В редакцию гурьбой ввалились мальчишки и девчонки. Оказались они активными читателями журнала и героями очерка «Паруса «Олимпии», опубликованного еще в №116. Повзрослевшие ребята пришли в Ленинград из г. Павлово на своих самодельных яхтах. Руководил их походом, как и в прежние годы, Сергей Николаевич Емельянов. Публикуем его рассказ об этом плавании.
За семь лет существования яхт-клуба «Олимпия» ребята самостоятельно построили 15 судов, два из которых — крейсерские яхты типа «Дори» — «Вера» и «Надежда». За их кормой осталось уже около семи тысяч километров.
Приобретя опыт дальних походов, мы решили сходить и в Ленинград, посвятив свой переход 70-летию Советской власти. Правда, первую попытку делали еще в 1984 г., только тогда она не увенчалась успехом. Открытые яхты заливало волной разбушевавшееся Рыбинское водохранилище. Пришлось изменить маршрут и идти на Москву. Но, видимо, сильным было желание прийти в Ленинград на яхтах. Решили даже построить 12-метровую яхту «Мечта», чертежи которой были опубликованы в «КиЯ».
Шестого июля тринадцать человек (одиннадцать детей и двое взрослых! на двух яхтах и с попутным ветром пошли по Оке. Волга оказалась негостеприимной. Пришлось под мотором преодолевать не только встречное течение, но и встречный ветер. Каждый день лили дожди, похолодало, хотя в каютах у нас было тепло.
Вот и Горьковское водохранилище. Тихое, пасмурное. Но только поначалу. Вскоре ветерок свежеет, выглядывает солнце. Идем под мотором и парусами, на ходу фотографируемся... Во второй половине дня задул вдруг встречный ветер, невесть откуда появилась грозовая туча, разгулялась большая волна. Убрали паруса и пошли под моторами. Яхты на полкорпуса вылетали из волны и падали вниз. На «Надежде» смыло за борт бизань-мачту и футшток. Ребята держались как истинные моряки.
После выхода из водохранилища в темноте пробуем причалить к берегу. Сразу не получилось — дно каменистое. При второй попытке на одной яхте о подводные камни ломается винт, на второй — глохнет мотор. Подняв паруса, уходим в море.
Час ночи. Темно, определяемся по бакенам. Принимаем решение: с заглохшего мотора снять винт и поставить его на место сломанного. В темноте и при сильной качке ребята сумели выполнить такую операцию и запустить мотор. Дальше плыли вдали от берегов. Только около пяти утра, найдя более безопасное место, ставим яхты и замертво падаем спать. Те, кто находят силы, разжигают костер, чтобы обсушиться. Усталость, наконец, сваливает и их. Спят у горящего костра. После девятнадцати часов болтанки целые сутки отдыхали, приводили в порядок яхты и моторы.
Отдыхавшие на берегу череповчане, узнав, кто мы и откуда, дали нам второй винт и бензина. Купить в Череповце запчасти к моторам не смогли — везде, видимо, одна проблема. Помог и бывший работник доменного цеха металлургического комбината Владимир Петрович Фролов. Подарил свечи, наконечники, шпонки, грушу для подачи бензина, запасной винт и пожелал счастливого плавания.
При подходе к Онежскому озеру нас догнало много яхт, идущих на парусную регату. Со многими яхтсменами подружились, делились впечатлениями. Озеро прошли под моторами и за г. Вознесенье на реке Свири остановились на ночлег.
Кстати, о Свири. Многие нас предупреждали: река коварна и опасна, нередки аварии с маломерными судами из-за волн, создаваемых большими речными судами. К сожалению, нам довелось убедиться в этом.
Как говорится в народе: «Понедельник — день тяжелый». Утром ушла вода, спускаемая со шлюза, оставив яхты на берегу. С трудом выводим их на чистую воду. Пошел проливной дождь, так что всех отправившихся за бензином в Лодейное Поле промочило до нитки. Пристали к песчаному берегу, развели костер и стали сушиться. Пассажирское судно, проследовавшее мимо, создало такую волну, что наши яхточки показались скорлупками. Быстро снимаемся и уходим, как мы считали, в безопасное место — маленький заливчик. Встали рядом с деревом и расчалили яхты. Но тут опять прошло пассажирское судно, вода быстро стала уходить, уводя яхты, но через минуту обрушилась возвратная волна. Яхты сорвало с якорей и понесло на берег. Зацепившись мачтой за дерево, «Вера» легла на бок. Когда волна отошла, яхты встали на ровный киль, но волна вернулась, и никакие силы не могли удержать суда на месте. Быстро снимаемся с этого страшного места и уходим в темноте искать более подходящую стоянку. Только заполночь зашли в какой-то приток Свири.
Ладожское озеро решаем пройти обводным каналом. Здесь спокойно, красивые берега. Везде нас встречают гостеприимно, с интересом слушают наши рассказы о походе, о парусном спорте. Дноуглубительные суда опускают свои якорные тросы, чтобы пропустить нас. А вот в реке Волхов произошло ЧП, которое ни понять, ни забыть не можем. Мы столкнулись с откровенным хулиганством на воде. От противоположного берега отошло пассажирское судно «Фильянчик» М-292. Пересекая реку, оно начало двигаться в нашу сторону. Казалось, яхты уже уходили вперед с его курса, но судно вдруг резко изменило курс и пошло на ведущую яхту. Мы поняли этот маневр, как расхождение бортами, и перебросили руль направо. Видя, что «Фильянчик» перестал разворачиваться и идет прямо на нас, резко сворачиваем влево. Не сбавляя скорости, теплоход врезался в буксирный трос; яхты ударило о его борта, разбило привальный брус... К нашему счастью трос лопнул и все отделались «легким испугом», от которого, впрочем, почти сутки не могли отойти.
Через два дня мы, наконец, достигли цели путешествия. Нас гостеприимно принял и дал причал Центральный яхт-клуб Ленинграда. Тяжелый и трудный путь прошли ребята, осуществляя свою мечту.
В настоящее время нашей «Олимпии» выделен участок на берегу Оки для строительства яхт-клуба с элингами и мастерскими. Мы уже заказали проект, приобретаем строительные материалы. А рабочие руки у нас есть. Яхтсмены всех поколений, юные спортсмены и их родители готовы оказать нам помощь.