Раньше о том, что такое «удобный» флаг, знали только моряки. Теперь это — тема дискуссий в мировой прессе, дебатов в ООН: общественное мнение всерьез обеспокоено катастрофами, которые особенно часто происходят с судами, плавающими под таким флагом. Катастрофами, которые, подобно аварии печально знаменитого «Торри кэньона», зачастую касаются многих миллионов обитателей планеты.
Происходит нечто странное. Комитет ООН по торговле и развитию предлагает прекратить регистрацию судов под «удобными» флагами, однако их количество не сокращается, а растет, общий тоннаж их уже составляет сотни миллионов тонн!
В чем же дело? Некоторые, как правило, слабо развитые страны (пальма первенства принадлежит Либерии и Панаме) за сходную цену разрешают поднимать свой флаг кому угодно и на чем угодно. Регистрация под их флагом дает возможность судовладельцам многие годы эксплуатировать суда устаревшие, находящиеся в плохом техническом состоянии. Отсутствие в странах, предоставляющих флаг, профсоюза моряков и контроля за происходящим на зарегистрированном флоте позволяет судовладельцам комплектовать свои суда малочисленными, а иногда и малоквалифицированными экипажами.
Под «удобным» флагом эксплуатируются в основном большие танкеры и комбинированные суда, однако бывают и совершенно неожиданные варианты. Однажды мне довелось познакомиться с плавающим под таким флагом... парусным судном.
В августе 1975 г. по приглашению голландского правительства на празднование 700-летия Амстердама прибыло советское учебно-парусное судно — барк «Крузенштерн». Кроме нас сюда пришли еще 54 больших и малых парусных судна (в основном под флагами европейских государств), так что получилась еще одна «Операция Парус».
В порту рядом с «Крузенштерном» ошвартовалась красивая трехмачтовая гафельная шхуна «Ариадна» под флагом далекой Панамы. Что это за парусник — никто из нас не знал. В операциях «Парус» она никогда не участвовала, в книгах о парусных судах — не упоминалась. Экипаж вел себя не по-морскому вольно: сразу после швартовки все покинули судно, разношерстной толпой двинулись в город. В основном это были молодые ребята, кстати сказать, на латиноамериканцев абсолютно не похожие и, судя по всему, представления о дисциплине не имеющие...
Мне довелось познакомиться с капитаном «Ариадны» Хартмутом Пашбургом, а затем, по его приглашению, осмотреть шхуну. «Ариадна» оказалась судном старым, построенным в самом начале века. Длина ее — 66 м, ширина — 8,3 м, осадка — 2,4 м. Водоизмещение — около 570 т. Площадь парусности — 690 м2.
Содержалась шхуна хорошо, но ветхость чувствовалась буквально во всем — и в палубном оборудовании, и в отделке внутренних помещений.
Экипаж «Ариадны» состоял из западных немцев.
— Почему же вы не носите национального флага? — поинтересовался я у капитана.
— Видите ли, — отвечал тот, — «Ариадна» — не обычное учебное судно, а чисто коммерческое предприятие, она должна давать хозяину доход.
— А какое же влияние на доход оказывает панамский флаг?
— Самое непосредственное. В ФРГ совсем другой подход к регистрации судна. Например, при плавании под флагом ФРГ я должен был иметь на «Ариадне» полный экипаж 25 человек, а крайний минимум — 13 человек. При регистрации же «Ариадны» в Панаме минимум экипажа был снижен до 7 человек, т. е. чуть ли не вдвое. Отсюда и прямой доход за счет уменьшения численности экипажа...
Действительно, штатный экипаж, включая капитана, состоял из 7 человек. Кроме них на борту «Ариадны» находились 45 юношей различного возраста. Это и был главный источник дохода: они заплатили за двухнедельное пребывание на борту. Все это время ребята, размещенные в двух- и трехместных каютах, оборудованных эйркондишинами, находятся на полном пансионе. Они привлекаются к работе с парусами при выполнении маневров, однако ночью их по авралам не поднимают.
— Кто же тогда обеспечивает работу с парусами ночью? — задал я очередной вопрос.
— Ночью мы или идем под двигателем, или вообще стоим на якоре.
При осмотре судна я обратил внимание на то, что часть общей столовой отгорожена под бар.
— А кто у вас пользуется правом пить в этом баре?
— Любой член экипажа и любой из 45 учеников, но только от восхода солнца до 12 ночи, — ответил капитан.
Больше вопросов у меня не было.
Вот так и плавает западногерманский парусник под панамским флагом — с малочисленным экипажем, с мальчишками, которые могут до 12 ночи пить в баре и, по правилам, не обязаны выйти на палубу для участия в авралах...