От редакции
С братьями-близнецами Петром и Яном Паты — чехословацкими энтузиастами парусного спорта — читатели «КиЯ уже знакомы (см. №62, №75 и №92).
Не так давно редакция получила от них очередное письмо. Яхтсмены рассказали о своих плаваниях, поделились планами на будущее, прислали интересные слайды. Вот что мы узнали из их письма.
Накопив немалый опыт дальних плаваний под парусами, братья Паты решили самостоятельно построить большую мореходную яхту из армоцемента.
Полную документацию на яхту типа «Страттер» и подробное описание технологии строительства корпуса из необычного материала предоставила км канадская фирма «Сэмсон мэрии дизайн». Судно было заложено в 1973 г. к после многолетнего упорного труда в 1980 г. спущено на воду. При работе братьям, как они отметили, «весьма пригодились материалы по строительству малых судов из армоцемента, публиковавшиеся на страницах «КиЯ».
Описание двухмачтовой шхуны, названной «Голден Корн» — «Золотой рог», было напечатано в №92. Напомним ее размерения: длина наибольшая (без бушприта) — 15,5 м, по КВЛ — 13,7 м; ширина наибольшая — 4,05 м; осадка — 1,7 м. Водоизмещение полное — до 20 т, парусность полная — 120 м2. Вспомогательный двигатель — дизель марки «Зетор» мощностью 69 л. с. Девять членов экипажа размещаются в двух трехместных, одно- и двухместной каютах.
В первое плавание «Золотой рог» вышел в 1981 г. — по традиции Патов началось оно в главном городе Словакии — Братиславе. Яхта направилась в Одессу, затем пришла в Ялту, где ее экипаж принял участие в театрализованном представлении вместе с известной советской певицей Софией Ротару. После захода в Сочи курс был проложен к турецким берегам, а оттуда — в Варну. В Болгарии «Золотой рог» остался на зиму.
На следующий год братья с друзьями, помогавшими им строить яхту, снова побывали в Одессе, а затем по суше добрались до Воронежской области к сняли там документальный фильм. Первую серию плаваний они закончили в 1982 г. в Братиславе. После возвращения домой экипаж, как это бывало к прежде, провел множество встреч с общественностью; яхтсмены рассказывали о путешествиях, о впечатлениях от советской страны.
Последующие четыре года «Золотой рог» простоял в братиславском яхт-клубе. Братья Паты вспоминают это время с горечью. Они собирались отправиться в плавание на Кубу, посетить советский Дальний Восток с заходом в бухту Золотой Рог — к «тезке» яхты. Однако их обширным планам помешало отсутствие средств.
В следующий рейс «Золотой рог» вышел только в 1986 г. Целью этой экспедиции, которую помогло организовать Чехословацкое бюро путешествий «Чедок», было Эгейское море. За два месяца участники плавания посетили Стамбул, Трою, Афины, Крит и ряд других широко известных островов и городов. Хорошо организованное плавание оставило незабываемые впечатления. Поздней осенью экипаж вернулся домой, а «Золотой рог» остался зимовать в самой северной гавани Эгейского моря — Канале.
Зимний ураган повредил корму яхты. После ремонта братьям удалось выйти в плавание лишь с минимальным экипажем: к ним присоединился водолаз к яхтсмен из Брно Штепан Косек. Несмотря на все трудности, братья не утратили присущего им оптимизма, а наградой нм были встречи с такими жемчужинами древней греческой культуры, как Самос, Лесбос, Бодрум, Хиос...
Осенним штормом встретили их Стамбул к Черное море. Несудоходность Дуная в осенние месяцы стала причиной того, что «Золотой рог» в 1987 г. так и не попал домой. На зимнюю стоянку его приняла гостеприимная гавань Морского клуба в Варне.
В конце апреля 1988 г. «Золотой рог» вышел из Варны в обратный путь. По туманному Черному морю яхта дошла до дельты Дуная. Неделя, проведенная здесь, убедила экипаж, что есть еще в Европе кусочек девственной природы, скрытый за оградой из желтого камыша.
Плавание братьев Паты против течения Дуная стало их девятым по счету дунайским путешествием. Именно здесь когда-то они приобрели тот немалый опыт, который в дальнейшем способствовал успеху их морских плаваний сначала на 8-метровом «Пассате», а затем и на «Золотом роге». В начале июля яхтсмены пришли в Братиславу.
Каковы дальнейшие планы братьев Паты?
Накопленный опыт работы с армоцементом они решили использовать (при содействии сельскохозяйственного кооператива «Мир») для постройки серии армоцементных резервуаров. Обширны к спортивные планы. Речь идет о плавании по рекам и каналам СССР вокруг Восточной Европы. Старт будет дай в Братиславе, финиш — в Праге. Таким образом, этим плаванием братья замкнут кольцо вокруг Европы, начало которому было положено 20 лет назад походом на яхте «Пассат». Они предполагают идти на судне на подводных крыльях типа «Волга». А яхта «Золотой рог» тем временем будет оснащена современной спутниковой навигационной системой и подготовлена к выходу в океан.
Пожелаем неутомимым братьям счастливых плаваний!