Великая Отечественная война явилась тяжким испытанием для советского народа. В те трагичные и героические годы проверку огнем прошел и наш Военно-Морской Флот. Оценка его действиям дана в приказе Верховного Главнокомандующего от 22 июля 1945 г. В нем говорится: «На Балтийском, Черном и Баренцевом морях, на Волге, Дунае и Днепре советские моряки за четыре года войны вписали новые страницы в книгу русской морской славы. Флот до конца выполнил свой долг перед Советской Родиной».
Самой главной заслугой флота — любимого детища советского народа — было то, что и в дни отступления, и в не менее тяжелых наступательных боях он надежно обеспечивал фланги наших героических сухопутных войск, дравшихся на приморских направлениях и в бассейнах крупных рек. Флот сыграл исключительно важную роль в обороне Таллина и Ленинграда, Одессы и Севастополя, Керчи и Новороссийска, при защите Советского Заполярья. Моряки обороняли Москву, участвовали в Сталинградской битве. А затем, наступая вместе с частями Красной Армии, дошли до Берлина.
Силы флота в течение всех этих долгих 1418 дней и ночей вели напряженную морскую войну. Говорят, что беспристрастные цифры убедительнее красноречивых слов. Обратимся к ним. Потоплено около 1400 неприятельских транспортов общим водоизмещением свыше 3 млн. т, более 1300 боевых кораблей и вспомогательных судов. Обеспечена переброска около 10 млн. человек и свыше 117 млн. т всевозможных грузов. Моряки высадили более сотни морских десантов и в то же время не позволили противнику высадить ни одного десанта на наше побережье.
Боевыми орденами награждены 238 кораблей и соединений, 78 из них стали гвардейскими. Около 600 моряков стали Героями Советского Союза, в семь из них — В. Н. Леонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Б. Ф. Сафонов, Н. Г. Стеланян, Н. В. Челноков, А. О. Шабалин — получили это звание дважды.
Среди удостоенных высшей степени воинского отличия — 37 моряков с торпедных катеров, свыше 30 моряков, воевавших на бронекатерах, тендерах, полуглиссерах наших речных и озерных флотилий. Назову хотя бы нескольких героев. Это командир дивизиона сторожевых катеров, а затем командир бригады бронекатеров капитан 3 ранга П. И. Державин, командиры дивизионов торпедных катеров капитан 2 ранга В. Н. Алексеев и капитан-лейтенант А. А. Сутырин, командир малого охотника капитан-лейтенант Ф. С. Дьяченко, командир североморского «ТКА-242» старший лейтенант В. И. Быков, рулевой гвардейского бронекатера «БКА-33» старший краснофлотец В. Г. Ус.
Война раскрыла огромные возможности «москитного флота», подчеркнула незаменимость малых кораблей при выполнении целого ряда боевых задач у морского побережья и на реках.
Перед началом войны у нас были две речные флотилии — Пинская и Дунайская. В дальнейшем, когда этого требовала оперативно-тактическая обстановка для содействия сухопутным войскам создавались новые флотилии — Ладожская, Чудская, Азовская, Онежская, Волжская, Днепровская, снова Дунайская.
Тяжелейшие испытания выпали на долю личного состава Дунайской флотилии. Дунайцы вступили в бой, открыв огонь в первые же часы войны. А рано утром 24 июня — в начале третьего дня войны — нанесли мощный ответный удар: высадили десант и захватили плацдарм протяженностью до 70 км на вражеском берегу Дуная. Это был первый в Великой Отечественной наш десант. Городок Килия-Векия был первым городом на территории противника, взятым нами штурмом. Самый южный край фронта стал единственным в те дни участком, где мы перешли в контрнаступление и пересекли государственную границу...
Часть кораблей флотилии оказалась отрезанной от главных сил — ей пришлось прорываться мимо вражеских батарей, установленных на обоих берегах. Отстреливаясь из всех стволов, прикрываясь дымзавесами, три монитора и два бронекатера благополучно прибыли в Измаил. Затем дунайцам пришлось с боями отходить к морю. Героически дрался экипаж монитора «Железняков». После перехода в Одессу этот корабль, ныне ставший памятником, сражался в Днепровско-Бугском лимане, а затем в составе Азовской флотилии.
