В 1924 г. Д. А. Лухманов был назначен начальником Ленинградского морского техникума, организованного на базе С.-Петербургских мореходных классов, которые он в свое время окончил и которые в 1876 г. были учреждены С.-Петербургским Речным яхт-клубом. Моряк по призванию, Д. А. Лухманов страстно любил парусный спорт и всячески поощрял курсантов техникума, посвящающих свой досуг хождению под парусами. Он понимал важное воспитательное значение парусного спорта для будущих моряков, сознательно выбравших свою профессию. Характерно, что многие ленинградские яхтсмены, окончив техникум, стали известными моряками. Среди них можно назвать капитанов дальнего плавания И. А. Мана, В. М. Беклемишева, Ю. Д. Клименченко, П. П. Кудинова, Б. Н. Нырова, М. Н. Рупышева, А. А. Симакова, В. А. Филатова, Е. В. Шереметьева и других.
Лухманов охотно поддержал инициативу курсантов техникума — построить своими руками яхту и обойти на ней земной шар. Имея опыт проектирования малых парусных судов, он спроектировал такую парусную яхту, взяв за прототип норвежский парусный лоцманский бот, известный своими хорошими мореходными качествами. С помощью общественности и ленинградской «Красной газеты» собрали деньги, приобрели материалы и наняли в качестве инструкторов квалифицированных столяров-шлюпочников.
Возле морского техникума (на 22 линии Васильевского острова) поднялся стапель, где заложили яхту, названную «Красной звездой». Дружно работали будущие моряки, увлеченные мечтой о кругосветном плавании. Осенью 1925 г. уже был готов корпус, зимой следующего года оборудовали внутренние помещения, изготовили рангоут, такелаж, построили яхтенный тузик. Летом 1926 г. яхту спустили на воду, вооружили. Испытав во время плавания по Финскому заливу, убедились в ее отменных мореходных качествах.
Подошло время подготовки к кругосветному плаванию. И вдруг произошло непредвиденное: плавание им запретили, так как «испугались отпускать мальчиков в «безызвестное» плавание на «скорлупке», как с горечью писал Лухманов. Мечта развеялась. Однако труд не пропал даром: родилась отличная мореходная яхта, ставшая первенцем советского яхтостроения,— постройка ее способствовала развитию в учащихся трудолюбия, любви к своей профессии.
Информация об изображении
Яхта во время ремонта и переоборудования. Фото 1931 г. из коллекции С. И. Ухина
«Красная звезда» стала учебным судном Ленинградского морского техникума, а два года спустя была передана яхт-клубу Баскомфлота.
Яхта во время ремонта и переоборудования. Фото 1931 г. из коллекции С. И. Ухина
В 1929 г., участвуя в маневрах Балтийского флота в качестве вспомогательного гидрографического судна, она вследствие навигационной ошибки была посажена на дамбу в петергофской гавани, получила пробоину и затонула. В 1931 г. ее подняли и перевезли в яхт-клуб, где после ремонта она была перевооружена в тендер по эскизу Д. А. Лухманова.
В 30-х гг. яхт-клуб водников расширился и окреп. Его спортивный потенциал заметно повысился после создания ДСО «Моряк», а также с приходом яхтсменов парусной секции Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТ), среди которых было пять яхтенных капитанов. Капитаном «Красной звезды» стал А. Глазов, помощниками В. Круглов и Е. Лодкин.
Яхты со студенческими экипажами много плавали, активно участвовали в соревнованиях, морских многоборьях. Интенсивно используемая в учебных целях «Красная звезда» стала прекрасной школой для подготовки яхтенных матросов, рулевых и капитанов. Широко практиковались осенние выходы в море с новичками на борту для проверки их морских качеств. Такой отбор кандидатов в члены яхт-клуба полностью себя оправдал. Инициатором эксперимента был известный яхтсмен Н. Ю. Людевиг.
Яхтсмены ЛИИВТа проявили наибольший интерес к крейсерским плаваниям. Первое из них было организовано в 1939 г. В нем участвовали яхты «Красная звезда» и «Кареджи». Плавание по маршруту Ленинград — Б. Нева — Ладожское озеро — Свирь — Онежское озеро было проведено на высоком уровне. Участники получили хорошую морскую и речную практику, физическую закалку, укрепили свое здоровье. Студенты ознакомились с природой края, вели среди населения пропаганду парусного спорта и военно-патриотическую работу. Основным районом плавания было Онежское озеро, по которому в разных направлениях прошли более 700 миль. В Петрозаводске произошла смена экипажей, благодаря чему число участников удалось довести до 50 человек.
«Красная звезда» погибла во время войны от зажигательной бомбы. Но первая построенная в советское время большая морская яхта все же сыграла свою роль в развитии отечественного парусного спорта.
Основные характеристики яхты
Длина наибольшая, м | 10,82 |
Длина по КВЛ, м | 9,96 |
Ширина наибольшая, м | 3,5 |
Осадка, м | 1,38 |
Водоизмещение, т | 10,6 |
Масса фальшкиля (свинец), т | 1,5 |
Масса балласта (чугун), т | 2,5 |
Площадь парусов основных, м2 | 75,0 |
Площадь парусов штормовых, м2 | 13,0 |
Площадь брифока, м2 | 30,0 |
Корпус яхты — деревянный, типа спасательного норвежского бота с полными обводами (L/B=3,0), острыми носом и кормой и длинным килем.
Сечение деталей выбрано в соответствии с требованиями Ллойда для яхт высшего класса. Шпангоуты парные, натесные (футоксовые) из дуба; соединены с килем флорными угольниками на болтовых креплениях. Детали продольного набора (киль и штевни) дубовые. Стрингеры, привальные брусья и шельфы из сосны и лиственницы. Обшивка корпуса и палуба из 1,5-дюймовых сосновых и лиственничных досок. Все крепления корпуса изготовлены из цветных металлов. Подводную часть корпуса предполагали обшить листами меди для предохранения от обрастания и древоточцев.
Рулевое устройство. Руль подвесной с увеличенной площадью пера и поперечным румпелем. Привод штурвальный с штуртросовой передачей.
Якорное устройство. Подъем адмиралтейского якоря осуществлялся вручную. Крепление якорь-цепи — с помощью двухстоечного битенга с поперечной битенг-балкой.
Внутреннее устройство первоначально состояло из общей каюты с четырьмя постоянными спальными местами. Впоследствии для плавания с увеличенным экипажем число спальных мест было увеличено до десяти. В каюте имелись встроенные шкафы, полки, камбуз на два примуса, гальюн и умывальник. В носовом кубрике размещались рундуки, а за носовой переборкой — канатный ящик. Цистерны с пресной водой были установлены под кокпитом. Вспомогательный двигатель не предусматривался.