Прежде чем снова отправиться в путь, мы долго выбирали предстоящий маршрут. Нам хотелось, чтобы он проходил по таежной реке. В конце концов наш выбор пал на быструю таежную Уду, которая находится на севере Хабаровского края и имеет множество проток. (Забегая вперед отмечу, что они доставили нам немало хлопот во время нашего путешествия.) По Уде мы планировали выйти в Охотское море, чтобы дойти до Шантарских островов.
Из Москвы приехали в поселок Экимчан, отсюда до реки или ее притоков «только самолетом можно долететь». На попутном «АН-2», оставив под крылом Селемджанский хребет, долетели до Болодека, расположенного примерно в километре от берега реки Урми, которая впадает в Шевли, приток Уды. Местные охотники указали нам, в каком направлении продолжать двигаться.
На лошади мы целых три дня переправляли наше снаряжение (четыре рюкзака, польская надувная мотолодка «Гриф», мотор «Ветерок-8», три канистры) к верховьям Урми.
4 сентября, загрузив «Гриф» доверху, отправились по неизведанному маршруту. Мутная Урми подхватила нашу лодку. Недавно было наводнение, поэтому уровень воды в реке еще колеблется. Она несет нас со скоростью 8—10 км/ч. Но на реке мы не одни: подмытые деревья, коряги, двигаясь по течению, растопырив ветки, стараются взять нашу лодку на абордаж. Приходится все время быть начеку. В узком месте пропускаем дерево вперед. Хотя неизвестно, безопаснее ли это? А если дерево там застрянет? Но пока все благополучно.
Часто приходится подходить к берегу и осматривать русло реки. Она порой делится на два рукава. Каждый раз приходится вылезать из лодки и исследовать оба рукава хотя бы на протяжении одного километра или до их слияния. В одном русле я вскоре обнаружил завал, как местные говорят — «залом». Он состоял из деревьев, вывернутых с корнем из земли. Они плывут по большой воде и вдруг застревают на одном месте, громоздятся одно на другое, создавая огромные плотины на пути воды. Река, хотя и возмущенно ревет, но проламывается сквозь эти деревья. А каково нам? Обнести лодку через таежные заросли почти невозможно. Значит, нужно смотреть другое русло. В нем заломов нет, но течение гораздо быстрее, около 15 км/ч. Проходя по берегу я увидел: струя воды прямая, но поперек нее лежит несколько полузатопленных бревен.
Мы решили штурмом взять это место и с ходу перескочить бревна. Садимся в лодку, собираемся с духом и выруливаем на струю. Нам Необходимо попасть в то место, где бревно меньше всего высовывается из воды. Это у нас получилось, и мы страшно довольны. Еще одно бревно — рраз! Порядок.
А по курсу торчат из воды бревна, коряги и нависают с берегов целые деревья. Только успевай пригибать голову, а если не успел — ветки хлещут по лицу, а сучья стараются выбросить за борт. В эти секунды начинаешь жалеть о выбранном маршруте. Но такая мысль уходит, отступая перед желанием пройти всю таежную речку, которая манила нас вот уже не один год. Я сижу на носу с байдарочным веслом, в то время как Андрей на корме рулит одинарным. Надо сказать, что у него мало опыта и поэтому мое внимание все время раздваивается и это к добру не приводит.
Вдруг впереди вижу вибрирующее бревно. Оно торчало из воды под углом и раскачивалось. Подумал: «Авось пронесет?». Не тут-то было. Лодка уже на бревне, нос ее задирается, корму заносит, лодка делает «оверкиль», и мы падаем за борт. Мы в воде, нет не в воде, а точнее под водой. Нас несет течение. Моя нога запуталась в веревке, которой я привязан к лодке. Высвободив с усилием ногу, выныриваю и ищу Андрея. Он плывет рядом. Кричу: «Греби к берегу». Хватаясь за прибрежные кусты, пытаемся остановить лодку. Но она тянет нас вперед — быстрое течение. Наконец удачно подчаливаем к галечному берегу. Остановились... Перевели дух. Сразу, но с трудом перевернули лодку, и она оказалась уже на суше, а вещи, привязанные к лодке, еще в воде. Теперь надо вытаскивать и их. Мотор лежал в лодке и был привязан длинной веревкой. Я рассчитывал на то, что если перевернемся, он будет служить якорем и не даст далеко унести по течению лодку. Но вышло не так. Когда мы его вытаскивали из воды, он лежал на дне реки ниже по течению. Выходит, что он плыл быстрее лодки? Когда мы его вытянули, на нем не оказалось капота. И еще мы не досчитались ботинок и кепок, которые были на нас до «купания». Мы не очень огорчились, так как в запасе у нас были кеды, болотные сапоги и капюшоны. Часть вещей и продуктов оказались подмоченными. Началась первая и, как выяснилось впоследствии, не последняя большая сушка на костре. И только теперь пришла мысль, что когда я был в воде и мою ногу держала веревка, я даже не вспомнил о ноже, висевшем у меня на поясе.
