Все уже привыкли, что парусному спорту в кино не везет. Считается он малопонятным, малодинамичным. Когда же начинается динамика, снимать невозможно. И еще. Само появление играющего актера среди занятых делом яхтсменов «за версту» обнаруживает самый неискушенный зритель. И вдруг — серьезный художественный фильм, посвященный парусу. Праздник на нашей улице!
Почему же участников праздника собралось до обидного мало! Даже неясно, состоялся ли он. Мелькнула картина — прошла на большом экране несколько дней — и исчезла куда-то. Многие тысячи любителей морской тематики не подозревают даже, что это был их фильм.
Картина «Гонка века» рассказывает о той разновидности большого парусного спорта, которая нам практически незнакома. Речь идет о трагических перипетиях гонки одиночек «нон-стоп» вокруг света. Напомним канву событий, некогда потрясших яхтенный мир. Летом 1968 г. девять смельчаков один за другим вышли в море, оспаривая «Золотой глобус» — приз газеты «Санди тайме» тому, кто финиширует первым, и денежный приз в 5000 фунтов за наименьшее время кругосветного витка. К этому моменту уже стали историей две и только что началась третья гонка одиночек через Атлантику, т. е. на в 10 раз меньшей по протяженности дистанции. Уже были известны достижения сэра Фрэнсиса Чичестера и сэра Алека Роуза, в одиночку обошедших земной шар с одной-единственной остановкой. Эта стоянка очень многое давала для поддержания «боеспособного» состояния яхты, а главное — для отдыха и восстановления сил (напомним, например, что только за время пути через Индийский океан Чичестер — опытный «одиночник» на специально оборудованной яхте потерял в весе 18 кг). И вот теперь условия были осложнены многократно. Сделать все то же самое, но без единого захода, и обязательно вернуться первым.
Девять яхтсменов приняли вызов, прекрасно понимая, что их ждет: новичков, не знакомых с океаном, среди них не было! И только один из девятерых смог выдержать нечеловеческое напряжение многомесячной гонки. Принимая призы после 313-дневного плавания, 30-летний моряк-профессионал Робин Нокс-Джонстон сказал коротко и весомо: «Это было выше человеческих возможностей».
Об этом фильм, повествующий о судьбе одного из восьми неудачников — экранная версия крушения всех надежд, трагического финала самой его жизни. Сделан фильм «под документ». Съемки велись на натуре — в море, на настоящем парусном катамаране. Исполнитель главной роли Леонхард Мерзин имел дело с настоящими парусами, шкотами и фалами, откачивал из трюма натуральную воду...
И все же, думается, зря герои фильма назван настоящим именем. В титрах сказано: «факты и имена — подлинные». Мы, конечно, догадываемся, что В. Дунаев, работавший в те годы в Англии, какие-то документы и выводы специалистов перед собой имел. Но нас, зрителей, в достоверности должен убеждать фильм. А вот средствами художественного кинематографа убедить в подлинности своей экранной версии авторы за 80 минут не успели.
Да, мы сочувствуем семье погибшего, главный герой симпатичен, околоспортивные дельцы вызывают законное отвращение. Однако здравый смысл и то немногое, что известно читателям «КиЯ» по короткой заметке в №22, заставляют усомниться в основных положениях показанной нам истории гибели Дональда Кроухорста.
Неправдоподобно уже то, что, якобы, сохранился в секрете неразрешенный правилами заход в Южную Америку для ремонта. При той рекламной шумихе, которая был поднята вокруг «Гонки века», это сразу же стало бы сенсацией Сомнительно, чтобы в течение многих месяцев оставалось неизвестным фактическое местонахождение Кроухорста, который, будто бы, вообще из Атлантики не уходил.
Крайне наивно выглядит история с поддельными записями в журнале, «свидетельствующими» о том, что «Таймаут Электрон» прошел весь маршрут.
И напрасно создатели картины с самого начала показывают героя неудачником, в успех которого вряд ли имело смысл верить.
Похоже, что авторы побоялись доверить судьбу картины неблагодарной, с точки зрения прокатчиков, морской «фактуре». Отсюда обилие сцен береговых, статичных, не очень-то двигающих сюжет. Конечно, говорить о том, что могло бы быть — бесполезно, но почему бы и не помечтать! Фильм назван «Гонка века». А хорошо бы раскрыть это понятие «гонка». Показать то, что приводило смельчаков на грань катастрофы: огромное нервное напряжение, стремление день и ночь выжимать максимальную скорость идя на любой риск ради того, чтобы обогнать конкурента. Если бы не это подогреваемое любителями сенсаций сверхнапряжение, мореплаватели наверняка выбирали бы более безопасные решения, несли меньшую парусность, наконец, чуть больше отдыхали. Вспомним слова польского яхтсмена-одиночки Леонида Телиги: «Не хочу, чтобы мой кругосветный рейс превращал «в цирк». А эти девять рейсов с самого начала были цирком — сенсационным «боем гладиаторов».
За бортом фильма осталась повседневная многомесячная работа. Как герой определялся, как выбирал (при помощи какого-то компьютера, который мы так и не увидели) и прокладывал самый выгодный маршрут — с учетом получаемых сводок погоды и положения соперников, как он колдовал с парусами, без конца что-то проверял и чинил! Наконец, как и когда он отдыхал! (Не показано и намека на подруливающее устройство или хотя бы какой-то фиксатор положения рулей.) Как он боролся с одиночеством и упомянутым выше сверхнапряжением! Нет у героя ни любимых книг, ни магнитофонных записей, ни радиопереговоров с родными. Конечно, такое долго не вынесешь.
Задача перед создателями фильма — первого на таком материале — стояла сложнейшая. И пусть не все удалось, но фильм сделан. И смотрится с интересом. Мы видим всегда прекрасное море. Видим, как идет под всеми парусами замечательный катамаран «Кауполикан», управляемый невидимым на экране рижским экипажем капитана В. Гриненбергса.
Покидая зал, мы больше знаем о том, что представляют собой сверхдальние плавания под парусами в одиночку. И теперь хорошо понимаем, почему, несмотря на то, что за прошедшие почти двадцать лет накоплен огромный опыт обеспечения безопасности яхтсменов, подобные «Гонке века» марафоны больше не проводятся1. Наконец лучше представляем оборотную сторону большого спорта в таких странах, как Англия, где некогда и состоялись самые первые парусные гонки, откуда пошли по миру яхтсмены и яхт-клубы.
Разве не стоит сказать за все это спасибо!
Примечания
1. Регулярно, через три года, организуются лишь «Уайтбрид Раунд те Уорлд Рэйс» — кругосветные гонки макси-яхт с полными экипажами. Они проводятся с тремя стоянками на пути и тем не менее их называют «Эверестом парусного спорта».