Читатель получает возможность познакомиться с грязными методами работы спецслужб империалистических держав. И. А. Быховский и Г. И. Мишкевич, известные как авторы книг о тайной войне на Балтике и на Тихом океане, показывают нам совершенно беззастенчивые действия израильской разведки «Моссад» и американского ЦРУ на территории Франции, а также и неблаговидную роль определенных кругов в самой этой стране.
Одновременно очерк интересен и тем, что показывает то большое значение, которое придается ракетным катерам в составе военно-морских сил агрессивных империалистических держав (на сегодня по данным западной печати, в строю боевых флотов капиталистических стран насчитывается свыше 400 катеров, вооруженных самым современным ракетным оружием.
Контр-адмирал П. Грищук
В гоголевской повести «Ночь перед рождеством», как известно, происходят неслыханные чудеса: нечистая сила крадет с неба месяц. То, что произошло ясной рождественской ночью 1969 г. во французском порту Шербур, в глядит, пожалуй, не менее фантастично. Правда, месяц никто не похищал — он спокойно светил положенное время, но от этого вся история представляется еще более непонятной. Точнее сказать, представлялась непонятной в самый первый момент.
Итак, в праздничном Шербуре весело горели огни, мерцали свечи на украшенных елках, гремела музыка. Как отмечала рождество охрана порта Шербур — одной из четырех главных военно-морских баз Франции, нам неизвестно. Зато из множества напечатанных потом сообщений доподлинно известно, что в 8 утра, как раз тогда, когда должна была заступа! на дежурство новая смена, в караульное помещение буквально влетел старший полицейского патруля объезжавшего владения. На нем не было лица:
— Мой лейтенант! Катастрофа: куда-то делись все пять катеров, стоявших у северо-западных пирсов...
Потребовалось несколько минут, чтобы убедиться: пять «бесхозных» катеров, целый год стоявших на приколе — без экипажей, без топлива, с законсервированными механизмами, таинственным образом покинули место стоянки. Кто, куда, под каким флагом увел их! Как они смогли незамеченными выбраться из дальнего угла акватории на внутренний Малый рейд, пересечь его, а затем и миновать довольно узкие ворота ограждающего гавань с севера мола-волнолома.
Назвать эти 45-метровые боевые корабли водоизмещением 250 т катерами можно только из уважения к традициям. Правильнее сказать — быстроходные малые ракетоносцы. (По утверждению специалистов, огневая мощь каждого из таких «катеров» эквивалентна бортовому залпу классического крейсера периода второй мировой войны!) На них установлены по четыре высокооборотных дизеля общей мощностью 13 500 л. с. Как можно было не услышать их грохот! Как не бросилось в глаза, что корабли почему-то идут без огней! Выход не только военного корабля из базы, но и любого судна из любого порта связан с выполнением ряда обязательных формальностей: получением разрешения портовых властей, таможенных и иных служб. Однако в данном случае охрана порта потому и подняла тревогу, что никаких разговоров о выходе этих катеров не было...
Одним словом, поднялся скандал.
О том, что пропавшие катера рано или поздно найдутся и найдутся не где-нибудь, а непременно в Израиле, кое-кто знал. Для прессы, например, история их постройки давно уже не была секретом.
В середине 60-х годов израильские ястребы» стали спешно размещать заказы на боевые корабли в ряде капиталистических стран — в том числе и во Франции. В частности, на шербурской верфи «Конструксьон меканик де Норманди» выполнялся очень выгодный израильский заказ на постройку серии 40-узловых ракетных катеров типа «Саар». Первые пять из них тель-авивские агрессоры успели получить до наложения Францией эмбарго на поставку военной техники Израилю. Шестой и седьмой покинули Шербур 5.I.1969 г. — в самый день объявления закона об эмбарго. С утра они, как обычно, вышли на очередные испытания в море, но... вечером почему-то не вернулись. Естественно, вскоре оба катера благополучно ошвартовались в главной базе израильских ВМС Хайфе.
Команды остальных пяти катеров покинули Францию, а сами катера были сданы верфью на хранение порту и законсервированы.
Начавшееся расследование сразу же обнаружило явные следы довольно грубой работы во Франции израильской секретной службы «Моссад». Затем выяснилось, что замешано в дело и вездесущее заокеанское ЦРУ. Масла в огонь подлил начальник шербурской таможни: он во всеуслышание заявил, что имел указание свыше не препятствовать тайному выходу в море ничейных кораблей. Стало абсолютно ясно, что ответственных за случившееся надо искать среди членов штаба ВМС и в министерских кругах, потворствующих сионистам.
В разгар поднявшейся газетной шумихи появилось сенсационное сообщение о «норвежском участии»: агентство «Франс пресс» заявило, что катера покинули Шербур под норвежскими флагами, поскольку они уже не принадлежали ни Израилю, ни Франции, а стали собственностью норвежской судоходной компании «Старбоут энд Уэйл ойл энд Шиллинг серансиз», зачем-то купившей бесхозные боевые катера. Норвежский министр торговли и судоходства Коре Вилпок тут же официально заявил, что его ведомству о выдаче лицензии на покупку этих кораблей ничего не известно и что фирмы под указанным наименованием в Норвегии не существует. Однако не успели газеты напечатать это опровержение, как на сцену выступил «обиженный» министром норвежский промышленник Мартин Сием. Оказалось, что он является генеральным директором указанной фирмы, зарегистрированной, правда, не в Норвегии, а в Панаме, однако имеющей в Осло свою контору. Пять катеров, действительно, были приобретены у Франции именно его фирмой, и почему французские заинтересованные лица скрывают это — ему, Мартину Сиему, непонятно. Так или иначе, но создание подставной норвежской фирмы для хотя бы частичного прикрытия сугубо тайной операции оказалось тщательно спланированной акцией «Моссада» и ЦРУ, сыгравшей немаловажную роль в успехе всего предприятия.
