И вот теперь новое сообщение: 34-летняя австралийка Кэй Котти завершила первый в истории человечества женский одиночный «нон-стоп» вокруг земного шара.
Кругосветное плавание было мечтой ее детства, а неизбывная любовь к морю, пронизывающая всю жизнь этой молодой женщины, родилась вместе с нею. В океане Кэй чувствует себя гораздо более дома, чем на суше, и вообще, она обладает высочайшей «психологической совместимостью» с водной стихией. Мощь и величие вздыбленных яростным штормом морских валов вызывает в ней чувство восторга; она испытывает колоссальное удовлетворение, вступая в борьбу с бушующим океаном.
Привязанность к парусу, который в представлении Кэй неотделим от моря, передалась ей по наследству. На борту принадлежавшей ее отцу яхты «Валема» она впервые оказалась в двухнедельном возрасте, как, впрочем, и все четыре сестры семейства Мак-Ларен (такова ее девичья фамилия). Дети в этой семье учились самостоятельно передвигаться, ползая по палубе рассекающей океанские волны яхты, а чтобы они не свалились за борт, к поясу маленьких несмышленышей привязывался надежный страховочный конец.
Когда Кэй минуло восемь лет, отец продал «Валему» и затеял строительство новой яхты. Все девочки, из которых наибольшим энтузиазмом отличалась Кэй, принимали в этом процессе самое живое и деятельное участие. А после спуска на воду построенного во дворе шлюпа его часто можно было видеть отходящим от пирса Крейсерского яхт-клуба Сиднея, откуда яхта отправлялась в бесчисленные походы вдоль побережья Нового Южного Уэльса. В одиннадцать лет юная яхтсменка вышла на старт первой в ее жизни настоящей океанской гонки.
Но всего этого ей казалось мало. Тогда отец специально для дочерей приобрел небольшой швертбот, на котором Кэй регулярно ходила в море вместе со своим кузеном и домашним псом лабрадорской породы. Как она вспоминает, выходили только тогда, когда ветер свежел до 30 (!) узлов. Отойдя как можно дальше от берега, юные яхтсмены ставили спинакер и вихрем неслись обратно. Все это доставляло чрезвычайное удовольствие. «Я люблю ветреную погоду. В такое время реально ощущаешь движение, — рассказывала Кэй. — Я никогда не страдаю от морской болезнн и не боюсь, если на море вдруг разыгрывается шторм».
По окончании школы Кэй Котти попыталась было некоторое время вести «нормальную» жизнь, избрав карьеру стенографистки, однако не выдержала в конторских стенах и года. Перебравшись из Сиднея в расположенный к северу от него небольшой городок Питтуотер, она открыла собственное дело. Ее бизнес заключался в предоставлении яхт в аренду. Чартерную флотилию Кэй создавала сама, пользуясь иногда помощью близких друзей. Они покупали голый стеклопластиковый корпус и самостоятельно оснащали его рангоутом, такелажем и всем прочим необходимым оборудованием.
Идея одиночного кругосветного рейса возникла у нее, когда появилось известие о том, что бесстрашная новозеландская яхтсменка Найоми Джеймс (ныне «кавалерственная дама» Великобритании) вынуждена была прервать свою попытку обойти Землю без остановки. Это было в 1978 году. Мечта превратилась в реальную цель после того, как вместе с одним из друзей на его яхте Кэй совершила переход к острову Лорд-Хау, откуда возвратилась в полном одиночестве. Когда она сошла на берег в Пнттуотере, ее слова были: это по мне! Кэй немедленно свернула свой чартерный бизнес и на вырученные деньги купила яхту типа «Кавальер-37» (длиной около 11 м), проект которой был разработан новозеландским конструктором Лоури Дэвидсоном. Яхта была не новой, но зато уже отлично зарекомендовала себя в дальних океанских вояжах.
Началась подготовка к грандиозному плаванию.
«Я не ставлю своей целью продемонстрировать, что женщина способна повторить то, что до нее совершено мужчинами. Меня одолевает чисто эгоистическое стремление ответить на вызов. Я знаю, что в мире есть немало женщин, которые могли бы сделать то же самое, но они либо не хотят этим заниматься, либо не испытывают уверенности в собственных силах».
Однако что касается эгоизма, то здесь Кэй Котти явно преувеличивает. Безусловно, нуждаясь в спонсоре для осуществления своего замысла, она обратилась за помощью в Центр программы жизненного образования преподобного Тэда Ноффса, который видит свою задачу в распространении знаний о здоровом образе жизни, в борьбе с наркоманией и пропаганде натуропатии как медицинской доктрины (натуропатия предусматривает лечение заболеваний только естественными средствами).
