Но все течет, все изменяется. К неказистым причалам клубной гавани начали приходить гости из Польши, Дании, ФРГ, потом пожаловала эскадра катеров и яхт из соседней Финляндии, превышающая числом вымпелов два десятка. Клуб принял финнов по всем законам русского гостеприимства. хотя в наши дни следовать им не просто, помог им посетить порт Приморск, бывший Койвисто, куда прежде даже родившимся в этом приграничном городке жителям соседней страны дорога была заказана.
«Глубокая благодарность и сердечное спасибо за пребывание в Приморске и красивом летнем Ленинграде. Впечатления превзошли все наши ожидания!» — это строки из письма финских туристов, направленного в «Неву» по завершении визита. А еще спортклуб стал получать приглашения от новых друзей посетить их не столь уж отдаленные гавани. И выходив необходимые бумаги, директор клуба Геннадий Тимофеевич Козлов дал команду сниматься с якорей Несколько яхт взяли курс к берегам Польши, еще восемь яхт и два мореходных катера направились в шхерный край южной части страны Суоми. Как проходили плавания, рассказывают их участники.
«Самба» идет в Польшу
Город Лиепая. Конец июля.
Наша яхта медленно лавирует по портовому каналу, к КПП, для оформления документов на отход.
— Эгей! — окликают нас с борта рыболовного судна, стоящего у стенки. — Это широко известная в узких кругах «Самба»?
— Она самая!
— Куда идете?
— Возвращаемся в Питер, — и, не удержавшись, добавляем, — из Гдыни!
Очередной галс уводит нас от собеседника.
Да, в прошлом году нам удалось совершить плавание в Польшу, плавание, подготовкой к которому мы жили долгими зимними вечерами.
Так получилось, что первыми от бонов клуба в заграничное плавание ушли яхты «Самба» и «Коала». Яхты примерно одинаковые по длине, но совершенно разные по конструкции. В основе «Самбы» (см. «КиЯ» №144) лежит корпус шлюпки, а «Коа.щ» имеет размерения и обводы «Фолькбота». Поэтому капитаны решили отказаться от совместного плавания и пройти по своим маршрутам автономно. соразмеряясь с возможностями своих судов Оба экипажа решили идти до Польши без промежуточных заходов и таможенный досмотр проходили в Ленинграде.
Но вот, наконец, отданы швартовы. Поход начался.
От стенки Морского вокзала мы отошли вечером 30 июня, при сильном западном ветре и всю ночь лавировали под штормовыми парусами в Маркизовой луже, борясь с крутой волной. Рано-рано утром мы миновали дамбу, у которой расстались с «Коалой». Впереди открывался далекий путь.
Нас на борту было четверо. Вахту несли парами: днем 6 часов, ночью 4 часа На камбузе готовили по очереди.
Утром 2 июля прошли Гогланд. и те. кто его не видел, были восхищены его величественной красотой Наша яхта не очень хороший лавировщик — полные носовые обводы, высокий борт, длинный киль, поэтому в связи с тем. что сильный ветер предпочитал дуть нам навстречу, а попутный не баловал постоянством и силой, наше продвижение вперед было не очень быстрым. В ночь с 8 по 9 июля ветер от юго-запада усилился до штормового Волна выросла, но оставалась короткой, корпус яхты испытывал сильные удары в носовой части. Отдохнуть, сменившись с вахты, не удавалось Когда на одном из галсов мы вышли к аванпорту г. Вентспилс. экипаж понимающе переглянулся и капитан направил яхту в порт. Каждому из нас. сошедшему на берег, пришлось обретать «сухопутные» ноги — давал себя знать 9-суточиый переход.
Заходя в Вентспилс. мы и представить не могли, что непогода продержит нас здесь девять долгих дней Город в эти дни отмечал свое 700-летие.
Долгая стоянка принесла нам много знакомств и, среди прочих знакомство с экипажем польской яхты «Кнеж». капитан которой посоветовал нам идти в Гдыню, имеющую удобную гавань для яхт.
Лишь 17 июля мы продолжили свое плавание. Дул свежий попутный ветер, и мы с удовлетворением отмечали на карте пройденный путь. В первые сутки перехода мы прошли 116 миль, чем были очень довольны.
