От редакции
Мало кто даже из моряков-северян знает, что лишь сравнительно недавно у нас в Архангельске был сдан на слом огромный четырехмачтовый парусник, построенный 100 лет назад в Шотландии.
Барк «Катанга» — «Альбатрос» был практически однотипен «Товарищу», широко известному благодаря замечательным книгам капитана Д. А. Лухманова. На фоне его «громкой биографии» окончательно потерялась скромная история «Альбатроса». Тем не менее без нее будет неполным наше представление и об эпохе заката парусного флота, и об освоении советского Севера.
Предлагаем вниманию читателей документальный очерк, подготовленный тремя знатоками истории флота и северного мореплавания.
С началом первой мировой войны резко возросло значение северного морского бассейна — здесь проходил наиболее короткий путь, по которому направлялся основной поток военных грузов, поступающих от союзников. Поскольку единственный морской порт Архангельск не справлялся с все возрастающим объемом грузоперевозок, спешно началось сооружение порта в Романове-на-Мурмане (будущий Мурманск); прокладывались железные дороги, строились новые причалы в Кеми, Сороке, Кандалакше. За короткий срок за границей было закуплено около 50 транспортных пароходов, огромные суммы выделялись на фрахтование частных судов. Для защиты коммуникаций была создана военная флотилия Северного Ледовитого океана.
Для обслуживания создаваемых портов и военной флотилии потребовалось значительное количество служебных и вспомогательных судов различного назначения. Большую их часть также в самом срочном порядке пришлось приобретать за границей. Так, в апреле 1916 г. по запросу морского ведомства было ассигновано 2,2 млн. рублей на приобретение трех крупных пароходов, предназначенных для снабжения углем боевых кораблей, базирующихся на новую военно-морскую базу в Иоканьге, и тральщиков, непрерывно производящих траление в Белом море. Однако подобрать подходящие по тоннажу пароходы на выделенную сумму оказалось трудно, и в конце концов было решено закупить несколько менее дорогих стальных парусников общей грузоподъемностью около 10 тыс. т.
В результате немалых усилий русских военно-морских агентов осенью того же года удалось купить три крупных стальных парусника английской постройки: «Катанга» и «Инверлоги» — в Англии и «Лауристон» — во Франции, в Бордо. Моргенштаб предполагал уже зимой 1916—1917 гг. использовать эти суда в качестве блокшивов для буниеровки кораблей и оперативной разгрузки угольщиков, приходивших из Англии. Парусники было предписано направить в Кардиф за грузом угля, а оттуда перегонять в Мурманск.
Четырехмачтовый барк «Катанга» поставили на срочный ремонт и переоборудование к стенке судоремонтной мастерской в одном из пригородов Лондона. Это было уже далеко не новое судно. Построили его в 1888 г. в Глазго по заказу бельгийских судовладельцев. Этим и объясняется название судна: Катанга — одна из богатейших провинций тогдашней бельгийской колонии Конго.
Барк имел следующие характеристики: длину корпуса — 85,95 м; ширину — 12,34 м; глубину трюма — 7,5 м; осадку порожнем — 3,96 и в грузу — 7,02 м; грузовместимость валовую — 2192,25 и чистую — 1990,05 per. т; грузоподъемность — 3418 т.
Все работы на судне проводились под наблюдением полковника Александра Павловича Шершова — впоследствии известного советского кораблестроителя, автора ряда основополагающих трудов по корабельной архитектуре, технологии судостроения, истории военного кораблестроения.
Во время переоборудования барка намечалось у каждого люка поставить грузовую стрелу с паровой лебедкой; в связи с этим пришлось устанавливать вспомогательный котел и испаритель, оборудовать цистерны котельной пресной оды. Англичане предложили первым делом срезать мачты, чтобы они не мешали установке колонн грузовых стрел. Как это видно из хранящихся в Центральном государственном архиве ВМФ документов, против этого категорически возражал А. П. Шершов, делавший все, чтобы помешать превращению парусника в баржу. Он писал: «Срубить мачты я не счел возможным. Судно это впоследствии, когда минет в нем надобность как в угольном складе, явится прекрасным четырехмачтовым учебным судном». Он настоял на своем, парусное вооружение было сохранено, а стрелы установлены так, чтобы как можно меньше мешать работе с парусами. В ноябре 1916 г. все работы общей стоимостью свыше 430 тыс. руб. были закончены. После погрузки угля обслуживаемое нанятой английской командой судно вышло на Север в сопровождении мощного морского буксира «Лауристон» и «Катанга» прибыли благополучно, первый — 7 мая и второй — 11 июля 1917 г., а третий парусник был потоплен германской подводной лодкой во время перехода.
После приемки в состав флотилии Северного Ледовитого океана «Лауристон», оставленный в Мурманске, переименовали в «Портовое судно № 4»1, а за «Катангой», переведенной в Архангельск, прежнее название сохранили. Оба судна несколько лет служили угольными блокшивами.
Сразу после освобождения Севера от интервентов и белогвардейцев паруснику снова довелось принять участие в морских перевозках — он вошел в состав Сибирской морской экспедиции, нередко называемой еще и Карской хлебной экспедицией. Это едва ли не самая славная страница тяжелой трудовой жизни барка «Катанга».