Рекламируя свое плавание, Кэй предложила основать фонд сбора пожертвований от австралийского народа на развитие деятельности этого центра. На ее обращение откликнулась сотрудничающая с программой Ноффса фирма «Блэкморс Лэбораториз лимитед», возглавляемая Маркусом Блэкмором, весьма популярным в Сиднее яхтсменом. В честь спонсора яхта Кэй Котти получила наименование «Блэкморс Фёст Лэди».
Подготовка к путешествию заняла два года. Все это время Кэй жила, терзаясь беспрестанными опасениями, что кто-нибудь ее опередит. Тем не менее, головы не теряла и работала планомер но, обдумывая и взвешивая каждую мелочь. Следовало, например, учитывать такое обстоятельство: чтобы результат был признан книгой рекордов Гиннесса, после выхода в море и до самого финиша нельзя принимать на борт никаких дополнительных запасов провизии или питьевой воды, а также никакого оборудования. Поэтому в организации плавания принимало участие великое множество людей — самых высококвалифицированных специалистов в таких областях, как яхтенная оснастка, такелажные работы, парусное дело, электроника, механика, производство продуктов питания, диетология, прогнозирование погоды и навигация. Много полезных вещей сообщил Робин Нокс-Джонстон, первый в мире яхтсмен, опоясавший под парусами Землю кольцом своего «ион-стопа». Большую помощь оказал ей также и австралийский яхтсмен Айэн Кирнан, только что возвратившийся домой после кругосветной гонки одиночек «ВОС».
Готовилась, разумеется, не только сама Кэй; значительным переделкам подверглась и ее яхта. На ней усилили такелаж; дополнительное подкрепление получила мачта; в иллюминаторы были вставлены более прочные стекла; в носовой части корпуса установили добавочные водонепроницаемые переборки; все оборудование, находящееся как на палубе, так и под нею, было более надежно закреплено на своих местах. Паруса оснастили устройствами для закрутки вокруг передней шкаторины, чтобы облегчить работу и сократить время пребывания на палубе в плохую погоду. Яхту оборудовали системой спутниковой навигации и слежения «Аргос» и мощной радиостанцией, обеспечивающей связь с Сиднеем.
Наконец, на борт погрузили тонну продовольствия, подобранного по рекомендациям ученых, две тонны всевозможного снаряжения, предусматривавшего самые невероятные ситуации, заполнили цистерны 400 л пресной воды и смонтировали маленькую опреснительную установку. Кэй захватила с собой приличную библиотеку, шестимесячный запас шерсти для вязания, деревянные пластинки и брусочки для художественной резьбы и набор кассет с записью курса испанского языка. В укромном уголке было припрятано несколько бутылок бренди и сухого вина, предназначавшихся для празднования торжественных событий: рождества, дня рождения, национальных праздников и «круглых» отметок пройденного пути.
И вот в воскресенье, 29 ноября 1987 г., «Блэкморс Фёст Лэди» покинула Сиднейскую гавань и устремилась к юго-восточной части горизонта. Многие опасности подстерегали ее впереди: айсберги, гороподобные волны, киты, скалы, о которые с грохотом разбивается прибой... Некоторые из них сотворены руками человека, например — морские суда. Страшнее всего были потерянные в море грузовые контейнеры, в невероятном изобилии дрейфующие по Мировому океану. Столкновение с любым из таких «творений» чревато для маленькой яхты гибелью в течение нескольких секунд. Но решимость Кэй Котти войти в историю в качестве первой женщины, обошедшей в одиночку земной шар под парусами «нон-стоп», поколебать не могло ничто.
Первой вехой гигантской дистанции был остров Стюарт — южная оконечность Новой Зеландии. На преодоление 1350 миль, отделяющих Сидней от каменного мыса на краю этого острова, «Блэкморс Фест Лэди» потребовалось 11 дней. Но какими были эти дни! Если в первые двое суток погода была исключительно благосклонна к отважной мореплавательнице, то в последующие дни мать-природа явила ей полный спектр оттенков своего гнева. Скорость ветра доходила порой до 30 м/с, а Тасманово море бушевало так, что для описания этого этапа у Кэй не нашлось иного образа, кроме как «попытка перейти горный хребет по натянутому тросу». Вскоре после выхода получил повреждение руль. 2 декабря на яхту об рушился такой страшный удар, что она легла на воду; при этом напрочь сорвало переднюю крышку с ветрогенератора. С самого начала на «Фёст Лэди» барахлил главный электрогенератор и на то, чтобы заставить его должным образом исполнять свои обязанности, у Кэй ушло целых семь дней. К счастью, система «Аргос» работала безупречно до самого конца этого рекордного рейса, благодаря чему координаты «Фёст Лэди» всегда были точно известны.