Стремительностью отличались действия азовцев под командованием контр-адмирала С. Г. Горшкова. Корабли флотилии ударами с моря поддерживали сухопутные войска и при обороне, и при наступлении. Почти все порты на северном берегу этого моря были освобождены десантниками Вот только один эпизод, характеризующий боевое мастерство и доблесть моряков-азовцев.
Темной ночью на 10 сентября 1943 г. отряд в составе двух катеров «МО-4» и трех бронекатеров смог незамеченным подойти к обрывистому берегу в районе Мелекино (18 км от Мариуполя) и скрытно высадить 283 морских пехотинца. Прикрывавшие высадку артиллерийский катер «АКА-116» [бывший торпедный катер, вооруженный реактивными снарядами) и бронекатера смело вступили в бой с четырьмя вражескими быстроходными десантными баржами, имевшими мощное вооружение. Одну из них «АКА-116» потопил метким залпом «катюши». Это дало возможность десантникам, поддерживаемым с моря и с воздуха, на рассвете перейти в наступление...
Летом 1944 г. Азовская флотилия стала Дунайской. Менее чем за год она с жестокими боями прошла вверх по Дунаю 2000 км, помогая освобождать придунайские города. Утром 24 августа 11 бронекатеров, 6 минометных катеров и 22 малых катера под прикрытием дымзавесы ворвались в Килийское гирло.
Головным шел бронекатер № 33 старшего лейтенанта И. Воробьева — участника сражения под Москвой и Сталинградской битвы, получившего звание Героя Советского Союза за высадку десантов на Керченский п-ов. Гитлеровцы открыли ураганный огонь: гирло было хорошо пристреляно их батареями. Снаряд пробил противопульную броню. Один из двух двигателей катера вышел из строя. Мотористы Хокумов и Борисенко получили тяжелые ранения, но не покинули боевой пост. Поврежденный катер срезу же прикрыли другие корабли. «БКА-33» не вышел из боя; продолжая вести огонь, он подавил несколько огневых точек противника и своим ходом вошел в захваченный порт Вилково.
В январе 194S г. флотилия, сосредоточив силы а операционной зоне 3-го Украинского фронта, активно содействовала в отражении контрударов противника, пытавшегося прорваться к столице Венгрии и деблокировать окруженную в ней группировку. Работая по 18—20 часов в сутки, бронекатера в тяжелых ледовых условиях перебрасывали войска через Дунай. Командир «БКА-434» лейтенант Меньшиков трое суток не выходил из боевой рубки, управляя своим кораблем. Только один этот катер при помощи буксируемых понтонов переправил 117 танков, 507 автомобилей, 13 570 солдат...
В журнале уже много писали о легендарной Дороге жизни, об отражении вражеского десанта гарнизоном о. Сухо, об участии ладожцев в форсировании Свири. Менее известно о практически непрерывных боях с вражескими кораблями. Противник держал на Ладожском озере большое число торпедных катеров, быстроходных десантных барж. Личному составу флотилии был хорошо известен подвиг старшины с канлодки «Нора» Федора Салова. В разгар боя был сбит флаг. Раненый моряк, пренебрегая опасностью, вновь поднял его. Моряк знал: флаг — святыня, он должен развеваться над кораблем, ведущим бой...
Многое можно рассказать и о железной стойкости моряков Волжской флотилии, и о подвигах днепровцев — участников штурма Берлина1. Упомяну только одного из героев. Старший краснофлотец Николай Баранов был мотористом маленького фанерного полуглиссера «ПГ-111», перебрасывавшего войска с восточного берега р. Шпрее на западный. Под шквальным огнем он совершил 11 рейсов. Когда был убит командир катера, бесстрашный комсомолец заменил его. Он скончался от ран и похоронен в г. Кюстрине. Звание Героя присвоено ему было посмертно.
