Несколько лет назад, работая на судах Северного морского пароходства, мне часто приходилось бывать в Англии, где в впервые увидел кобл. Мы шли самым малым ходом, ожидая прибытие лоцмана. Мимо нас под парусом прошла открытая лодка. Погода была довольно свежей, лодка шла с креном, отбрасывая в стороны белую пену, которую подхватывал ветер. Сверкали мокрые ярко окрашенные борта, а туго надутый парус, казалось, звенел. Молодые люди и девушки, управлявшие лодкой, весело приветствовали нас. Это было очень красивое зрелище, которое не может не тронуть сердце моряка. Мне очень захотелось достать чертежи этой мореходной и надежной лодки, которую прибывший на наш борт лоцман назвал и облом.
Однако раздобыть чертежи «настоящего» кобла оказалось не легко: эти лодки, как правило, строили на глаз, передавая секреты мастерства по наследству. И только недавно, просматривая старые иностранные журналы по парусному спорту, я наткнулся на статью о коблах Дж. Холнесса, из которой узнал много интересного об этих оригинальных судах.
Рыболовные лодки — коблы, получившие распространение в Нортумберлэнде, Дареме и Йоркшире, являются, вероятно, самыми уникальными судами британского малого судостроения. Вот уже более двухсот лет их продолжают строить без особых конструктивных изменений. Это объясняется тем, что наряду с хорошими мореходными качествами и способностью подходить к берегу в условиях сильного морского прибоя коблы оказались весьма экономичными при использовании лодочных моторов, которые впервые стали на них устанавливать вскоре после первой мировой войны.
Привлекательный внешний вид, который подчеркивается плавным изгибом досок обшивки, и яркая окраска всегда вызывали интерес. Коблы окрашивали очень пестро — каждая доска на бортах окрашивалась своим цветом. Об этих суденышках упоминают еще с елизаветинских времен (1558—1603 гг.) Многие писатели XIX столетия с недоумением называли их «полушлюпкой», «полубаржей» или «не то килевым ботом, не то плоскодонкой», пытаясь описать их странные обводы.
Современные коблы стали немного шире и тяжелее старых парусных лодок. Сейчас коблы в основном швартуют у причалов, в то время как смысл их необычного подводного профиля, очевидно, именно а том, чтобы можно было безопасно подходить к не оборудованному отлогому берегу. В хорошую погоду экипаж направляет кобл носом и берегу, но в условиях сильного прибоя перо руля убирается и лодку разворачивают нормой и берегу. Ветер и волна, воздействуя на мелко сидящую в воде кормовую часть, удерживают кобл в этом положении. Лодка идет нормой вперед, мягко принимая волну острым носом. Она не изменяет своего положения, когда достигнет берега — первой касается грунта глубоко погруженное основание форштевня. Можно не опасаться, что кобл развернет бортом к волне — судно прочно стоит на грунте своими кормовыми полозьями и форштевнем.
Сталкивают кобл с отмели за корму. При первом же толчке корма оказывается на плаву, еще толчок — всплывает нос. далее садятся на весла и гребут от берега до установки руля и мачты.
По берегу коблы перевозят на специальных трейлерах с колесами большого диаметра.
Носовая часть киля у традиционных коблов была более развита, чем у современных, по-скольку сильно заглубленный нос и длинное перо руля создавали необходимое боковое сопротивление для плавания под парусами. Другим отличием является то, что современные коблы строятся с обшивкой из более узких досок.
Необычной была форма килевой доски, широкой и тонной в норме и переходящей в носовой части в узкую, поставленную вертикально на ребро. Здесь она соединялась на ус с основанием форштевня.
Много высказываний было сделано о происхождении коблов, поскольку они не похожи ни на один европейский бот. Склоняются к тому мнению, что кобл происходит от норвежского яла. Широкие доски обшивки, натесные шпангоуты, яркая окраска и характерный завал бортов безусловно свидетельствуют о норвежском влиянии. Другие исследователи считают, что кобл и курра — кожаная лодка, которую и сейчас можно встретить у западного побережья Ирландии, имеют общих предков.
Строить лодку начинали от диаметрали. Устанавливали днищевые доски. Лекал не применяли, добиваясь нужных обводов «на глаз». На небольших коблах делали по три днищевых доски с каждого борта, но на больших современных ботах их больше. Далее устанавливали три или больше бортовых досок, ширстреку придавали завал внутрь. После подгонки и установки шпангоутов устанавливалась накладка форштевня и кормовые плавники-полозья, которые продлевались за транец.