Далее путь лежал через Тихий океан к самому грозному из всех мысов планеты — мысу Горн. За несколько дней до подхода к этому зловещему месту Кэй обнаружила маленькую трещину в гике. Пришлось срочно производить аварийный ремонт прямо на ходу, так как обстановка не позволяла даже и помыслить о том, чтобы предпринять какие-то более серьезные меры до поворота в Атлантику. Надо заметить, что тревога за поврежденный гик не оставляла Кэй с этой минуты до самого конца.
Мыс Горн был пройден 20 января 1988 г., и этот день Кэй назвала самым счастливым днем своего плавания.
Спустя немногим более месяца «Блэкморс Фёст Лэди» пересекла экватор и вслед за тем обошла правым бортом скалы святых Петра и Павла, достигнув, таким образом, середины дистанции. По правилам регистрации рекордов в кругосветном плавании, установленным книгой Гиннесса, Кэй обязана была побывать в Северном полушарии. Чтобы представить убедительные тому доказательства, претендентам на рекорд предписывается обогнуть два вздымающихся со дна океана горных пика, которые образуют на поверхности россыпь мелких каменистых островов всего в 60 милях севернее экватора, известных как скалы святых Петра н Павла.
Вновь повернув к югу, Кэй взяла курс на мыс Доброй Надежды, который обогнула 4 апреля.
Опять перед «Фёст Лэди» открылся безбрежный Южный океан. Расстояние до мыса Лиуин в Западной Австралии Кэй прошла чуть больше чем за месяц, пробившись через самое сердце «ревущих сороковых». На этом отрезке пути она прочитала все книги из своей библиотеки, состоявшей ни много ни мало — из 68 томов! Здесь же подошел к концу и запас продуктов для ее излюбленных кушаний и пришлось подчинить свой вкус суровой необходимости. 9 мая яхта прошла тра-верх мыса Лиуин. Тут «Блэкморс Фёст Лэди» шла уже почти по родным водам. Маршрут ее пролегал теперь по Большому Австралийскому заливу к южной оконечности Тасмании и последнему мысу — Юго-Восточному, оставленному позади 27 мая.
Но здесь-то природа и сыграла с нею забавную штуку. Едва только Кэй направила свое судно к северу, вступив на последний этап долгого плавания, где предстояло пересечь крайне опасный Бассов пролив и одолеть финальные мили по Тасманову морю, ветер исчез.
Печально известный Бассов пролив сделался гладким, словно тихий сельский пруд. День за днем «Фёст Лэди» бессильно раскачивалась на его мирно плещущих водах. А в довершение к этому издевательству, всякий изредка появляющийся слабый вздох ветерка был направлен яхте точно «в лоб». Всю последнюю неделю Кэй пришлось упорно лавировать вдоль восточного берега Австралии. Чтобы хоть немного продвигаться вперед, яхтсменка большую часть суток не отходила от штурвала. Этот участок оказался самым изматывающим за все путешествие.
Единственное яркое событие, скрасившее уныние этих дней, — первая пойманная в кругосветном рейсе рыба.
И все же долгожданный финиш покорился упорству австралийской яхтсменки. Проведя 189 суток в открытом море и оставив за кормой свыше 25 000 миль, «Блэкморс Фёст Лэди» замкнула круг, вновь войдя в гавань Сиднея.
В активе ее капитана оказалось сразу шесть рекордов для книги Гиннесса: она стала первой женщиной, завершившей безостановочное одиночное плавание вокруг света; она преодолела этот маршрут с самой высокой скоростью1; она быстрее всех обошла земной шар по затраченному времени; она провела самое долгое время в морском одиночестве; она покрыла самую длинную дистанцию и, наконец, она стала первой женщиной, обогнувшей пять сложнейших мысов. Кроме всего прочего, эти рекорды — «самые первые» и поэтому не будут побиты никогда.
Еще находись в океане, хотя уже и рядом с Сиднеем, Кэй Когти сказала по радио, что ей будет нелегко сойти на землю после шести месяцев любовного свидания с океаном: «Да, конечно, мне не терпится вновь увидеть свою семью, друзей, но, честное слово, я вовсе не желаю окончания этого вояжа. Да и разве можно стремиться к окончанию чего-то очень хорошего?»
Н. Табэрэ. По материалам журнала «Australian Nautical News»
Примечания
1. Это и далее перечисляемые достижения относятся только к яхтсменам-женщииам. Абсолютный рекорд одиночного кругосветного плавания на яхте на 31 июля 1989 г принадлежал французу О. Керсесону Моне (125 суток 19 часов 33 мин.).