Листая подшивку «Комсомольской правды» за 1937 г. я обнаружила заметку «Екатерининский канал позади». Как раз в это время в редакции готовилась к печати информация В. Волкова о плавании на двух «Прогрессах» по кольцевому маршруту ленинградских водномоторников, которые спустя сорок с лишним лет прошли тем же давно заброшенным каналом. Это совпадение очень заинтересовало меня, захотелось выяснить хотя бы некоторые подробности похода, совершенного в 30-х годах.
В походе участвовали молодые строители канала «Москва — Волга», благодаря которому столица нашей Родины стала портом пяти морей. Плавание было приурочено к открытию канала. Маршрут был разработан так, чтобы это плавание оказалось самым первым походом по пяти морям: Белому, Черному, Азовскому, Каспийскому и Балтийскому.
Командором перехода шел Н. Кулаков, штурманом — П. Федотов, комсоргом — А. Шкаренко, радистом — Н. Юшков, мотористами — Н. Поляков и Ф. Данилов. Весь экипаж состоял из членов самого первого, организованного еще в 1923 г. всесоюзного физкультурно-спортивного общества «Динамо».
Комсомольцы стартовали 16 мая, почти за два месяца до торжественного открытия канала. Они отправились в плавание на небольшом (газеты называют его 6-местным) почтово-пассажирском катере; его название на газетных фотографиях прочитать не удалось. Маршрут проходил по Волге — Шексне — Мариинской системе — Беломорско-Балтийскому каналу — Белому морю — Северной Двине — Вычегде. Старо-Екатерининский канал дал возможность пройти на Каму — Волгу и спуститься в Каспийское море. До Дона участники перехода добирались пешком по трассе будущего Волго-Донского канала (катер переправили по железной дороге). Дальнейший маршрут проходил по Азовскому и Черному морям — Днепру — Березине — озеру Ильмень — Волхову — Ладожскому озеру — Неве — Финскому заливу — Балтийскому морю.
«Наш маршрут изобиловал трудностями. Мелководья, молекой сплав и штормовая погода часто вставали на пути», — радировал Н. Кулаков. В другой заметке, озаглавленной «Команда комсомольского похода по пяти морям», есть упоминание о наиболее интересующем нас участке: «Екатерининский канал позади. Этот участок пути был очень труден. Однажды даже пришлось 15 километров тащить катер в санях — мешали стоявшие на реке запани» (Вероятно, имелись в виду полуразвалившиеся шлюзы!)
В общей сложности участники перехода прошли около 13 600 км. Технический финиш был в Димитрове 29 октября Торжественная встреча комсомольцев — спортсменов состоялась 30 октября в Москве.