"Серж Теста из Австралии в 1984—1987 гг. прошел из Брисбена в Брисбен через Панамский канал за 500 ходовых дней на бермудском шлюпе «Акрок Аустралис» длиной 11 футов 10 дюймов, который стал самой маленькой яхтой, обошедшей земной шар".
Это — строки из Книги Рекордов Гиннесса. Но когда Серж Теста только задумывал одиночное плавание вокруг света на крошечной яхте — самой маленькой из тех, на которых когда-либо пускались в подобные походы, эта идея казалась не более чем порождением самонадеянных амбиций человека, не вполне сознающего, на что идет.
Тем не менее. Теста решил превратить эту мечту в реальность. Даже заказывая материал для постройки яхты — делая самый первый, но уже достаточно серьезный шаг, он особо не задумывался, что из этого всего выйдет. И только при виде 200 килограммов листов алюминиевого сплава, доставленных на верфь, он вдруг осознал, во что ввязался или. по крайней мере, начинает ввязываться.
Даже на этой стадии у него не было четкого проекта будущей яхты — ни чертежей, ни спецификаций. Они, кстати, так никогда и не появились. Яхта существовала только в но мыслях — призрачная, хотя и кристально четкая картинка.
И он приступил к работе, побуждаемый уже не столько стремлением заиметь яхту, сколько крепнущей идеей необычной кругосветки. Все в строящемся суденышке было ей подчинено, и без последующего путешествия затея просто теряла смысл.
О том, что задумал Теста, было известно только ему самому и его близким, но даже они, ничуть не сомневаясь в его силах и решимости, не знали, до какой степени захватила его эта идея.
Теста строил яхту по «чертежам», возникавшим у него в голове. В ходе работы он много раз переделывал буквально каждую деталь - киль, шпангоуты, мачту, руль — до тех пор, пока они «не смотрелись, как следует».
Наконец, постройка была завершена. Семья давно окрестила суденышко «штучкой», поэтому Теста и дал ему название «Акрок» — «штучка» по-итальянски (по происхождению Теста итальянец), добавив для конкретики определение «австралийская».
«Штучка» оказалась 3,6 м длиной и 1,5 м шириной. Глубина «трюма» — высота от днища до палубы — не превышала 0,8 м. Осадка с удлиненным килем, снабженным торпедообразным балластным обтекателем. залитым свинцом, составила 1,5 м Яхта имела «граненые» обводы, изогнутый форштевень и транцевую корму. Корпус был разделен двумя переборками на три отсека, имелось несколько герметичных воздушных ящиков. У Теста не было и тени сомнения в том, что «Акрок Аустралис» совершенно непотопляема.
Вооружил он яхту бермудским шлюпом. Паруса работали неплохо, но после первых выходов на воду он установил бушприт, чтобы вынести геную вперед. Вдобавок была разработана и изготовлена уникальная система из всевозможных лебедок и рукояток, позволяющая управлять яхтой прямо из каюты — настоящая находка для несения вахты в плохую погоду.
Наряду с рулевым управлением, снабженным двумя румпелями — на палубе н в каюте, Серж по своему же проекту изготовил и автоматическое подруливающее устройство, которое, к его собственному приятному удивлению, работало просто безупречно с самого начала испытаний.
Каюту «Акрок» можно с полным правом назвать последним словом в деле яхтенной миниатюризации. Посередине ее размещалась койка, днем легко превращаемая в сиденье — правда, коротковатая для того, чтобы Серж мог вытянуться на ней во весь рост ночью. Поверх койки можно было откинуть небольшой столик — он же штурманский, он же и обеденный, он же — верстак для работы.
Ближе ко входу размещались водоотливная помпа, плитка и умывальник; справа — панель с переключателями. внутренний румпель, сирена и появившаяся во время плавания система спутниковой навигации. В форпике, за переборкой, был установлен 12-вольтовый автомобильный аккумулятор.
Такой роскоши, как гальюн, на крошечной «Акрок» позволить себе было нельзя, так что отправление жизненных функций требовало от Сержа некоторой сноровки.
В июне 1984 г. Теста спустил «Акрок» на воду реки Брисбен. Яхта оказалась в полном порядке. Наступил решительный момент. Нерешенной оставалась лишь та великая задача, ради которой создавалось суденышко.
Во время его отплытия не трубили фанфары. Серж даже не поставил в известность прессу. Он собирался пройти вдоль побережья австралийского штата Квинсленд и поглядеть, как пойдут дела. Даже если бы на этом этапе кругосветка и завершилась, никого, кроме самого мореплавателя, это бы не разочаровало.
Достигнув Торресова пролива, Теста был уже морально готов к последующему решительному шагу. «Акрок» вела себя великолепно.
Знай он, что впереди — неделями не заживающие язвы от морской соли, несколько посадок на мель, четыре циклона подряд и пожар в каюте, который чуть было не привел его к гибели, это, наверное, малость поохладило бы его пыл. Но к счастью, как своему, так и благодарных потомков, чаяния его были тогда более оптимистичны.
В ходе своего беспримерного плавания Серж Теста прошел Индийским океаном к мысу Доброй Надежды, Южной Атлантикой — до Панамы н Тихнм океаном вернулся обратно в Брисбеи. По пути он сделал несколько заходов в порты и, надо сказать, под конец бесконечные недоверчивые восклицания типа: «Вы что, и впрямь идете вокруг света на такой малютке?» ему порядком надоели.
Наконец, 16 мая 1987 г. после трехлетнего отсутствия, проведшая 500 дней в открытом море крошечная «Акрок» с триумфом вошла в устье реки Брисбеи, где ее уже с нетерпением ждали. Мэр Брисбеиа Сэллиэн Эткинсон буквально светился от гордости за местного парня, ступившего на берег после плавания, достойного упоминания в Кинге Рекордов.
Серж Теста не планирует повторять свое путешествие, которое он описал в увлекательной книге под названием «500 дней». Он ничуть не против того, чтобы нашлись желающие завладеть его титулом, но задача у них будет посложнее — побить рекорд можно только на яхте, длина которой не превышает 3,57 м. Так что достижение Сержа, скорее всего, еще долго останется непревзойденным.