В конце мая у причалов ялтинского порта ошвартовались три яхты под флагами НРБ. Это был последний советский порт, куда вошли болгарские яхтсмены, заканчивая 1300-мильный переход по маршруту: Несебыр — Батуми — Сухуми — Сочи — Ялта — Констанца — Варна.
Одна из яхт (типа «Картер-30») — польской постройки, две другие со стальными корпусами — созданы болгарскими яхтсменами по проекту конструктора Василя Попова прямо на стапелях яхт-клубов. Длина этих яхт — 13,8 м, ширина — 4,15, осадка — 2,5 м, парусность — 110 м2. На них установлены дизеля болгарского производства мощностью 50 л. с. и массой всего 340 кг. Суда оснащены навигационными приборами польского производства, а в качестве радиопеленгаторов используются приемники «ВЭФ».
Экипажи представляли яхт-клубы «Варна» и «Арсенал» судостроительного завода. Среди 24 спортсменов люди самых различных профессий: научный сотрудник Болгарской АН Стефан Калеенов, телевизионный техник Кирилле Дохов, корреспондент журнала «Патриот» Боряна Лазова, школьник Ивайло Цонев...
Связь с внешним миром обеспечивал радиолюбитель-коротковолновик Стефан Калеянов. Дважды в сутки в эфире звучали его позывные. Московские коротковолновики, приняв сообщение Стефана, передавали информацию в Варну, а на яхту «Шторм» сообщали прогноз погоды и новости из Болгарии. Кстати, Стефан использовал весьма оригинальную антенну. Один ее конец поднимал на бизань-мачту, а к другому привязывал пустую бутылку и опускал за борт. На ходу антенна натягивалась на всю длину и обеспечивала прекрасную радиосвязь.
Плавание преследовало несколько целей. Главная, конечно же, — укрепление дружественных связей между яхтсменами наших стран, реклама товаров хорошо известной в СССР фирмы «Фармахим», которая оказала помощь в финансировании плавания. Во-вторых,— испытание в экстремальных условиях новых парусных досок типа «Бора-Алипу» производства завода холодильных машин им. Антона Иванова. В-третьих,— выполнение спортивных нормативов по дальним спортивным плаваниям.
О том, как проходило плавание, мы попросили рассказать флагмана Цветана Цонева. Вот что он сообщил.
В море яхты шли строем треугольника, в центре которого располагались три спортсмена на парусных досках. Они должны были пройти по всему маршруту и дать заключение о качествах болгарских парусных досок. Движение не прекращалось и ночью. Виндсерфисты были снабжены индивидуальными огнями, по которым мы контролировали их положение. На отдых спортсменов брали на борт судна, но их места на досках занимали другие спортсмены.
Для виндсерфистов плавание легким не назовешь. Первый сюрприз ожидал у берегов Турции. В районе Синопа начался шторм. Ветер внезапно усилился до 24 м/с. На яхтах не успели уменьшить парусность, несколько парусов разорвало. Виндсерфистов пришлось собирать, включив моторы. Затем штормовой ветер так же внезапно прекратился, но за ним пришел туман. Мы шли, ориентируясь только по радиомаякам. А как только туман рассеялся, с берега подул горячий воздух и по морю прошли смерчи — один за другим. Продолжалось это, к счастью, недолго.
При подходе к Батуми нас встретили пограничники и посоветовали убрать паруса и идти под мотором, так как приближался шторм. Барограф тоже показывал интенсивное падение давления. Мы убрали паруса, взяли на борт виндсерфистов и вот тут началось такое, что словами передать трудно. Ветер налетел внезапно, словно ударил по судам. Наши приборы — ветроуказатели «зашкалили». Утром в городе мы увидели поваленные деревья, столбы, опрокинутые киоски, сорванные крыши домов. Газета «Известия» писала: «в ночь на 23 мая над Черноморским побережьем Грузии пронесся ураган небывалой силы...»
Путь до Сухуми был изнурительным, особенно для виндсерфистов — мешала мертвая зыбь от прошедшего урагана, а всем вместе — слабые встречные ветры. В бейдевинд доски отставали от яхт, приходилось, потравив шкоты и болтаясь на зыби, поджидать их. Качка утомила даже самых стойких. В Сухуми входили под моторами, так как на море был штиль, а болтанка стала еще более несносной.
До Сочи нас сопровождали попутный ветер и попутное течение — переход занял всего сутки. Очень понравился ваш Учебно-тренировочный парусный центр. Мы стояли в его уютной гавани, осмотрели гостиницу, мастерские, спортивный зал.
На переходе в Ялту мы даже не пытались вести прокладку, а периодически определяли свое место по радиомаякам — берег был скрыт туманом. «Досочников» также пришлось взять на борт яхт. Чтобы не разойтись, суда шли плотным строем, поддерживая постоянную радиотелефонную связь.
Теперь наш путь в Румынию, а там до дома рукой подать!
Прощаясь, болгарские яхтсмены высоко оценили гостеприимство советских людей. Их мечта сейчас — побывать на Балтике. Реальный путь к ее осуществлению они видят во взаимном обмене экипажами. Болгарские яхтсмены готовы предоставить подготовленную к плаванию яхту в одном из портов Черного моря экипажу аналогичной яхты из яхт-клуба на Балтике. Желающим получит! подробную информацию советуем обратиться в яхт-клуб «Варна» или по адресу: НРБ, София, 1000, ул. Вела Благоева, 9 Б, Цветан Георгиев Цонев.