В 1920 г. над севером европейской части страны нависла реальная угроза голода. В то же время в низовьях Оби и Енисея имелся сибирский хлеб, вывезти который можно было только морским путем — через Карское море. Такую задачу и поставил В. И. Ленин. 8 августа из Архангельска на восток в тяжелое и крайне рискованное по тем временам плавание вышли 11 пароходов, на буксире за ними 3 баржи и «Катанга», которая использовалась в качестве несамоходного морского лихтера, хотя и в это время парусное вооружение еще находилось в полном порядке. Экспедиция, несмотря на все трудности, закончилась успешно — суда доставили в Архангельск 527 581 пуд ржи и пшеницы, свыше 100 тыс. пудов других грузов, необходимых молодой республике Советов.
Поскольку аналогичное плавание планировалось и на следующий год, в состав четвертого отряда транспортных судов будущей экспедиции снова включили «Катангу»; ее и на этот раз должны были буксировать ледокольные пароходы. Сохранился протокол совещания, происходившего 28 июня 1921 г. и посвященного подготовке судов. Капитан «Катанги», стоявшей в тот момент под разгрузкой норвежского угля, настаивал на вводе судна в док и основательном ремонте и дооборудовании судна. В частности, капитан Цыганков говорил о необходимости ремонта и подкрепления палубы, замены железного лома более компактным балластом, установки брашпиля (парового) вместо ручного шпиля. Последовал дополнительный осмотр судна инженером Цапенко. В конце концов постановили «доковых работ не производить» и «Катангу» тут же снова повели в Норвегию за углем...
Приказом по «Белмортрану» от 2 июля 1921 г. барк был переименован и получил новое название «Альбатрос». Еще несколько лет судно служило баржей для транспортировки грузов на линиях Архангельск — Мурманск, Архангельск — порты Норвегии.
В 1923—1924 гг. возникла идея переоборудовать «Товарищ» и «Альбатрос» в учебные суда для подготовки командного состава торгового флота. После тщательного осмотра парусников специальной комиссией было принято решение восстанавливать в качестве учебного только одно из них — барк «Товарищ» как «находящийся в лучшем состоянии».
Известно, что в начале 1926 г.. когда жестокий шторм причинил серьезные повреждения оснастке «Товарища» и он был прибуксирован в Мурманск для ремонта, часть такелажа и реев для него были сняты с «Альбатроса».
Еще через несколько лет это судно оказалось переданным в распоряжение ЭПРОНа. Дело в том, что в 1930 г. для подъема затонувшего ледокольного парохода «Садко» предполагалось применить так называемый плашкоутный способ: стропы от лежащего на дне судна крепят на притопленных судах-понтонах, а затем откачивают из них воду. Намечалось в качестве судов-понтонов применить «Альбатрос» и две большие морские баржи — «Гражданин» и «Гражданка». Однако после проведения некоторых предварительных работ |промывки двух тоннелей и заводки в них стропов) руководители операции отказались от этого способа и «Альбатрос» был снова возвращен Архангельскому порту.
К началу 30-х годов барк был уже разоружен |хотя все четыре мачты оставались на месте| и окончательно превратился в морской лихтер. Какие-либо водонепроницаемые переборки отсутствовали. Только в центральной части огромного трюма возвышался дощатый «ящик» для балласта — теперь это были 500 т камня-известняка.
Весной бывший парусник использовали в качестве плавучей базы зверобойной экспедиции, промышлявшей в горле Белого моря. На «Альбатросе» производилась первоначальная обработка туш тюленей, нерп, морского зайца.
Приказом начальника Северного пароходства от 14 сентября 1932 г. лихтер «Альбатрос» был передай порту Мурманск. В конце октября «Ледокол № 8» повел его в Умбу за грузом леса. В Белом море сильным ветром оба судна были снесены на камин у Терского берега. Ледокол вскоре же с камней сияли и благополучно отбуксировали в Архангельск, а работы по спасению лихтера затянулись на 11 дней. Посланный на помощь архангельский «Ледокол № 9» пропал без вести во время продолжающегося шторма. Как выяснилось позднее, ледокол погиб со всем экипажем. Спасательная операция проводилась ЭПРОНом с помощью буксира «Совнарком» и специальной водолазной партии. После ряда аварийных ситуаций как с буксиром, так и со спасаемым судном лихтер все же удалось стащить с камней.
Летом 1934 г. «Альбатрос» под командованием капитана 3. С. Крюкова отбуксировали в Мурманск и передали на баланс порта. Теперь он стал играть роль плавучего склада. Через десять лет было решено переоборудовать его под несамоходную плавбазу для приемки и переработки рыбы с шести мотоботов. Из документов явствует, что все работы по переоборудованию судна намечалось закончить и 1S июня 1944 г. Все дальнейшие годы судно успешно использовалось в качестве плавзавода: здесь обрабатывалась рыба, поступающая с траулеров, зверобойные суда сдавали на «Альбатрос» тюленьи туши на вытопку жира...
В феврале 19SS г. судно было списано в металлолом. Закончилась тяжелая 67-летняя служба барка «Катанга» — «Альбатрос», которому, в отличие от однотипного «Лауристона» — «Товарища», так мало довелось ходить под парусами...
Примечания
1. Дальнейшая судьба парусника «Лауристон , угнанного интервентами, затем возвращенного, переоборудованного в учебное судно и переименованною в «Товарищ», хорошо известна. В издательстве «Судостроение» вышла из печати книга П. С. и В. П. Митрофановых «Школа под парусами», в которой «Товарищу» посвящена отдельная глава.