Ставили подлегарсы, банки и планширь, который всегда крепился с внешней стороны ширстрека. Верхняя доска транца окантовывалась буртиком, придавая ему эллиптическую форму.
Коблы XIX столетия имели преимущественно транцевую корму. Их длина составляла 25—30 футов (7,5—9,2 м), использовались они в основном для ярусного лова рыбы. В некоторых районах строили большие коблы длиной 30—33 фута для промысла сельди дрифтерными сетями. Коблы меньших размерений 20—23 фута использовались для лова семги и крабов. А совсем маленькие длиной около 10 футов, называемые «кофами» или «кафами», брались с собой на промысел во время ярусного лова.
В Скарборо и Уитби в XIX в. строился класс коблов, называвшихся «мьюлами». У мьюла была острая корма, поэтому он меньше зарыскивал на попутной волне, но потерял замечательное качество коблов подходить кормой к берегу. Некоторые мьюлы строились до 12,8 м длиной и 4 м шириной для промысла сельди. Это были очень тяжелые боты с запалубленной носовой частью. Мьюлы меньших размерений использовались в основном как лоцманские и прогулочные суда.
Коблы почти неизменно вооружались рейковым парусом. Мачте придавался большой наклон назад. У паруса задняя и нижняя шкаторины были немного длиннее передней и верхней, противоположные шкаторины были почти параллельны.
На больших коблах иногда устанавливали второй рейковый парус меньших размеров, служивший бизанью, и кливер на бушприте. Стоячего такелажа не было, а фал и гордень крепились к планширю. Фал на утку не закладывался, а завязывался специальным узлом, чтобы, дернув за его ходовой конец, парус можно было быстро убрать. Галсовый угол паруса крепился посередине растительного троса, концы которого проходили через отверстия в ширстреке каждого борта, приблизительно посередине между носом и мачтой. Бортовыми талями галсовый угол паруса подтягивался к планширю. Шкот проходил через тали, которые крепились у подлегарса близ кормовой банки. Передняя шкаторина паруса растягивалась булинем, проходившим через блок у форштевня в сторону кормы. Из оставшейся оснастки следует отметить оттяжку переднего нока рейка и сорлинь — конец для удержания тяжелого пера руля во избежание его потери.
Парус снабжался риф-сезнями, причем зарифленный парус ставили на специальной короткой мачте. При слабом ветре эту мачту использовали в качестве бушприта. Длину основной мачты выбирали чуть меньшей длины кобла, а длина рейка составляла примерно половину длины мачты или чуть больше.
Все коблы принимали несколько центнеров твердого балласта (железные или свинцовые чушки на лоцманских и прогулочных ботах и мешки с песком на рыболовных), который укладывали вблизи мачты или под второй банкой. Взяв хороший улов, песок из мешков высыпали за борт.
Коблы всегда славились своей быстроходностью и мореходными качествами. Кобл ровно режет воду без ударов корпуса о волну. Правда, на попутной волне кобл склонен к рыскливости. При подъеме кормы попутной волной только длинное перо руля может предотвратить ее забрасывание в сторону.
Гребля на коблах требует опыта и физической силы. У рукояти весла имеется ремень, надеваемый на металлическую шпильку, играющую роль уключины. Весла очень тяжелые и рукояти при их установке далеко заходят одна за другую таким образом, что начиная гребок, приходится скрещивать руки. Гребля с рулевым дело не сложное, но физически тяжелое. Без руля и при сильном боковом ветре кобл сильно приводится. По этой причине на коблах часто гребут кормой вперед, так же как и буксируют лодку. Очевидно с этой целью транцу и придается такой большой наклон назад.
Сегодня за малым исключением все коблы имеют моторы. Проблема установки гребного винта при сохранении малой осадки решается устройством ниши в днище, в которую убирается винт при помощи специальной вертикальной тяги. Многие коблы строятся с туннелем гребного винта. Устанавливаются также подвесные моторы, для чего в нижней части транца делается вырез. Традиционные материалы для корпуса — дуб или кедр — сейчас сменил стеклопластик — мне приходилось видеть на выставках малых судов и пластмассовые коблы, которые используются сегодня не только для прибрежного рыболовства, но и для отдыха.