Нашему «большому» судостроению исполняется 60 лет. Чтобы нагляднее представить большой и славный путь, пройденный этой важной отраслью) индустрии, обратимся к истории.
Каким было судостроение царской России? Казенные и все сколько-нибудь мощные частные заводы были заняты выгодными военными заказами, на постройку транспортного флота сил не оставалось. Вот почему очень просто перечислить поименно все морские пароходы, построенные на отечественных верфях за 17 предреволюционных лет XX века: было их всего восемь.
В судостроении работало немало талантливых инженеров. Некоторые из построенных по их проектам боевых кораблей заслуженно считались сильнейшими в мире, однако в целом никак нельзя было назвать Россию в числе ведущих кораблестроительных держав. Не было ни проведения единой технической политики, ни серьезной постановки научных исследований. Ежегодный выпуск инженеров-кораблестроителей не превышал 15 человек. Зачастую проектирование сложнейших кораблей велось на полукустарном уровне.
Тяжелое наследие досталось Советской России. Годы войн и разрухи нанесли колоссальный ущерб, парализовали работу промышленности, путей сообщения. В сложившейся обстановке, отмечая В. И. Ленин, работа водного транспорта представляла «совершенно исключительную важность». Великий вождь неоднократно подчеркивая значение морского флота, зависимость развития внешней торговли от его состояния. На собрании актива Московской парторганизации 6 декабря 1920 г. он сказал коротко и ясно: «Мы вывозить можем, но мы не имеем флота». На X съезде РКП(б) Владимир Ильич снова обратил внимание партии на роль торгового флота в подъеме экономики: «Для сношения с Европой надо иметь флот, этого у нас нет».
Еще в годы гражданской войны специальной комиссией был разработан проект программы транспортного судостроения: предусматривалась постройка 80 морских судов общей грузоподъемностью более 500 тыс. т. Огромное значение имело и подписанное В. И. Лениным 24 марта 1921 г. постановление СНК «О государственном судостроении»: впервые определялся порядок организации и развития судостроения как единой отрасли. Однако приступить к осуществлению намеченных мер удалось лишь несколькими годами позже, после восстановления первых заводов.
Общее руководство судостроением было возложено на «Судотрест». В ноябре 1924 г. Совет Труда и Обороны выдал ему первый заказ на постройку четырех лесовозов, двух рефрижераторов и одного танкера. Характерен выбор типов судов: стране была нужна валюта для закупки станков. Вот почему в первую очередь требовались суда для вывоза на внешний рынок лесоматериалов, нефти, мясо-молочных продуктов.
Советское судостроение началось в январе 1925 г, с закладки на Балтийском заводе лесовозов типа «Товарищ Красин»; это были простые по конструкции пароходы грузоподъемностью по 3500 т. А официальный день рождения отрасли приходится на 14 августа того же года, когда СТО утвердил пятилетнюю Программу морского торгового судостроения, предусматривающую постройку 193 единиц. На Северной верфи началась серийная постройка рефрижераторных грузо-пассажирских судов типа «Ян Рудзутак» водоизмещением около 5500 т. Это были первые наши морские теплоходы — на них устанавливались 2200-сильные двигатели, изготовленные рабочими ленинградского завода «Русский дизель». Строились суда только из отечественных материалов, оборудовались механизмами и приборами, созданными на восстановленных предприятиях страны. Это был очень трудный этап: все делалось впервые, квалифицированных кадров повсюду не хватало, очень слаба была индустриальная база.
Одновременно на заводах юга недостроенные крейсера стали переоборудовать в танкеры «Азнефть» и «Грознефть», заложили лесовоз в Севастополе, танкер — в Николаеве.
Славными страницами первой пятилетки стала постройка на Адмиралтейском заводе рефрижераторов типа «Волга», на Северной верфи — универсальных сухогрузов, на Балтийском заводе — грузо-пассажирских теплоходов типа «Абхазия», на Сормовском — танкеров типа «Ленин».
