Плавные четкие линии белоснежного корпуса, легкий, почти равновысокий рангоут придают этому небольшому паруснику очень привлекательный вид. Вместе с тем это — надежное и мореходное стальное судно с неограниченным районом плавания (не включающим, правда, ледовые зоны).
Баркентина построена на Гданьской судоверфи имени Ленина в 19В2 г. по проекту инженера-магистра Зигмунда Хореня — одного из ведущих специалистов польского судостроения. (По его проекту построены баркентина «Погория», послужившая прототипом «Искры», и фрегат «Дар младзежи», положивший начало серии парусников, четыре из которых в ближайшее время пополнят отряды учебных судов советского торгового и рыбопромыслового флотов.)
Новая «Искра» унаследовала название учебной шхуны, служившей польскому флоту с 1927 по 1977 г. и наплававшей за эти пятьдесят лет около 250 тыс. миль по морям и океанам планеты. География плаваний новой баркентины пока, естественно, не столь обширна, однако она уже успела побывать во многих портах ПНР и ГДР, а теперь и нашей страны.
Будучи на борту «Искры», нельзя не заметить, что содержится баркентина в образцовом порядке. Здесь не увидишь складок даже на парусных чехлах. Снасти аккуратно уложены. Все сияет чистотой. Чувствуется строгость офицеров и прилежание команды.
Капитан Чеслав Дырч, не скрывая гордости своим судном, охотно рассказывает о его устройстве и учебных плаваниях. Обучение курсантов навигационных классов училища начинается с практики на «Искре», которая длится не менее месяца. В тесном общении с морем, в нелегкой работе с парусами новички проверяют себя на годность к морской службе. Выдержавшие испытание продолжают знакомство с морем уже на крейсерских яхтах гданьского клуба «Котвица» и только после этого оморячивания начинают теоретический курс обучения. Те же, кто на парусной практике приходит к заключению, что море не для них, подают рапорта с решением сменить карьеру. Так «Искра» и малые яхты помогают молодым людям определить жизненный выбор.
Выходят в море на «Искре» не только курсанты. Баркентина совершает плавания по Балтике и Северному морю с харцерами (пионерами), с рабочей молодежью, со студентами, готовящими себя для работы в судостроении и морских исследовательских учреждениях. Как подчеркивает Чеслав, на ней уже «оморячивались» и некоторые журналисты, пишущие на морские темы. Это явно помогает им правильно понимать и оценивать то, что называют романтикой плавания под парусами.
От редакции
Сообщение об «Искре» было напечатано в №101. Приводим несколько уточненные ее данные.
Водоизмещение — 381 т. Длина с бушпритом — 49 м, ширина — 8 м.
На трех мачтах судно несет смешанное вооружение: прямые паруса на фок-мачте, гафельный грот и топсель — на грот-мачте и бермудский парус — на бизани. В шторм ставятся три прочных триселя малой площади штормовые стаксель и кливер. Максимальная площадь 16 парусов, которые способна нести баркентина, — 1035 м2. Часть комплекта из 24 парусов изготовлена из польского дакрона; остальные перешиты из дакроновых парусов фрегата «Дар Поможе», ставшего кораблем-музеем.
Мощность вспомогательного двигателя (с дистанционным управлением) — около 1500 л. с.
На борту установлено 7 спасательных плотов и две шлюпки.
Четыре кубрика с 2—3-ярусными стационарами и подвесными койками вмещают 45 практикантов. Общее число мест в жилых помещениях — 66.