После долгих приготовлений яхта «Сахалин» (типа «Алькор»), наконец, вышла из Корсаковского яхт-клуба «Океан». На ее борту восемь человек. Капитан — начальник яхт-клуба, тренер, кандидат в мастера спорта Василий Иванович Лисогрудов, боцман — Владимир Федченко. Экипаж молодой. Юре Шиманскому, Олегу Зайцеву и Жене Назаренко но 17 лет, Андрею Балакиреву и Руслану Семянистову еще по 16, однако все они не новички в парусном спорте, стаж плавания — по четыре-пять лет. Восьмой член экипажа — автор этих строк, яхтсменка из Москвы.
Курс держим на острое Манером. 1ам назначена встреча с яхтой «Лидер» (типа «Цетус» постройки ПНР) из Холмска. Ее экипаж также состоит из опытных яхтсменов и школьников.
Остров открылся как-то сразу. Когда мы вышли на берег, всех удивила непривычная тишина, ее нарушали только шум прибоя да крики чаек. Словно под вымытым стеклом застыло дно, усыпанное морскими ежами, звездами, трепангами... Осмотрели достопримечательность острова — гигантский грот. Там было сумрачно, стены нависали красным базальтом. Усиленный сводами, шум приливной волны казался ревом спрятавшегося зверя. «Голос» грота записали на магнитофон — на память.
На островке, закрывающем вход в бухту, обнаружили птичий базар. Чайки страшно всполошились, они кричали и чуть не пикировали на людей, оберегая птенцов.
Вечером, узнав из радиосообщения, что «Лидер» попал в шторм и зайти на Монерон не сможет, мы попрощались с островом и направились в Холмск. Там запаслись продуктами на 30 суток, взяли 200 л воды, получили карты, лоции, штормовую одежду.
Несмотря на дождь, местные любители парусного спорта проводили нас тепло и торжественно. Не успели выйти из порта, как попали в полный штиль, до позднего вечера пришлось маячить на виду у всего Холмска.
Мы двинулись на север вдоль Сахалина. Шли в сопровождении дельфинов и косяков сайры (до этого я встречала сайру только в консервных банках!).
Появление в этом районе яхты вызвало всеобщий интерес. Большие суда меняли курс, подходили посмотреть на «Сахалин», узнать, не нуждаемся ли в помощи, делились запасами еды. Рыбаки угощали рыбой.
В Александровске-Сахалинском на борту нашего судна проводился День открытых дверей. По этому поводу экипаж принарядился в парадную форму. Яхта напоминала улей: посетители, особенно пионеры, шли сплошным потоком. Девчонки пищали: «Ой, кроватки! А это — кухонька!». Мальчишки больше интересовались штурманской. Каждый старался подержаться за штурвал.
— Бесследным ваш заход к вам не останется, — заверил второй секретарь горкома ВЛКСМ Владимир Васильев.— Видели, с какой завистью смотрели на вас мальчишки! Нашему городу яхт-клуб просто необходим. Александровск нуждается в моряках по признанию. Парусный спорт может стать серьезным помощником в этом деле.
Мы снова в пути. Ночь. За яхтой струится, искрится, играет фосфорическим светом огненная река. На нее можно смотреть часами, как на костер. Все, кроме вахтенных (нас с Юрой], спят, утомленные впечатлениями, убаюканные морем. Чтобы не заснуть, мы поем бодрые песни. Яхту подбрасывает, как качели: вверх — вниз, вверх — вниз... В поп-ночь высовывается голова боцмана. Федченко с отеческим вниманием, даже трогательно, начинает собирать на вахту Олега и Андрея. Олега посыпает на бак впередсмотрящим. В первые дни похода он умудрялся дремать на баке, но потом втянулся. Да разве Федченко даст заснуть!
Стоянка в Лазареве не планировалась, поэтому карты порта на борту «Сахалина» не было. Выручили моряки, по рации они прокорректировали заход яхты в порт. В поселке мы встретились с ребятами из клуба «Алые паруса» Комсомольска-на-Амуре. На трех ялах-шестерках они прошли вдоль берегов материка путями адмирала Г. И. Невельского. Руководил ими основатель КЮМа при заводе «Амурпитмаш» Г. Г. Пупятнн.