19 июля «Самба» вошла в парусную гавань Гдыни. Здесь находились несколько ленинградских яхт из яхт-клуба ВМФ. Наш приход вызвал у их экипажей большой интерес и удивление. Яхтенная гавань в Гдыне очень удобна. Вокруг гавани располагаются здания местных яхт-клубов, эллинги, мастерские. Кругом порядок, чистота. По причалам проведен водопровод, стоят электрошкафы. Таможенный и пограничный досмотр пришедшие из-за границы яхты проходят тут же, у специального причала, расположенного у входа в гавань. На воде самые разные яхты, практически из всех стран Балтики. Рядом городской пляж, парк аттракционов, и все желающие могут погулять по территории гавани, посмотреть на пеструю картину ее жизни.
Здесь нас ждал радушный прием, мы без труда зарядили аккумулятор, пополнили запасы воды.
Еще одни немаловажный аспект — финансы. В Польшу мы прибыли практически без денег. В Союзе нам не поменяли ни одного рубля на злотые. Правда, на борту было все необходимое для жизни, но, что греха таить, хотелось привезти хоть какие-то сувениры на память. Вообще это очень серьезная проблема, которую обязательно надо решать. Хорошо, что экипажи наших яхт уходя оставили нам немного денег. К счастью, стоянка в гавани бесплатная.
В Польше мы пробыли чуть больше трех дней Очень понравился Гданьск, куда легко добраться из Гдыни на электричке. Мы провели чудесный день, гуляя по улицам этого красивого древнего города.
Но время летит быстро, отпуска подходили к концу, а до дома еще 600 трудных миль. И вот, с началом суток, 23 июля мы покидаем гостеприимную Гдыню. Таможенный офицер и пограничник желают нам доброго пути. Вновь везет — дует ровный попутный ветер, и днем 24 июля мы входим в порт Лиепая. Здесь экипаж «Самбы» сокращается наполовину. Двое отправляются на самолете домой в связи с окончанием отпусков.
В Лиепае мы стоим в Портовом канале у городского моста — в самом центре города. Целый день у яхты любопытные горожане и отдыхающие. Мы без устали отвечаем на самые разные вопросы. Но пора двигаться дальше. Днем 26 июля отходим Дальнейший путь проходил при слабых ветрах. Трое суток наше терпение испытывал штиль. Лишь 2 августа показался Гогланд, а утром 4 августа мы ошвартовались в своем клубе.
Немного об итогах похода.
Маршрут длиной 1200 миль пройден за 21 ходовой день. Среднесуточная скорость 56,9 мили. Резервы для увеличения скорости у нас есть в парусном «гардеробе» яхты нет генуи, спинакера, апселя, с этими парусами мы ходили бы быстрее. Двигателем пользовались лишь два раза — для подхода к Морскому вокзалу и для входа в Лиепаю в связи с безветрием. Среди современных яхт едва ли найдется судно, обладающее такой устойчивостью на курсе, как наша «Самба». Неоценимое качество для дальних походов! На курсах от бейдевинда до бакштага мы часами не трогали румпель, яхта шла уверенно, и вахтенный мог заниматься любыми судовыми работами, естественно, не прекращая наблюдения за обстановкой — движение на Балтике весьма интенсивно.
«Самба» показала себя надежным, мореходным судном.
Нас встречает Xамина
Паспорта и визы участники плавания в Финляндию получили 25 сентября, когда все уже было готово и начали таять отпускные дни. А 26 сентября основная эскадра снялась на порт Хамина.
Яхты прошли таможенный досмотр в Гавани, и пограничники всех «без изъятий» выпустили в море. Отметим, что за последние годы отношение к нам со стороны ОКПП «Ленинград» становится все более мягким. Возможно, это связано с перестройкой и еще с тем, что капитаны клуба выполняют все предписания погранслужбы замечаний к нам никогда не было.
Сразу скажем, что поход прошел в благоприятных погодных условиях, хотя коней сентября на Балтике — не лучшее время для морского туризма. А шли мы к соседям, чтобы развить контакты в духе народной дипломатии, учиться организации клубной жизни и дела спасания на волах. И пожалуй, самое главное, нам важно было убедиться, что судоводителей-любителей не держат на коротком поводке.
Первый этап включал переход до острова Козлиный с пересечением государственной границы. Все прошло довольно легко. Сказался опыт. Многие из нас прежде ходили в Приморск и Выборг. Капитаны яхт имеют права рулевых первого или второго класса, что тоже явилось положительным фактором.
