Заскрипела шлюпбалка. Плюхнулась шлюпка о темную воду. Гребли тихо, осторожно. Ни скрипа, ни всплеска. По набережной шарили патрули юнкеров. То и дело вспыхивали желтые зрачки карманных фонарей. В шлюпке замирали: долго ли прошить пулями такую цель.
...Подняли шлюпку на борт, обступили Захарова, осветили влажный лист с неровной линией проведенного и отвехованного фарватера. Двадцатиоднофутовая осадка к Авроры» надежно обеспечивалась.»
Ю. М. Чернов «Судьба высокая "Авроры"»
Крейсер «Аврора». Корабль, который открыл новую эпоху в истории нашей страны. О том, каким он был, о его истории и жизни написаны целые книги. Здесь хотелось бы рассказать только об одной части оборудования замечательного корабля — о шлюпках крейсера «Аврора».
Шлюпки — общее название всех гребных, а также мелких паровых и моторных судов. Назначение корабельных шлюпок многообразно: спасение личного состава потерпевшего аварию корабля, перевозка оборудования и провианта, промерные и водолазные работы, сообщение с берегом и другими кораблями, транспортировка десанта, различные судовые работы...
Каждый военный корабль русского флота снабжался шлюпками в зависимости от своего размера, водоизмещения и количества команды, которая в необходимых случаях полностью могла бы разместиться в шлюпках своего корабля. Не была исключением и «Аврора», на которой проектом было предусмотрено размещение десяти шлюпок.
Самыми большими, очень прочными шлюпками с широким корпусом, тяжелыми на ходу, но чрезвычайно мореходными, являлись барказы. На левом борту размещался шестнадцативесельный барказ (рис. 1), на правом — восемнадцативесельный (рис. 2), оба — на рострах.
При сильном ветре и волнении крейсер «Аврора» в случае рейдовой стоянки поддерживал сообщение с берегом только с помощью барка-зов, ходивших под штормовым парусным вооружением. Обычно же с помощью барказов завозили якоря, например при артиллерийских стрельбах а одном направлении или при проветривании при жаркой погоде.
За барказами, кормовее, также на ростерных бимсах, находились легкие двенадцативесельные катера, быстроходные и красиво отделанные, служащие для самых различных корабельных надобностей.
В средней части корабля, на кильблоках, размещались паровые катера открытого типа, спускаемые на воду при помощи заваливающихся S-образных шлюпбалок. Катера эти имели длину 10,36 м, ширину — 2,42 м, высоту борта — 1,03 м, водоизмещение — 7,33 т. Двухцилиндровая паровая машина, работавшая от угольного огнетрубного котла, сообщала им скорость на тихой воде немногим менее 9 уз. В течение первых лет службы крейсера «Аврора» каждый паровой катер снабжался одной 37-миллиметровой пятиствольной пушкой Гочкиса и аппаратом для метания мин Уайтхеда.
В шлюпочное вооружение крейсера «Аврора» входили также узкие и быстроходные шестивесельные вельботы и разъездные шестивесельные, так называемые рейдовые ялы.
Принадлежность шлюпки к какому-либо кораблю можно было узнать по флюгарке — флажку определенного рисунка и расцветки, пришиваемому к задней кромке (шкаторине) паруса под военно-морским флагом, а также накрашиваемому на носу и корме штопки. Если на шлюпке устанавливали две мачты, то флюгарка пришивалась к задней шкаторине фока.
Для спуска и подъема шлюпок служили тали, подвешиваемые к нокам шлюпбалок. Гаки талей закладывались за рымы цепных подъемов (коротких цепей, укрепленных на киле сквозными болтами). Верхний блок талей на щеках имел гаки для закладывания шлюпочных стопоров, на которых висели шлюпки в походном положении. Ходовые концы талей, так называемые лопари, пропускали через отводные шкивы на шлюпбалках и затем через канифас-блоки, закладываемые в обухи, находящиеся на верхней палубе. После этого ходовые лопари разносили по палубе вдоль корабля.
Для спуска шлюпки посылали не менее трех человек, двое из которых держали блоки талей, не давая им перекручиваться, а третий не позволял шлюпке толкаться о борт.
Разнесенные по палубе лопари немного выбирали для того, чтобы ослабить шлюпочные стопора. Когда стопора были сняты, о чем находящиеся в шлюпке сигнализировали приподниманием фуражек, начинали травить тали до тех пор, пока шлюпка не коснется воды. Если после спуска тали оставляли на месте, то их брали «гак за гак».
Конструкция шлюпки была такой.
Основой служил набор (рис. 3), к которому снаружи крепилась обшивка. Доски обшивки клались или вгладь, или внакрой. Вгладь обшивались тяжелые шлюпки (барказы, полубарказы и катера), а внакрой — все остальные. Чтобы предохранить обшивку от повреждений, дно шлюпок покрывали рыбинами — щитами из узких досок. На барказах рыбины делались сплошными и назывались люками. Для выпуска воды из шлюпок в кормовой части устанавливалась металлическая резьбовая пробка.