Спустя несколько дней после очередного «купания» занимаемся текущим ремонтом. Вечереет. Сидим у костра и слушаем рев воды. Как это мы будем спать под этот шум? Уже темно. В лесу раздаются странные звуки, похожие на уханье филина, кто бы это мог быть? Позже узнали, что так кричат изюбры — самцы во время гона.
Вдруг на реке послышался шум и треск, он приближался и нарастал. Казалось, сквозь чащу ломится бульдозер. Мы вскочили, бросились к воде. По реке плыли деревья, это они так нас напугали. Мы вернулись к костру. Снова раздался треск. Мы обернулись на звук — в воду упала огромная ель и поплыла. Мы стали искать нашу лодку. Она оказалась не задетой. Такие падающие деревья создают большую опасность для лодок, проходящих под крутым берегом.
Вот уже две недели мы идем по реке Урми, а прошли только 20 км. Продукты кончились, людей нет. Не можем толком определить время, часы после «купания» остановились, а солнце показывается редко. Все время то дождь, то снег. Нас спасают гидрокостюмы. С едой плохо, хлеба нет, питаемся грибами, приправляя их плесневелой лапшой и растительным маслом, чай пьем без сахара. Однако мы придерживаемся такой теории, что в тайге погибнуть от голода нельзя. Нужно только знать, что, где и как здесь добыть. Зверей мы не встречали, а дичи — очень мало. Здесь, конечно, существуют свои способы охоты и рыбалки, но нам они не известны. Правда, два раза нам повезло: добыли одну рыбину и одну утку.
Поймать рыбу нам удалось с большим трудом. В затоне, где была чистая вода, плавало несколько довольно крупных рыб, размером около полуметра. Я был уже в гидрокостюме, схватив подводное ружье и маску, я подкрался к стае. Выстрел — промах. Стая ушла в реку. Но мы не хотели так просто расставаться с мыслью об ухе, тем более, что специально для нее берегли картошку и лук. Решено было дождаться здесь следующего дня. Утром мы изменили тактику. Андрей караулит у выхода в реку, а я лезу в воду. Долго гоняюсь за стаей. И только третий выстрел оказался удачным. Этой рыбины хватило нам и на первое, и на второе. Такой вкусной рыбы мы никогда не ели. Позже мы узнали, что это был ленок.
Пока я гонялся за рыбой, промок и замерз. Оказывается, что если долго не бриться, то костюм у подбородка неплотно прилегает к телу и пропускает воду.
А утку убили так. Сидим мы как-то на берегу тихой заводи и думаем, что бы съесть. Вдруг в тишине раздался плеск и на воду прямо перед нами опустилась «водоплавающая дичь». Я осторожно протянул руку за ружьем и... выстрелил — птица осталась на месте. Быстро сели в лодку и за ней. Это оказался крохаль. Нашим восторгам не было конца. Надо Же случиться трем таким совпадениям: птица подлетела прямо к костру, опустилась там, где не было течения, и ружье оказалось под рукой!
В конце второй недели неожиданно вышли на большую воду. Да, это долгожданная мощная и местами опасная река Шевли. Вода в ней гораздо чище, течение быстрее. При слиянии двух рек образуются водовороты, Нужно постараться не угодить в них. Налегаем на весла и с радостью входим в воды Шевли. Они подхватывают нас и несут спокойно и плавно. Вот когда можно отдохнуть от весел! Но тут обнаруживаем, что в лодке много воды.
Значит, порвали днище где-то на перекатах. Ценное преимущество надувной лодки: мы шли до конца дня с дырой, но без всякого риска утонуть. Вода скапливалась под деревянным настилом так, что вещи даже не намокли. Мы причалили к берегу и, перевернув лодку, обнаружили разрыв оболочки по килю сантиметров 15. Это испортило нам настроение.