Вдумайтесь еще а одну цифру: 62 моряка погибли, уже будучи кавалерами Золотой Звезды. Высокое звание Героя обязывало!
Дерзость и отвага в сочетании с высокой боевой выучкой были характерны для моряков с торпедных катеров. Боевые будни создавали порой такие условия, когда торпедным катерам доводилось решать совершенно необычные для них боевые задачи. Достаточно вспомнить Новороссийскую десантную операцию в ночь на 9 сентября 1943 г. Девять торпедных катеров группы прорыва во главе с капитаном 2 ранга В. Т. Проценко атаковали торпедами наземные цели — огневые точки противника на молах; в это же время 13 ТКА под командованием капитана 2 ранга Г. Д. Дьяченко торпедировали другие объекты на берегу. Затем, по сигналу «Проход открыт», в порт на полном ходу ворвалась третья группа торпедных катеров с десантниками (капитан-лейтенант А. Ф. Африканов). Стоит еще добавить, что 6 ТКА (из них 4 — с «катюшами») играя и роль группы прикрытия. По сути своей все это в корне противоречило довоенным взглядам на боевое использование торпедных катеров...
Надо сказать, в предвоенные годы многие скептически относились к вопросу о возможности использование ТКА в условиях сурового Заполярья. Да, воевать на торпедных катерах и на Черном море было совсем нелегко! Катер на ходу захлестывает водой, людей изнуряют сильная тряска, удары о волну. В отличие от больших кораблей, где личный состав расписан на три боевые смены, здесь подмены нет, как нет ни кубрика, ни камбуза и горячей пищи. Длительное пребывание в открытом море уже само по себе требовало от катерников крепкой физической закалки и выносливости...
И тем не менее экипажи североморских ТКА (а а первые дни войны их было всего 5) действовали дерзко и мужественно. Первого боевого успеха они добились 11 сентября 1941 г.: катера А. О. Шебалина и Г. К. Светлова торпедировали крупный (7000 т) транспорт и миноносец эскорта. В ходе боев североморские катерники потопили около 80 кораблей и транспортов, неоднократно высаживали тактические Десанты в тыл врага, участвовали в охране своих конвоев на переводе, ставили мины. За боевые заслуги бригада ТКА была награждена орденами Красного Знамени и Ушакова I степени, ей присвоено почетное наименование «Печенгской». Десять катерников стали Героями Советского Союза.
выдающийся командир звена, а затем отряда ТКА, Александр Осипович Шабалин стал дважды Героем. Вторая звезда была вручена ему за два дерзких прорыва с десантниками а порт Аинахамари: в ночь на 13 октября 1944 г. и — повторно — на следующий день. Он Говорил, что никогда не пользовался одними и теми же приёмами боя, это неизменно привело бы к шаблону.
Советские моряки, воспитанные Партией в Духе беззаветной преданности Родине, самоотверженно выполняя свой долг, проявили массовый героизм. Свыше 350 тысяч воинов флота были награждены орденами и медалями. Примечательно, что многие из Них до призыва прошли первоначальную подготовку в морских кружках при организациях Осоавиахима — «Моряк» и «Водоспасатель», участвовали а шлюпочных походах, увлекались водными видами спорта. Словом, готовили себя к профессии моряка.
Именно так было и в жизни паренька из г. Елец Георгия Курбатова. Когда в 1939 г. его призвали, он уже имел начальную морскую подготовку. Окончив электромеханическую школу Учебного отряда КБФ, Георгий стал квалифицированным мотористом; сначала он служил на «охотниках» Северного флота, затем был переведен не «ТКА-13». Служба сразу же пошла хорошо — вскоре он стал старшиной группы мотористов ТКА. Однажды при атаке вражеского конвоя от попадания снаряда в моторном отсеке возник пожар. Только благодаря смелости и находчивости Курбатова катер был спасен, не потерял хода и смог торпедировать корабль противника.
