Любопытно вспомнить, когда и с чего он у нас начинался, кто стоял у его истоков?
Очевидно, самые первые показательные выступления советских воднолыжников состоялись ровно полвека назад в Ленинграде — во время водного праздника в Международный юношеский день. Об этом событии неопровержимо свидетельствует редкий документ — диплом, который мы здесь и воспроизводим. На сделанном фотопутем художественном бланке написано следующее: «Выдан Смольнинским райсоветом Осоавиахима т. Казанскому М. — участнику похода на водяных лыжах по реке Неве в день МЮД’а 1/09.34 г.»
Сама идея передвижения на водных лыжах и в те годы была не нова: она известна с XV столетия и связана с именем Леонардо да Винчи. На одном из его рисунков изображен человек, идущий по воде на лыжах, отталкиваясь палками с поплавками на концах. Спустя без малого пять веков эта идея была реализована на принципиально иной основе: лыжи-поплавки превратились в глиссирующие пластины. Вес лыжника поддерживается уже не плавучестью водоизмещающих лыж, а гидродинамическими силами, образующимися при движении за достаточно быстроходным буксировщиком...
С развитием современных водных лыж интерес к «безмоторным» лыжам-поплавкам был надолго утрачен. И возрождается лишь в самое последнее время как лекарство против гиподинамии. То и дело приходят сообщения, что изобретатели на самодельных лыжах-поплавках совершают уже не только прогулки вдоль пляжей, но и переходы через морские проливы и заливы. Чаще всего прямо используется идея Леонардо — лыжники применяют палки с поплавками, но иногда применяют весло (вроде байдарочного) или простейший парус. Во Франции с начала 80-х годов освоен серийный выпуск таких лыж из полистирола. Рекламируется это как последняя новинка техники. Как тут не вспомнить мудрое изречение, что новое — это хорошо забытое старое!
Те «водяные лыжи», на которых пятьдесят лет назад выступали участники «похода по Неве», по сути дела тоже были поплавками. Оригинальность идеи состояла в том, что это были надувные лыжи-поплавки. Молодые осоавиахимовцы испытывали их не только как спортивный снаряд, но и как средство преодоления водных преград. Лыжники не только двигались за буксировщиками, в том числе и тихоходными — весельными и парусными, но и продемонстрировали возможность самостоятельного движения даже без каких-либо палок и весел — простыми шагами.
Обе лыжи в сложенном состоянии умещались в сумку — чуть больше противогазной. В комплект входили также ручной мех-гармошка (насос), металлическая складная планка — киль, который крепился снаружи к днищу лыжи (он придавал ей продольную жесткость и устойчивость на курсе) и две прямоугольные дощечки под ноги. Все детали и сами лыжи были зеленоватого защитного цвета.
Чтобы накачать обе лыжи, требовалось лишь несколько минут. Затем ставились кили — пришнуровывались в оконечностях лыжи к петлям-обоймам на днище. Дощечки вкладывались в «окна» для ног в «палубе»: они были нужны, чтобы под ступнями лыжника имелась более или менее жесткая опора. Никаких креплений не требовалось: края окна на надувной лыже плотно обжимали ногу. Во всяком случае, когда лыжник падал, снять лыжи было не так-то просто. Поэтому-то для испытаний «водяные лыж» и отбирали хороших пловцов.
В первом показательном выступлении советских воднолыжников принимал участие М. М. Казанский1 — он-то и сохранил редкий диплом, с которого мы начали эту заметку. Михаил Михайлович — разносторонний спортсмен, имевший разряды по нескольким видам спорта. Вот что он рассказывает о «водяных лыжах» и о водном празднике в Международный юношеский день 1934 года:
— Кто, где и когда эти лыжи изобрел и изготавливал, я сейчас не скажу. Не сохранилось ни фотоснимков, ни каких-либо записей. Да боюсь, что и из шести участников того выступления на Неве остался я один. К сожалению, ни одной фамилии их припомнить не могу, а имена мало что скажут. Зато хорошо помню, что четверо из них погибли в самые тяжелые первые дни битвы за Ленинград. Привезли эти лыжи из Москвы — десять комплектов. Наблюдал за всем этим какой-то большой военный из осоавиахимовского начальства: на петлицах у него было по два ромба.
Тренировались мы довольно усиленно около месяца (не меньше трех недель). Проводились наши тренировки или у Елагина острова, или на спортбазе у Биржи — у нынешнего Военно-морского музея. Да, здесь, в самом центре города стояла вышка для прыжков, всегда было много пловцов. На спокойной воде «шагание» на лыжах мы все освоили довольно быстро. Движение за буксировщиком тоже сложности не представляло. Впрочем, даже когда нас поодиночке «таскал» катер, именовавшийся быстроходным, до чистого глиссирования дело не доходило — хода были не те! А вот что касается «шагания» по беспорядочной речной волне, то здесь дело шло хуже, выдерживать направление было трудно.
Хорошо помню, что ни палки с поплавками на концах, ни весла но упоминались. От нас требовали одного: научиться совершенно самостоятельно ходить по воде...
Какова была дальнейшая судьба этих осоавиахимовских лыж — тоже неизвестно. Во всяком случае потом на водных праздниках в нашем городе они никогда не появлялись. В дальнейшем их место заняли буксируемые аквапланы, а в наши дни — настоящие водные лыжи. Но все это уже не совсем то! Мне рассказывали, что про лыжи-поплавки вспомнил кто-то из моряков-лечинградцев, когда в тяжелую годину войны срочно потребовалось перебраться с острова Лавенсаари на Большую землю. Однако тогда же и припомнили, что на волне это дело ненадежное. И пришлось плыть по ледяной воде, обмазавшись вазелином...
Думаю, что забытые лыжи-поплавки и сегодня могут оказаться полезны спорту. Например, как средство для обучения начинающих воднолыжников — ведь тут все можно разучивать на малых скоростях! А то и в качестве аттракциона в наших парках и домах отдыха.
Теперь вернемся к празднику 1934 года. Наше выступление и составило его программу. Ленинградцы проявили к невиданному мероприятию огромный интерес. Погода благоприятствовала — стоял золотой день ранней осени. Набережные левого берега Невы, особенно на участке от Зимнего до нынешнего Дворца бракосочетаний, густо заполняли зрители. Праздничную обстановку создавали ходившие поблизости парусники с флагами.
Одетые в белые матросские форменки с синими воротниками, с бескозырками на головах, мы сначала своим ходом продефилировали — прошагали по стрежню реки от Литейного моста (старт) вниз по течению до моста Лейтенанта Шмидта (финиш). Держать свое место в строю было трудно — струи течений и небольшие водовороты по-разному воздействовали на каждого из пас, разворачивали то в одну, то в другую сторону, а то и заставляли крутиться на месте. Тренер-методист с катера охрип, командуя нашими действиями.
Вторая часть довольно обширной, как видите, программы включала проходы лыжников на скорости за моторным катером, за шестивесельными ялами и даже за вельботами под парусами. Поодиночке цепочкой и строем фронта утюжили мы широкое водное пространство перед стрелкой Васильевского острова.
Этот красочный праздник продолжался несколько часов и навсегда остался в моей памяти.
Примечания
1. Известный моряк и ученый географ и полярник М. М. Казанский не раз упоминался в публикациях на страницах нашего журнала (только что — в статье П. С. и В. П. Митрофановых в №109). Михаил Михайлович побывал в редакции и дополнил свой рассказ рядом сведений и сделанным от руки по памяти эскизом.