Второй этап проходил уже в финских водах по извилистому и очень узкому фарватеру между островами Фарватер прекрасно обставлен вехами. Днем по нему ходить не слишком сложно. Зато последний этап — заход в гавань Хамины оказался делом чрезвычайно не простым. Очень узкий фарватер среди надводных и подводных камней в нескольких метрах от судового хода требует либо виртуозного хождения под парусами, либо надежного мотора. В миле от гавани хозяева на катере спасателей «Тервасаари» встретили яхты и на буксире довели до пирса. Набережная Хамины имеет простой вид — дощатый настил на сваях. Но порядок здесь на высоком уровне. Заправка топливом и водой рядом. Всюду пластиковые бачки для мусора. Чистота вокруг поразительная. К слову, чистота в Финляндии везде: на улицах, на рынке, на набережной, не говоря у же о магазинах, офисах и частных домах. Радушные хозяева обеспечили нам больший комфорт, чем мы для них в Ленинграте. Нам объяснили, что старый пароход «Хюоку». ошвартованный рядом с местом, куда нас поставили, одновременно музей торгового мореплавания, отель, бар и сауна. Пароход был построен еще в начале века, поменял несколько названий, много лет перевозил пассажиров и даже служил морским плавучим маяком «Хельсинки». Списав, его восстановили и определили на вечную стоянку у причала Хамины Всем хозяйством на пароходе управляет его бывший механик В кают-компании для нас устроили прием. было сказано много добрых и теплых слов о дружбе и сотрудничестве А на следующий день мы отправились знакомиться с городом, после чего съездили на экскурсию в Котку.
В Хамине 10 тыс. жителей Лома одно- я двухэтажные Это бывшая шведская крепость, основанная в XVII веке В центре города - ратуша. Вокруг залив, луга, леса. В пяти минутах ходьбы от центре гостиница, три церкви, три маленьких музея. В гавани, в порту чистейшая вода. С берега ловят рыбу, на пляже купаются, не боясь испачкаться в мазуте, хотя на противоположном берегу стоят гигантские баки нефтехранилища. Оказывается, можно жить в промышленном городе, но сохранять в первозданной чистоте воду, берега, леса. Что еще поразило, это — покой, чистота и взаимная доброжелательность людей. Движению пешеходов по городу ничто не угрожает серьезно. хотя автомобилей на душу населения здесь существенно больше, чем в Ленинграде: по одной, а то и по две машины в семье. Но водители на перекрестках и в переулках уступают вам дорогу
В маленьком городе Хамина кроме всего прочего есть прекрасный яхт-клуб, где стоят сотни катеров и полсотни великолепных современных яхт. Просто и рационально решен вопрос зимней стоянки. Почти все небольшие суда хранятся рядом с домами владельцев. Поднимают их по слипу и доставляют на трейлерах. Большие яхты поднимают автокраном в один и тот же день и аккуратно ставят на кильблоки на асфальтированной площадке на набережной. Зимой яхты никому в этом месте не мешают и даже украшают его. И никаких сторожей Финны не боятся, что кто-нибудь залезет в яхту и «позаимствует» что-нибудь. При той же скромной северной природе к точно таком же суровом климате, как в Ленинграде, финны живут безбедно, обеспечивая себя основными видами промтоваров и продовольствия Бедных, нищих и пьяных на улицах не видно. Мы не встречали и праздношатающихся молодых людей. Все, что имеет обычный финский труженик — дом, машину, яхту или катер — он заработал нелегким и упорным трудом. Уровень жизни довольно высокий — средний заработок 5 тыс. марок в месяц (около 1200 долларов). Да, жилье, машины, продукты здесь стоят дорого. И налоги с трудящихся взимаются высокие, но, тем не менее, люди в состоянии приобретать в кредит яхты и катера которые стоят от 100—200 до 500 тыс. марок. Причем владельцы таких судов обычные рабочие, инженеры, фермеры.
Мы побывали в гостях у командора яхт-клуба Пертти Нурми. Он инженер местной лесопилки. В доме у Пертти чисто, красиво, просто и рационально. Дом ему достался по наследству. А вот на хорошую яхту и машину он заработал. На следующий день мы гостили у Тимо и Майн Ранку Тимо — офицер. Майя — учитель В семье двое милых детей Большая квартира, у сына и дочери по отдельной комнате Майя сказала «Чтобы иметь яхту, хорошую машину, одной зарплаты муж в недостаточно, и я работаю в средней школе, преподаю основы менеджмента».
Крейсерская 10-метровая яхта Пертти с полным оборудованием стоит 250—300 тыс. марок. Она оснащена дизелем, имеет радиотелефон, по которому можно связываться с любым абонентом, отличными навигационными приборами. Владельцы больших яхт в основном ходят по местным шхерам — это сказочный лабиринт островов. Но и Балтика освоена финнами отлично, хотя в очень длительные рейсы, как правило, ходят лишь единицы. Месячный отпуск финны делят на две части, отдых зимой на лыжах, а летом — на яхте. Зато все летние уикэнды с мая по октябрь яхтсмены проводят на островах. Впрочем как и владельцы катеров, оснащенных по последнему слову техники.