На подходе к порту Москальво — самому северному на Сахалине — нас окружили десятки китов-белух. Целые сутки их белые огромные спины мелькали то тут, то там. Из воды периодически высовывались похожие на рыльца поросят носы белух, дыхание напоминало шум кузнечных мехов.
В Москальво, наконец, состоялась — и какая радостная! — встреча с холмскими яхтсменами.
Экипаж «Лидера» возглавлял яхтенный капитан Михаил Хайретдинович Хайретдинов — по специальности радиоинженер, он же был флагманом совместного похода. Очень опытный яхтсмен, он в 1968 г. первым на Сахалине выполнил норматив мастера спорта по парусу (о плаваниях см. «КЯ» №78), как тренер-общественник подготовил около 180 спортсменов-разрядников.
Все молодые (по возрасту!) яхтсмены, входившие в состав экипажа «Лидера», — ученики Михаила Хайретдиновича. Миша Смоляков — третий помощник — перешел в 10-й класс, а яхтсмен он, наверно, с того момента, как научился ходить. Дима Макаров уже закончил школу. Увлечение парусным спортом, как считает он сам, определило его жизненный путь — Дима собирается учиться в мореходке. Саше Гелушину 15 лет; спокойный и рассудительный, он — уже неоднократный чемпион области по парусному спорту.
В плавании участвовал и сын капитана — Слава. Ему всего 13 лет, парусным спортом занимается добрую «половину» своей жизни. С него отец во всем спрашивает строже, чем с остальных матросов.
Экипажи обеих яхт встретились с местными пионерами и школьниками. М. Хайретдинов много рассказывал о походе, о развитии парусного спорта на Сахалине, об устройстве яхты. Мальчишки и девчонки слушали его с огромным интересом, а потом буквально засыпали вопросами: «Страшно ли в шторм!», «А если мачта сломается!» У Славы спросили: «Какое у тебя наиболее яркое впечатление от похода!» «Сегодняшний день,— ответил кто-то за него,— он утопил все ложки во время дежурства!» Слава смутился, но быстро пришел в себя и тоже рассказывал о море, о борьбе со стихией. Да и каждого из нас долго не отпускали, расспрашивая о парусах и приключениях.
Из Москальво «Лидер» и «Сахалин» вышли вместе. До полуострова Шмидта шли рядом, поддерживая по рации связь, а там 8-балпьный шторм разъединил яхты. С «Лидером» мы так и не встретились у заранее назначенного пункта — мыса Терпения. Помешал густой туман. Не помогла и рация. Время поджимало, поэтому Хайретдинов, как выяснилось позже, повел яхту прямо в Холмск. «Сахалин» направился к Курильским островам.
Возле острова Итуруп, когда на горизонте появились первые облачка над землей и наша команде уже почувствовала себя «дома», разыгрался шторм. Яхту швыряло, как щепку. Из сообщения по радио мы узнали, что попали прямо в циклон. Укрыться было негде. Пришлось уйти в открытое море. Трое суток не утихая шторм, а потом он неожиданно сменился штилем.
Из-за полного безветрия мы полмесяца находились в Охотском море. Все время стояли на одном месте. Очень хотелось пить, а вода была на исходе. У капитана на всех оставался только НЗ — трехлитровый баллон. Наше меню состояло из каши на завтрак, густого супчика на обед и консервов на ужин. Пища комом стояла в горле. Когда у мыса Анива заморосил дождь, мы ловили капли, чтобы хоть немного смочить губы.
С первыми дуновениями свежего ветерка «Сахалин» ошвартовался в бухте Атласова. Как было приятно пить из водопада, ходить по проселочной дороге, дышать теплым земным воздухом, слушать пение птиц!
Через сутки нас встречали дома. Поход закончен. Позади более двух тысяч миль пути. Сколько нового узнали ребята во время плавания! Море укрепило их тела и души, подарило веру в свои силы, научило ценить труд и дружбу.