За пятилетку валовая продукция судостроения возросла в 2,3 раза. Да, таким было начало!
Подчеркнем главное: к началу Великой Отечественной войны наш морской транспортный флот насчитывал около 700 судов, общий тоннаж которых уже в 4 раза превышал грузовместимость российского флота 1914 г. Рыбопромысловый флот имел в своем, составе почти 6000 единиц. Для крупнейшего в мире речного флота за годы пятилеток было построено около 2700 судов (из них более 650 — пассажирских). В активе советских судостроителей уже было создание таких совершенных для того времени судов, как мощные линейные ледоколы типа «И. Сталин» (10 000 л. с.). Наша промышленность успешно осваивала сварку, от подетальной стапельной сборки постепенно переходила к сборке корпусов из предварительно собранных крупных узлов и секций. Реконструировались старые предприятия, вводились в строп новые.
Практически те же 60 лет назад началось и советское военное кораблестроение. Отказывая себе во многом, Страна Советов делала все возможное, чтобы защитить морские границы — восстановить и укрепить военно-морские силы. Уместно напомнить весомые слова М. В. Фрунзе: «Реввоенсовет твердо и незыблемо стоит на той точке зрения, что флот нам крайне необходим!» Как только положение государства позволило выделить соответствующие средства, было решено наряду с модернизацией старых кораблей приступить к постройке новых по современным отечественным проектам. В декабре 1926 г. СТО утвердил шестилетнюю программу, предусматривающую постройку подводных лодок, сторожевых кораблей, торпедных катеров, ремонт и достройку ряда кораблей.
Представляет интерес история создания торпедных катеров, начавшаяся в мастерской ЦАГИ. Здесь по проекту А. II. Туполева был построен первый дюралевый ТКА «глиссирующего типа», вступивший в строй в 1927 г. под названием «Первенец». Усовершенствованные ТКА типов «Ш-4», «Г-5», а затем и «Д-3» составили ядро торпедоносных сил на четырех наших флотах, а всего к началу войны флаг был поднят на 477 боевых катерах различных типов. Тяжелые испытания военных лет подтвердили исключительно высокие качества созданных в предвоенные годы «охотников» «МО-4», речных бронекатеров.
Накопив необходимый опыт при создании турбинных сторожевиков, мы смогли подойти к серийной постройке эскадренных миноносцев. Стоит, наверное, привести такой показательный факт. При освоении выпуска корабельных турбин было признано необходимым обратиться к услугам одной всемирно известной фирмы. Фирма согласилась поставить нам комплект турбинных лопаток для первого корабля, а затем и оснастку для организации своего лопаточного производства. Однако из-за изменений политической обстановки руководство фирмы стало затягивать выполнение заказа. Обсудив положение, коллектив турбинной мастерской завода-строителя принял смелое предложение: просить правительство отказаться от помощи капиталистов. Первенец нашего надводного кораблестроения получил турбину в срок, корабль развил проектную скорость.
Гордостью советского судостроения был крейсер «Киров». Проектирование и постройка корабля проходили под наблюдением академика А. Н. Крылова, 22 октября 1935 г. в присутствии «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина состоялась торжественная церемония закладки — к полке киля прикрепили серебряную пластину. Более 200 предприятий страны участвовали в постройке и оснащении крейсера. Металлурги варили сталь и катали броню, рабочие Российской Федерации и Украины поставляли котлы, турбины, электрооборудование. Специально для крейсера велось проектирование 180-мм артиллерийских установок. Интересно, что по первоначальному проекту предполагалось вооружить корабль двухорудийными башнями. Однако конструкторы предложили проработать вопрос о возможности установки в тех же габаритах башни не двух, а трех орудий. Напряженная работа коллектива новаторов увенчалась успехом: позволила в 1,5 раза увеличить число стволов и мощь залпа главного калибра.