Шлюпки для крейсера «Аврора» были изготовлены шлюпочной мастерской С.-Петербургского порта. Все шлюпбалки на корабль поставил Металлический завод, а Адмиралтейский завод изготовил паровые катера.
Как известно, в период русско-японской войны был совершен трудный переход кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, во время которого производились многочисленные перегрузки угля с транспортов-угольщиков на боевые корабли, для чего применялись разные способы перегрузки. Однако все они были хороши в основном в спокойную погоду на рейде.
После выхода эскадры из бухты Носси-бей на Мадагаскаре ей пришлось пересечь Индийский океан без заходов в порты. Решено было грузить уголь с эскадренных транспортов барказами. Сначала попробовали класть мешки с углем на доски, перекинутые с борта на борт, однако барказы становились неостойчивыми. Тогда уголь стали укладывать прямо на дно.
В «Тактическом формуляре крейсера I ранга "Аврора"» по этому поводу отмечено следующее: «21 марта 1905 года, имея в распоряжении 2 паровых катера, 4 бота, барказ и полубар-каз, нагрузили с транспорта до 4 часов дня 250 тонн...»
После русско-японской войны крейсер «Аврора» стал учебным кораблем. На нем проходили плавательную практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. При этом изменился состав шлюпочного вооружения (см. таблицу и рис. 4). Шлюпбалки для подъема двенадцативесельного катера (с правого борта) в то время использовались также для спуска-подъема катера с керосиновым двигателем, причем во время похода двенадцативесельный катер стоял внутри моторного.
Претерпели изменения и паровые катера (рис. 5). Они стали запалубленными судами с носовым и кормовым кокпитами. Носовой кокпит предназначался для управления катером, в нем располагались штурвал и переговорные трубы для связи с машинным отделением и кормовым кокпитом, где размещались пассажиры. В непогоду пассажирское помещение можно было закрыть тентом. Средняя часть была закрыта капом, на котором были установлены дымовая труба и вентиляционный раструб. Уголь в количестве 400 кг хранился в двух бортовых угольных ямах.
В дни Октября паровые катера крейсера «Аврора» несли службу у Смольного. Постоянное сообщение с революционным Петроградом и кораблями на Неве команда крейсера поддерживала с помощью шестивесельного яла. На нем старшина сигнальщиков С. П. Захаров 24 октября 1917 года сделал промеры глубин от стенки завода, где «Аврора» проходила ремонт, до Николаевского моста (ныне мост лейтенанта Шмидта) для того, чтобы моряки крейсера могли выполнить приказ Военно-революционного комитета — восстановить движение по мосту и встать на боевую позицию для обстрела при необходимости Зимнего дворца.
День 25 октября был насыщен событиями. По воспоминаниям комиссара крейсера А. В. Белышева, с помощью шлюпок крейсера «Аврора» производилась связь с Военно-революционным комитетом, с другими кораблями, с пехотными частями, а также посылались небольшие вооруженные отряды для разведки и связи с берегом.
Учитывая, что «Аврора» могла в любой момент получить приказ об изменении боевой позиции, ее спущенные на воду шлюпки, видимо, становились на бакштов (конец троса, выпускаемый за корму корабля для стоянки шлюпок). Для спуска в шлюпки команды в корме на верхней палубе был установлен выстрел со шторм-трапом. На шлюпки, стоявшие у борта, назначался дневальный, который должен был следить за порядком в шлюпках.
Летом 1918 года в связи со снятием артиллерии главного калибра для передачи на суда Волжской военной флотилии и уходом большей части команды на фронты гражданской войны «Аврору», как и большинство кораблей Балтийского флота, поставили на консервацию.
В 1923 году в соответствии с решением X съезда партии о восстановлении Красного Флота отремонтированный крейсер вновь стал учебным кораблем Балтийского флота, на котором будущие советские командиры проходили морскую практику в заграничных плаваниях.
Незадолго до Великой Отечественной войны легендарный корабль входил в состав соединения подводных лодок, а в годы войны принимал участие в обороне Ленинграда. Орудия главного калибра, снятые с крейсера, громили фашистов в районе Дудергофа (ныне Можайское), зенитные пушки отражали напеты вражеской авиации и стояли на вооружении кораблей Чудской военной флотилии.
В 1948 году после ремонта крейсер «Аврора» был поставлен на вечную стоянку у Нахимовского училища на Неве.
В 1984 году, согласно решению Совета Министров СССР о мерах по сохранению крейсера «Аврора», на заводе имени А. А. Жданова начались работы по восстановлению корабля. Вельботы, шестивесельные барказы и восьмивесельные катера были заново изготовлены рабочими Сосновского судостроительного завода. Они являются сейчас точной копией тех вспомогательных транспортных средств, какие были на крейсере во время Цусимского боя и в октябре 1917 года.
Приближается праздник - 70-летие Великой Октябрьской социалистической революции. На Неве, у Нахимовского училища, вновь занял свое привычное место легендарный корабль революции — крейсер «Аврора».