Прожив неделю в Хамине, мы решили, что быть в Финляндии и не посмотреть Хельсинки — грех. Столица Финляндии вся окружена водой. Она стоит на полуострове и на берегах извилистых заливов. Город оживленный, красивый и, опять-таки чистый. В нем около 500 тысяч населения, но нам показалось, что значительно больше. Стоянки яхт и катеров в Хельсинки сосчитать просто невозможно. Они являются как бы неотъемлемой частью столицы, прекрасно вписываясь ее архитектуру. Многое в Финляндии трудно понять нашему человеку. Нигде, лаже в магазинах, вас никто не обругает. Там нет очередей, а продуктов такое изобилие, что выбрать необходимое непросто. Правда, сами финны с этим легко справляются. В каждой телефонной будке лежит справочник абонентов Финляндии. Старики спокойные, тихие, ухоженные. Наверное, дети и старики здесь действительно «привилегированные» классы.
Побывали мы и в магазинах для любителей водного спорта. И белая зависть закипела в сердце. Все что только можно придумать, есть и для финнов доступно. Авторулевой стоит от 2 до 6 тыс марок, радар 4—8, «Магнавокс» (система спутниковой навигации) — 10 тыс Объясняться в Финляндии просто, если знаешь английский Вся молодежь, мнение взрослые знают у от язык Именно здесь многие из нас по-настоящему убедились, что без знания английского очень трудно, почти невозможно общаться с кем-либо в иностранном порту.
Короткие и прохладные дня, темные осенние ночи заставили нас возвращаться домой в два дневных перехода с ночевкой у пограничного острова Козлиный. Плавание благополучно завершилось в начале октября.
Поход показал что народная дипломатия, о которой так много говорится, коснулась и яхтсменов-любителей. Наши близкие, совсем недавно такие «далекие», соседи с берегов Балтики проявляют большой интерес к развитию связей с людьми из Советского Союза и, особенно, из Ленинграда. У нас много общих интересов В результате встреч мы лучше узнаем друг друга, учимся добрососедству.
Мы уходили из Финляндии с чувством искренней благодарности Алтти Муурниену, руководителю общества спасания на море в Хамине, Перти Нурми, командору яхт-клуба, членам правления Тимо и Майе Ранку, Арне Аланко, всем, кто так тепло и радушно встречал и провожал нас.
По поводу плаваний под флагом «Невы»
Жизнь, перегруженная неотоваренными идеями, нескоро позволит нам вырваться из нищеты, из унизительного состояния когда «видит око да зуб неймет». И многим, впервые попавшим за границу, предстоит удивляться и завидовать, глядя с палуб скромных самодельных яхт на чужой достаток и дизайн судить-рядить, почему все у нас «не так».
Осуждать земляков едва ли стоит. А вот поддержать их необходимо. Ведь в калейдоскопе зарубежных впечатлений много такого, что по силам перенять. Боцман клуба Анатолий Ефимович Зубков, к примеру, решил для будущих встреч гостей приспособить единственное клубное помещение. И взялся за его переоборудование. Обшил стены декоративным пластиком, сложил из старых кирпичей действующий камин. Подсчитал Зубков сколько необходимо кирпичей для облагораживания здания снаружи, прикидывая, где и как их добыть. И сауна на финский манер есть в замыслах боцмана. И даже очистные сооружения. Есть у Зубкова помощники — единомышленники. Но есть и такие, кто мирится с первобытностью стоянки любительского флота. Им новации, усилия вроде бы и ни к чему, «шанхай» привычнее, да и карман не тянет. Трудно при «оппозиции» вытаскивать «Неву» из неустроенности. И из за этого в клубе нет желанного согласия, а без него не выбиться из старой коры.
Хотя плавания были не океанскими, после них активнее потянулись люди к теории, решили ликвидировать пробелы в знаниях, официально подтвердить уровень квалификации. Но осенью и зимой много времени и сил ушло на споры со старейшинами городской парусной федерации. То у любителей из «Невы» не так, это не этак, и вообще не идет в сравнение их подготовка с эрудицией тех же любителей, но из ведомственных клубов. Может быть. Но разумный приемлемый компромисс был необходим. Достигнуть его к новому году, к сожалению, не удалось. А как обстоит дело теперь? Узнаем ближайшей осенью.