Успехи индустриализации страны позволили приступить к постройке серии таких сложнейших кораблей, как линкоры водоизмещением 59 150 т, вооруженные 406-мм орудиями. 11о своим тактико-техническим показателям линкор типа «Советский Союз» должен был превзойти все зарубежные корабли этого класса.
Большой вклад в развитие советского судостроения внесли такие выдающиеся ученые и инженеры, как А. Н. Крылов, П. Ф. Папкович, В. Л. Поздюнин, В. Ф. Попов, В. П. Костенко, Б. М. Малинин, Ю. А. Шиманский, А. П. Шершов, Н. В. Исаченков, В. Г. Власов и другие.
За годы предвоенных пятилеток флот получил от промышленности 312 кораблей (не считая катеров), в том числе: 4 крейсера, 37 лидеров и эсминцев, 206 подводных лодок. И эти корабли не уступали по своим данным, особенно по вооружению, лучшим кораблям иностранных флотов.
Великая Отечественная война — это особая, героическая страница в летописи нашего судостроения. Несмотря на неимоверные трудности промышленность дала за годы войны свыше 1100 боевых кораблей, в том числе свыше 550 «охотников», торпедных и бронекатеров, 320 катеров-тральщиков. Как отмечал Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков, «благодаря героическому труду советского народа все наши флоты закончили войну более сильными, чём вступили в нее».
Много писалось о подвиге судостроителей блокадного Ленинграда. Менее известна работа тружеников тыловых предприятий отрасли. Только недавно, например, были опубликованы подробности выполнения «фронтовыми» комсомольско-молодежными бригадами Ярославского судостроительного завода срочного заказа: построить 10 первых катеров с ракетными установками. На поставки материала и оборудования рассчитывать не приходилось — заводы-поставщики оказались на территории, занятой врагом. Изыскивали ресурсы. Так, листовой металл получали, раскатывая части старых паровозных котлов. Двигатели поднимали со дна — из трюма затонувшей под Костромой баржи. Чтобы найти подходящие детали для коробок передач, прочесывали склады и цехи окрестных предприятий. А ведь работали в основном женщины и подростки! В начале августа 1942 г. поступил заказ. 15 сентября первые ракетные «ярославцы» громили фашистов у стен легендарного Сталинграда.
Во фронтовых условиях, под огнем и бомбами судостроители возвратили в строй 596 серьезно поврежденных кораблей. На их счету такие сложнейшие ремонтно-восстановительные операции, как пристыковка новой носовой оконечности длиной около 30 м подорвавшемуся на мине крейсеру «Максим Горький»; всего через 43 дня — немыслимый при нормальной работе срок! — корабль снова участвовал в боевых действиях. Когда в 1943 г. попаданием торпеды была серьезно повреждена корма крейсера «Молотов», судостроители сумели сделать то, что в тех условиях казалось невероятным: отрезали корму у однотипного недостроенного крейсера и приварили ее на место поврежденной.
И не попала ни в какие сводные цифры бесконечная работа ремонтных бригад, которые, не зная ни сна ни отдыха, латали и заваривали сотни пробоин на возвратившихся с задания кораблях флотов а флотилий.
Прошло сорок лет со Дня Победы.
И сегодня визитной карточкой нашей Родины, показателем высокого уровня всей социалистической индустрии служат тысячи первоклассных судов, совершающих рейсы в порты всех континентов, по всем морям и океанам.