А вот другой эпизод. Цель — транспорт водоизмещением 4000 т — удалось обнаружить, когда горючее было уже на исходе. Выход в атаку наверняка сорвался бы, если бы по инициативе умелого старшины не была организована перекачка бензина вручную. Во время прорыва в Линахамари разрывом снаряда было выведено из строя рулевое управление. Курбатов не растерялся: он продолжал выполнять команды командира, удерживая катер на курсе при помощи двигателей. Осколком Георгию раздробило кисть руки, но моряк-коммунист не оставил боевого поста. За этот подвиг старшине 2-й статьи Г. Д. Курбатову; было присвоено звание Героя.
Вот на таких примерах мы воспитываем сегодня молодежь!
Слов нет, за последние годы наш флот коренным образом преобразился. Его боевая мощь измеряется теперь не столько числом вымпелов, сильно возросшими возможностями самих кораблей, оружия и технических средств. Появилось целое «семейство» новых боевых катеров — ракетные, крылатые противолодочные. Возросли скорости и мореходные качества. У этих небольших кораблей — грозное современное оружие, совершенные средства наблюдения, связи и кораблевождения.
Техника на нынешних катерах сложная. Она под силу лишь людям с солидной общеобразовательной подготовкой, широким техническим кругозором. Именно такие юноши приходят ныне в Московскую, Ждановскую, Астраханскую, Волгоградскую, Хабаровскую и другие морские школы ДОСААФ. Будущие рулевые-сигнальщики, мотористы, электрики, водолазы с волнением знакомятся со славными боевыми традициями.
Сегодняшнее молодое поколение отличают высокая политическая сознательность и глубокое понимание долга, отличная морская выучка, хорошая физическая закалка. В морских школах создана хорошая учебно-материальная база, подобраны опытные кадры. Ежегодно весной и осенью на корабли и в береговые части флота поступает новое пополнение из учебных организаций ДОСААФ. Как правило, это — юноши, влюбленные в море и флот. Они быстро осваиваются с корабельной обстановкой, сдают зачеты, получают допуск к самостоятельному несению вахты на боевых постах.
В целом флотские командиры, политработники довольны воспитанниками школ ДОСААФ. Недавно, например, в Ждановскую морскую школу пришло благодарственное письмо, в котором тепло рассказывается о добросовестной службе ее выпускника В. Дудке. Уже через полгода он был поощрен краткосрочным отпуском, затем стал командиром отделения сигнальщиков, классным специалистом.
Примерно служит на сторожевом корабле «Комсомолец Литвы» выпускник другой школы ДОСААФ старшина 2-й статьи В. Май. За отличные действия во время учебных стрельб он также поощрен командованием.
В учебных организациях ДОСААФ будущие флотские специалисты по-настоящему приобщаются к морю, занимаются спортом. Как правило, на службу они уходят значкистами ГТО и спортсменами-разрядниками. Взять, к примеру, упоминавшуюся выше Ждановскую школу. Здесь создана образцовая учебно-спортивная база. Для «оморячивания» юношей используются два учебных судна, свыше десяти катеров, 28 ялов. Все курсанты без исключения участвуют в шлюпочных походах на веслах и под парусами. В спортклубе работают секции водно-моторного, подводного, судомодельного спорта, секция морского многоборья. На базе школы действует детско-юношеская спортивно-техническая школа, в которой занимаются около 250 ребят; для них организованы секции морского многоборья и подводного ориентирования.
Успешно развиваются водные виды спорта и в далекой от моря Тульской морской школе ДОСААФ. На ее базе действует клуб «Юный моряк». Занятия парусным и водно-моторным видами спорта особенно много дают будущим морякам — ведь море любит сильных и умелых, крепких духом. Юные моряки изучают правила плавания по внутренним судоходным путям, устройство мотора, управление катером, развивают в себе смелость, выносливость, глазомер и быстроту реакции.
Высокими достижениями в учебе, спорте встретили досаафовцы 40-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне!
Примечания
1. См. «КЯ» №87 и №114.