Но тем-то и интересны путешествия, что обстоятельства и настроения могут меняться совершенно неожиданно... На другой день утром нас разбудил непривычный Гул, доносившийся с реки. Моментально выскочили из палатки и — к берегу. Из-за поворота вниз по течению шла необычная лодка. Таких мы еще не видели: в длину метров десять, узкая, как ствол дерева, на корме тарахтит мотор. (Такие лодки выдалбливаются из целого дерева и называются оморочками.) Мы призывно замахали руками и закричали. Три человека, которые сидели в лодке, увидели нас. Лодка подошла к берегу, в ней были охотники. Познакомились. Они очень удивились нашему способу проведения отпуска. От них мы узнали, что по реке Урми еще никто не ходил и что до реки Уды еще 40 км, а до ее устья около 300. Для нас это было полной неожиданностью, так как по нашим картам оставалось пройти всего 150 км. Оказывается, мы не учли всех многочисленных поворотов, ведь река Уда ни одного километра не течет по прямой. Охотники дали нам медвежьего мяса, сахар, буханку хлеба. Мы подарили им охотничьи патроны. Утром быстро заклеили лодку, хотя пришлось сушить резину, раздувая над ней головешку.
И снова в путь. Километры летят, как при езде на скором поезде. Виражи за виражами, вся река будто кипит. В конце каждого поворота на крутом берегу встречаются нагромождения бревен, река уходит под них и только отдельные струи, отраженные от бревен, поворачивают в обратном направлении. Перед таким завалом мы разворачиваем лодку против течения, сбавляем газ и даем течению донести ее до самых бревен. Не доходя несколько метров до пенящегося края воды, у нависающих бревен даем полный газ и, если хватает мощности мотора, несколько наискось против течения выводим лодку из этого водяного мешка.
Наконец мы уже на реке Уде. Здесь у нас кончился бензин. Пришлось идти под парусом, приспособление для него я сделал еще в Москве. При попутном и боковом ветре «Гриф» шел хорошо. Это даже позволило нам выполнять необходимые маневры для обхода многочисленных препятствий.
По ветру и течению мы без особых хлопот за три дня добрались до поселка Удское. Местные жители встретили нас почти торжественно. Три дня мы жили у якута Виктора Ксенофонтова. Его многочисленные дети поражали нас отличным владением русским языком.
Запасшись продуктами и бензином, который нам принесли в чайнике, мы отплыли, к удивлению местных жителей, под парусом, так как дул хороший попутный ветер. На другой день мы пришли в поселок Чумикан.
Здесь у нас было время подумать, обсудить допущенные ошибки и недостатки нашего путешествия. Лодкой мы остались довольны. Она удобна для прохождения по таким рекам, отпружинивает от камней и бревен, как мяч; ее легко ремонтировать. Много времени мы потеряли на речных завалах и перекатах. До выхода на маршрут необходимо было лучше его изучить. Из этого всего мы сделали главный вывод: ходить можно только по основным рекам. Еще при подсчете километража надо учитывать извилины реки и, конечно, необходимо научиться добывать пищу в тайге, а в остальном, пожалуй, у нас промахов не было.
Итак, мы прошли почти 350 км за двадцать ходовых дней. В Чумикане расстались со своим снаряжением и на самолете долетели до Хабаровска, а оттуда в Москву.
Парусное вооружение на «Грифе»
В походе мы использовали парусное вооружение от польской байдарки «Нептун», включая и шверцы. Если кто-либо решит повторить нашу конструкцию, ие располагая этими деталями, то шверцы 9 можно вырезать из фанеры толщиной 8—10 мм. Они вращаются на штырях 8, закрепленных по торцам шверц-балки 5 сечением 30X50 см. Две фанерные планки 7 трапециевидной формы, расположенные у торцов шверц-балки, удерживают шверц в вертикальном положении. При касании грунта шверцы отклоняются назад, а когда они не нужны, их можно поднять вверх и зафиксировать в горизонтальном положении гайками-барашками 10.
Шверц-балка крепится к первой поперечной рейке пайола 1 (считая от носа) при помощи фанерного щитка 6 размером 750X350 мм и книц 2.
Складная деревянная мачта 3 (ее диаметр 35 мм, длина 2,4 м) вставляется в пяртнерс 4 и в степс, закрепленный на фанерном настиле. Мачта раскрепляется штагом, парой вант и бакштагами, которые при перемене галса приходится менять.
Деревянный складной гик (диаметр 25 мм, длина 1,85 м) упирается в мачту обычными «усами»; точно такой же гафель удерживается на мачте при помощи фала из капронового шнура.
Грот можно сшить в виде неправильного четырехугольника с длиной задней шкаторины 3 м и нижней 1,75 м; треугольный стаксель имеет размеры по шкаторинам 2, 1 и 1,6 м. Кипы стаксель-шкотов крепятся на той же поперечной балке, что и шверцы.
Управление лодкой по курсу при плавании под парусами мы осуществляли при помощи мотора, к нижней части которого был прикреплен дюралевый лист размером 40X50 см.