроль за движением»), постом «Кост гард» («Охрана побережья») или с лоцманской станцией.
Связь на радиоканале не просто дает возможность назвать свои координаты, получить разрешение на заход, сообщить время прибытия, уточнить место якорной стоянки или швартовки, что важно и необходимо. Выходом в эфир вы обозначите себя как иностранное судно в территориальных, внутренних или портовых водах. И поверьте, что к вам после этого будут относиться доброжелательнее.
Если же вас как «неопознанный предмет» с помощью радиолокаторов поведут до причала, дотошного досмотра не избежать. А в том, что такую яхту или катер поведут, сомневаться почти не приходится. В любой стране стремятся предотвращать скрытные проникновения. Любой порт держит на контроле свои «ворота». Помня об этом, не следует забывать об обязанности выйти в эфир, если судно имеет рацию. Тем более, что у вас нет оснований таиться, давая повод для настороженности и подозрений.
Лоцманские станции, «Трэфик контрол» и «Кост гард», выполняя собственные функции, работают в контакте и делятся информацией, когда в том есть необходимость. У нас нет многофункциональной службы «Кост гард!», и территориальные воды контролируют морские пограничники. Связаться с ними по радио удавалось крайне редко. Они предпочитают подходить к борту и голосом давать распоряжения, задавать вопросы. Однако в Финском заливе есть посты на островах, имеющие позывные. Дежурные этих постов иногда отвечают яхтам, дают разрешение следовать тем или иным курсом через контролируемые районы. Но вернемся в иностранные воды.
На глазах автора этой статьи в одном из шведских портов досматривали вновь прибывшие яхты, используя собак, натасканных на наркотики. Спросив у представителя службы капитана порта, чем это вызвано, я услышал: «Они вошли без радиоконтакта с лоцманской станцией».
А в Германии мне пришлось по просьбе яхтенного капитана-земляка переводить вопросы к нему разгневанных служащих таможни. Оказалось, что они только что «вычислили» яхту, вставшую к причалу час назад, и решили учинить капитану профилактический разнос. Трясли парня, как грушу. Хорошо еще, что он не сбивался в ответах на повторные вопросы о количестве на борту пачек сигарет, бутылок спиртного, банок с мясными консервами. Спрашивали даже о том, о чем давно не спрашивают: о числе приемников, магнитофонов и фотоаппаратов у членов экипажа. Его корили за то, что он не поднял флаг «Квебек» — «Мое судно не заражено, прошу предоставить свободную практику». Упрек, редкий в наборе типичных претензий к яхтсменам в Германии.
Из собственной практики общения с таможней обращусь к истории, памятной по Голландии.
Завершилась гонка со стартом в Шотландии. Ветер был благоприятный, и яхты финишировали раньше срока, который требовался для организации стоянки. Сбора в отведенном месте можно было ожидать на якорной стоянке или в соседних портах. Мы выбрали второе и ошвартовались лагом к стоящей в порту промысловой базе из Литвы. А вскоре на базе высадился большой десант таможни, хотя все формальности для рыбаков были позади. Не оставалось сомнений в том, что прибыла так называемая "черная таможня", известная высоким профессионализмом в борьбе с контрабандой. Яхта под бортом базы их сразу насторожила. Целью досмотра, как нам позднее объяснили, были детали машин, присвоенные рыбаками на закрытой, но не охраняемой автосвалке. Таможенники, видимо, решили, что часть ворованного перекочевала к нам. Для досмотра на яхту спустились двое. Плотного парня в штатском с портативной рацией сопровождал вооруженный служащий в униформе. Поскольку по правилам при досмотре должен присутствовать хотя бы одни представитель команды, всем, кроме капитана, пришлось подняться на палубу. За их поведением наблюдали с борта базы, и с резиновой шлюпки, которой управлял человек с рацией. Шлюпка дрейфовала в нескольких метрах от яхты, так что «упрятать концы в воду» даже при большом старании не удалось бы. Ну, а в каюте, форпике и ахтерпике таможенники перевернули буквально все. Вскрывались парусные кисы, вещмешки, коробки, ящики, бидоны, упаковки с провизией. Дотошно изучался набор инструмента, места хранения запчастей и аварийного обеспечения. Проверка заняла около часа. После нее яхта выглядела так, словно Мамай прошел.
Искомого на борту не оказалось. «Черная таможня» оставила нас, не прощаясь и не извиняясь за учиненный бедлам. Так же быстро, как появилась Мы же трудились в течение нескольких часов, чтобы все вернуть на штатные места и навести порядок в своем хозяйстве.
В странах с высоким уровнем жизни поощряется экспорт. Посредством скидок на продажу товаров и продуктов гостей заинтересовывают в покупках. Приобретенная со скидкой техника не всегда опечатывается. Чаще таможня опечатывает пломбами только спиртное и табачные изделия, для чего выделяются отдельные ящики, мешки, чемоданы, «привязанные» к судовым конструкциям. Чеки на такой товар и сам товар надлежит хранить вплоть до выхода за пределы территориальных вод страны, в которой делались покупки.
Как-то в Ливерпуле мы на две наши яхты купили со скидкой виски и сигареты. Товар опечатали, яхты вышли из порта. Для сокращения расстояния мы решили пройти внутренней артерией Шотландии — Каледонским каналом. Каково же было наше удивление, когда через несколько суток перехода на последнем шлюзе канала на яхты прибыл тот же таможенник, который опечатывал дешевое «зелье» в Ливерпуле. Он полагал, что с целью наживы мы перепродадим виски и сигареты в пределах Великобритании. Довольствоваться ему пришлось, естественно, созерцанием нетронутых пломб.
Собственного опыта с «преступлением и наказанием», слава богу не накоплено. Придется прибегнуть к заимствованию, чтобы завершить разговор почти детективной историей.
Яхта пришла из-за границы. До прибытия на КПП она свернула на заброшенный кронштадтский форт, где «чудом» оказался клубный катер. Капитан катера принял с яхты несколько парусных кис с бытовой электроникой, товарное количество которой явно могло бы вызвать подозрения таможни. Яхта налегке направилась на КПП. Минул значительный период времени. Но таможня все же опустила свою тяжелую руку на плечи контрабандистов. Последовало разбирательство и наказание.
Да, нас ставят порой в тупик таможенные нормы, их непостоянство. Что делать? Следовать тому, что предписывается свыше Иного не дано. В будущем у нас наверняка многое изменится к лучшему. Тогда и раздражающие таможенные нормы отомрут сами собой. Постараемся дожить до этой поры.