В №145 «КиЯ» опубликована статья В. Чайкина о начале серийного производства крейсерско-гоночных швертботов «ЛЭС-750» на Ленинградской экспериментальной судоверфи. Новый проект является дальнейшим развитием швертбота «ЛЭС-22», потому представляется интересным рассказать о дальнем плавании головного судна этого типа «Орфей» (постройки 1985 г.). Проходило оно в конце июня — начале июля прошлого года.
Впервые крейсерский швертбот такого класса, предназначенный в основном для плавания по внутренним водам, прошел по маршруту Ленинград — Таллинн — Хельсинки — Котка — Выборг — Ленинград.
Погода нам благоприятствовала, особенно в первой половине похода: большей частью свежий попутный ветер, безоблачное небо, отличная видимость, живописные заходы и восходы солнца. Средняя скорость на переходах получалась свыше 4 узлов.
Все переходы были непрерывными — без промежуточных стоянок Только на переходе из Хельсинки в Котку мы сначала зашли на о-в Куниссари (в 15 милях от Хельсинки, с отлично оборудованной якорной стоянкой), затем, укрываясь от шторма, на соседний островок Кайхольмен.
Впечатлений от этого двухнедельного плавания, пребывания в обоих финских городах очень много, и я остановлюсь только на тех, которые имеют отношение к парусному спорту и поведению «Орфея» во время плавания.
И в Хельсинки, и в Котке мы прежде всего побывали в морских магазинах. Вот где никаких проблем с запчастями! Любые концы, талрепы, мочки, шкивы, блоки, стопора, иранцы, тросы, компасы, якоря, двигатели подвесные и стационарные — ну, словом, все, что может понадобиться яхтсмену, выбирай — не хочу, и это при том, что количество людей, занимающихся парусным спортом, на «душу населения» в Финляндии значительно больше, чем, скажем, в Ленинграде (не говоря уже о Союзе в целом). Все яхты оборудованы радиолокационными установками и, конечно, рациями, в яхт-клубах — удобные пирсы и боны с однотипными буйками, шланги с пресной водой у каждого стояночного места яхты, на берегу отличные душевые.
В шхерах на островках много спортивных детских парусных школ; у одного такого острова мы отстаивались во время шторма. У ребят (мальчишек и девчонок в возрасте от 9 до 14 лет) на берегу комфортабельные жилые корпуса, сауна, холлы для отдыха, столовые. И таких «школ», как рассказал нам тренер, десятки, большинство из них частные.
Теперь об «Орфее». Можно с уверенностью сказать, что на нем вполне можно совершать дальние крейсерские и спортивные плавания. Ежегодно, начиная с 1987 г., мы проводили на «Орфее» отпуска на Ладожском озере и уже убедились в его превосходных мореходных качествах. А здесь выпала возможность проверить их в дальнем морском плавании. «Орфей» показал отличную управляемость, остойчивость и надежность; он хорошо держится на большой волне на полных курсах, плавно «съезжает» с волны без шлепанья и ударов в норму. При скорости ветра около 10 м/с на курсе полный бакштаг «Орфей» под спинакером развивал скорость более 7 узлов. Корпус надежен, и прочен, никаких потрескиваний и водотечности не наблюдалось за весь поход.
Рангоут и такелаж выбраны и расположены удачно, кроме уже отмечавшегося ранее разворота краспиц в корму. Однако для таких дальних плаваний представляется рациональным установить бакштаги: это повысит надежность мачты на полных курсах при очень свежем ветре. Мы предполагаем установить бакштаги к следующей навигации. Поход подтвердил рациональность сделанных нами ранее переделок: трап был укорочен до высоты кокпита, под кокпитом размещена на реечках выдвижная доска; при полном выдвижении она опирается на край стола. Доска используется в качестве штурманского стола, на ней размещаются карты и ведется прокладка. Другого места нет, а без прокладки в такие походы ходить нельзя.
Конструкция выдвижного камбуза полностью себя оправдала. Обитаемость для пяти человек вполне удовлетворительная. Представляется, что изменения на «Родшере», которые внесены по сравнению с «Орфеем», обитаемость не улучшили, хотя, конечно, интерьер и отделка на «Родшере» несравненно наряднее и качественнее, чем на «Орфее».
Особого разговора заслуживают навигационные приборы. На «Орфее» перед походом был установлен отечественный навигационный комплекс «Регата»: лаг, эхолот, анемометр. Комплекс полностью вышел из строя на вторые сутки плавания, посылаем рекламацию заводу-изготовителю.
Следует сделать более прочной и надежной рулевую коробку с креплением пера руля; конструкция ее (помимо источника вибрации) большие нагрузки может не выдержать.
В целом, подводя итоги дальнему крейсерскому плаванию, следует отметить, что походы яхт в Балтийское море с заходом в иностранные порты становятся регулярными; это естественный процесс, его нужно развивать и совершенствовать (в смысле упрощения оформления, обмена денег, снабжения и комплектации яхт), а кроме того, это превосходная морская практика. Применительно к «Орфею» («ЛЭС-22») по итогам плавания, как и по результатам 4-летней интенсивной эксплуатации, следует признать проекты «ЛЭС-22» и «ЛЭС-750» типа «Родшер» весьма удачными, поблагодарить конструктора этих яхт В. В. Чайкина и его соратников и пожелать верфи наращивать выпуск столь нужных маленьких парусников.