Появились и другие крайне любопытные сообщения. Из них явствовало, например, что одно из норвежских судов, ранее переоборудованное в плавучую буровую установку, служило секретной базой снабжения. Это судно некоторое время назад было куплено все той же фирмой «Старбоут» и тут же передано ею в состав израильского флота. Судя по всему, именно с этого судна катера, выйдя в море, получили полный запас — по 30 т дизельного топлива. Далее стало и известно, что в числе моряков, угнавших корабли из Шербура, были норвежцы.
Французская разведка «Сюрте женераль» легко установила, что в Шербуре накануне рождества находился израильский адмирал Лимон. Он и руководил подготовкой операции «по морской линии». Так как израильским морякам доступ в Шербур был закрыт, агенты «Моссада» заранее позаботились о найме подставных экипажей из числа не только западногерманских и норвежских, но и французских моряков. От них требовалось лишь одно: в назначенное время собраться в порту быстро расконсервировать катера и вывести их в море не включая ходовых огней. Пачки ассигнаций и опечатанные пакеты с секретными картами, на которых была выполнена предварительная прокладка курсов и отмечена точка встречи со специальным судном-заправщиком, адмирал вручил морякам вечером 24.XII. Дав последние наставления, он сразу же, ночным самолетом покинул Шербур.
Весь этот скандал поставил французское правительство в весьма затруднительное положение: принятый им закон об эмбарго на поставки Израилю оружия грубо нарушен, а доказать возмущенной общественности, что «сильные мира сего» совсем ни при чем, довольно сложно. А главное — нанесен ощутимый удар по репутации французских ВМС и Франции в целом! В самую ночь под новый год в Енисейском дворце состоялось бурное и длительное (шло более четырех часов), отнюдь не праздничное за? едкие По окончании его было официально объявлено о том. что. несмотря на досадный инцидент, запрет на продажу Израилю военной техники остается в силе. Были временно отстранены от исполнения обязанностей генеральный секретарь по национальной обороне генерал Казель и руководитель отдела международных связей главного управления по вооружению Бонте. Специальным постановлением израильский адмирал Лимон был выдворен из страны.
Средиземноморской эскадре ВМС Франции было приказано выйти из Тулона и перехватить похищенные катера на пути в Израиль. Больше того, Франция обратилась к правительствам стран — членов НАТО с просьбой задержать катера при первом же заходе их в любой из портов. Тем не менее израильскому отряду удалось, следуя строго засекреченным маршрутом, благополучно пересечь Средиземное море с его более чем оживленным судоходством без каких-либо нежелательных встреч и без заходов в «закрытые» порты. Организованные Моссадом» и ЦРУ «чудеса продолжались и продолжались, подчеркнем, не без помощи определенных кругов Франции и ряда других стран.
Задним числом удалось выяснить, как это было сделано. События разворачивались без сучка и задоринки — строго по плану. К рассвету 27.XII катера благополучно пересекли Бискайский залив и находились где-то у западных берегов Португалии, т. е. уже примерно в 600 милях от Шербура. Здесь они были встречены судном-заправщиком. На катерах были подняты израильские флаги. Временные экипажи были заменены израильскими военными моряками; самих угонщиков, щедро оплатив их услуги, отправили в Южную Америку с наказом подольше держать язык за зубами.
В полдень 29.ХII катера прошли западную оконечность Сицилии. Новая остановка, прием топлива — и снова в путь. Теперь катера уже «не одни»: их сопровождают корабли израильских ВМС, заранее скрытно сосредоточенные в одной из бухт Тирренского моря.
30.XII конвой миновал Крит. Словно призраки, шли корабли, избегая судоходных трасс и уклоняясь от каких бы то ни было встреч. Впрочем, все это время исчерпывающие сведения о движении кораблей под израильским флагом имел... командующий 6-м флотом США: его корабли шли параллельными курсами! Итальянская коммунистическая газета «Унита» написала тогда прямо и четко, что израильские ракетоносцы «находятся под неусыпной охраной американских ВМС». Разумеется, Белый дом опроверг это сообщение.
Благополучно преодолев 3500 миль пути за семь дней, израильские пираты 2.1.1970 г. прибыли в свою базу Кишон, близ Хайфы. Их появление здесь не только не скрывалось, но и широко рекламировалось а США и Израиле как крупный успех в деле усиления израильского флота, как очередная «исключительно сложная и опасная» удачная акция агентов «Моссада». Тем не менее попытки иностранных корреспондентов встретиться с экипажами новых катеров успеха не имели: было объявлено, что асе эти моряки... больны!
В течение нескольких недель катера были вооружены и вместе с семью ранее вошедшими в строй составили отдельный отряд. В дальнейшем корреспонденту люксембургского радио и телевидения Кристиану Бринкуру удалось побывать на одном из пяти катеров во время выхода а море на практические стрельбы. «Мы идем, — с восторгом описывал он свои впечатления, — со скоростью гораздо выше 30 узлов. На носовой части палубы — ультрасовременная автоматическая 40-миллиметровая орудийная установка. Позади нее на каждом борту по одной строенной и одной одиночной установке для запуска 400-килограммовых самонаводящихся ракет «Габриэль» собственного — израильского — производства. Эти смертоносные ракеты ярко-бирюзового цвета угрожающе направлены прямо по курсу...»
СПРАВКА. Ракетные катера типа «Саар» принимали самое активное участие а боевых действиях во время арабо-израильской войны 1973 года.