Если до революции рекордом грузоподъемности были 8 тыс. т, то сегодня наш флот имеет такие гиганты, как танкеры типа «Крым», принимающие по 150 тыс. т груза, или высокорентабельные, не имеющие холостых пробегов комбинированные суда типа «Борис Бутома» (100 тыс. т), на которых можно перевозить не только нефтепродукты, но и руду, зерно, уголь. Длина такого судна — 259 м, высота борта равна высоте семиэтажного дома. И при таких размерениях нефтерудовоз спокойно развивает скорость 15,5 узла, разворачивается в тесной гавани без помощи буксиров — кроме руля на нем установлено носовое подруливающее устройство. В конструкции этого высокосовершенного судна реализованы многие идеи ученых, предложения новаторов. Вот, например, новая форма носовых обводов, разработанная на основе модельных испытаний в опытовых бассейнах: она обеспечивает увеличение скорости на 0,4 узла. Казалось бы пустяк, однако в пересчете на год это дает экономию свыше 150 тыс. руб.
Под флагами 14 государств мира работают приобретенные у нас скоростные суда на подводных крыльях. Сенсационными называла зарубежная морская печать показательные переходы 118-местных «Комет» вокруг Европы, вдоль берегов Африки и Американского континента.
В 1961 г. вошло в строй самое крупное в мире речное СПК — 260-местный «Спутник».
Уже 25 лет трудится во льдах Арктики первый в мире атомный ледокол «Ленин».
О многих достижениях советского судостроения уже принято говорить как о «самых-самых». Это, например, крупнейшие и самые мощные в мире атомные богатыри «Арктика» («Леонид Брежнев»), проложившая в 1977 г. путь к Северному полюсу, и «Сибирь». Это самый большой в мире корабль науки — 45 000-тонный флагман экспедиционного флота «Космонавт Юрий Гагарин». Это крупнейшая в мире рыбопромысловая база «Восток», лучшие в мире суда смешанного плавания «река — море»...
Судостроители дают растущему по законам интенсификации народному хозяйству страны все более экономичные и высокопроизводительные специализированные суда. Потребовалось — и было развернуто серийное строительство плавучих электростанций, буровых установок для проходки нефтяных и газовых скважин с поверхности моря — самоподъемных типа «Бакы» и полупогружных типа «Шельф»: это насыщенные сложнейшей техникой сооружения водоизмещением соответственно 10 870 и 19 770 т, позволяющие производить бурение на глубину до 6000 м в районах с глубинами моря соответственно до 60 и 200 м.
Значителен вклад судостроителей в развитие производства товаров народного потребления, в том числе в обеспечение населения гребными и моторными лодками, катерами, парусными судами, включая мини-яхты и виндсерферы (об этом — см. №115).
К своему юбилею судостроители пришли с новыми трудовыми успехами. В ознаменование предстоящего XXVII съезда КПСС коллективы прославленных предприятий взяли повышенные обязательства. Делается все, чтобы существенно ускорить постройку атомного ледокола «Россия», уникального атомного ледокольного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть», пассажирских СПК — морского газотурбохода «Циклон» и речного теплохода «Ласточка», судна смешанного плавания «Жигули», супертраулера-рыбозавода, которому уже присвоено почетное название «XXVII съезд КПСС».
Все эти неоспоримые достижения стали возможны благодаря самоотверженному труду огромного отряда рабочих, в первых рядах которого идут правофланговые — Герои Социалистического Труда, ударники пятилеток. Это они были инициаторами соревнования между предприятиями отрасли. Ныне самым дорогим музейным экспонатом стало обращение рабочих-балтийцев к николаевцам, датированное 6 апреля 1929 г.: «Объявляя соревнование с вашим заводом-гигантом, мы уверены, что вы примете наш вызов и также будете в первых рядах строителей советского социалистического флота». Это они — передовые представители рабочего класса страны выступили зачинателями движения за совмещение профессий и наставничество, широкое внедрение бригадного подряда, служат примером подлинно творческого, коммунистического отношения к труду.
Неоценимый вклад в развитие отрасли вносят работники научно-исследовательских и проектных организаций, передовая техническая общественность, объединенная НТО имени А. Н. Крылова. Признан всем миром высокий уровень отечественной науки о корабле: советские ученые плодотворно развивают традиции выдающихся деятелей отечественной науки.