После продолжительной переписки, уточнения и решения многих организационных вопросов мы вылетели во Владивосток, намереваясь пройти по маршруту: Владивосток — бухта Сяухе — Амгу — Корсаков —
Курильск — Петропавловск-Камчатский. Первый этап плавания проходил в штормовых условиях. В заливе Владимира пришлось задержаться для оказания медицинской помощи одному из членов экипажа. Это внесло поправки в план перехода. Мы решили не торопиться, а остановиться в Корсакове на Сахалине, подробно ознакомиться с островом, его достопримечательностями.
Вечером 13 августа вышли из Корсакова, держа курс на Итуруп.
Охотское море встретило «Чукотку» ровным 3—4-балльным ветром, небольшой пологой волной. Идем в галфвинд 6—7-узловым ходом. Быстро темнеет. Расписаны вахты, но продолжаем все вместе сидеть к кокпите. Любуемся ночным небом, яркими вспышками фосфоресцирующих огней в всплесках темных, почти черных волн.
За первые сутки плавания прошли 144 мили. Погода нас балует. Тепло и солнечно, на небе ни облачка. Тепло настолько, что днем вполне можно обходиться без свитера.
От Итурупа идем вдоль западной кромки Курильской гряды. По временам, когда восточный ветер сменяется северным, лавируем между островами, пытаясь держаться к ним как можно ближе и в то же время стремясь не попасть в их ветровую тень.
Постепенно привыкаем к ныряющим рядом с яхтой дельфинам, встречам с котиками, тюленями и при их появлении уже не хватаемся каждый раз за кино- и фотокамеры.
Заметно похолодало. Яхта все чаще и чаще погружается в плотную сырость тумана, окутывающего острова. При этом отсыревает все, что только может отсыревать и ка палубе, и в каюте. На штормовых костюмах пленка воды. С гика, гика-шкотов, лееров течет, как при сильном дожде. Видимость ограничена 10—15 метрами. Даже солнце сквозь слой тумана имеет вид расплывшегося светлого пятна. Но несмотря на туман ветер есть, и яхта идет быстро.
С непривычки многочасовые плавания в тумане неприятны. Постоянно всматриваешься, прислушиваешься, совершенно забыв о висящем высоко над головой на ахтерштаге уголковом радиолокационном отражателе, оповещающем все идущие в тумане суда о твоем присутствии.
В навигационном отношении плавание в тумане среди островов не вызывает затруднений: место яхты до входа в туман известно, глубины большие, опасностей немного. Приходится учитывать лишь течения и не особенно доверять лагу, который то «накручивает» лишние мили, то их «не досчитывает».
Делаем попытки пересечь Курильскую гряду и выйти в Тихий океан. Первая попытка нами была предпринята еще в проливе Фризв, когда мы пытались приблизиться к водопаду Илья Муромец на Итурупе, но были снесены приливным течением обратно в Охотское море. Из-за штилевой погоды не повезло нам и в проливе Крузенштерна. И только ночью 21 августа яхта, пройдя проливами Экарма и Севергина вблизи острова Шиашкотан, вышла в Тихий океан.
Прокладываем курс подальше от островов, чтобы вне их видимости полнее ощутить себя в океанских просторах. Но остаться один на один с океаном не удается. «Чукотка» буквально окружена птицами. Большие и маленькие, белые, серые, коричневые, черные — они сидят на воде, сидят или стоят на пучках плавающих водорослей, ныряют. Как было не пожалеть, что подбирая справочную литературу и навигационные пособия, мы совершенно забыли о книгах, описывающих животный и растительный мир этих мест!
Ветер крепчает. Дождь. Холодно. Идем в полный бейдевинд под одним штормовым гротом, преодолевая трехметровую волну. На вахте постоянно находятся двое в спасательных жилетах и страховочных поясах. Концами поясов, оказывается, можно удобно раскрепить себя в кокпите и управлять яхтой, почти не держась за комингсы и не упираясь ногами в стенки кокпита. Через четыре часа, когда сменяешься с вахты, руки и тело настолько деревенеют, что самому стащить надетый на меховую куртку штормовой костюм не удается.
За тридцать штормовых часов прошли по генеральному курсу более 200 миль. Приближаемся к мысу Круглый. Позывные радиомаяка звучат все громче, но ни мыса, ни какого-либо берега не видно: сплошной туман. Постепенно проясняется, но оставшиеся в распадках и бухтах полосы тумана искажают вид берега, затрудняют ориентировку.
Наконец, 22 августа ошвартовываемся в рыбном порту Петропавловска-Камчатского. Три дня отдыхаем, знакомимся с местными достопримечательностями, включая и Авачинский вулкан, и снова отправляемся в море.
Несмотря на прогноз, обещавший северо-восточный ветер со скоростью 7—10 м/с, ветра вообще нет. Температура воздуха 17° С. За первые сутки прошли всего 48 миль, за вторые и того меньше — 45 миль. Плавно качаемся на огромных пологих океанских волнах. От беспрестанного хлопанья начали распускаться швы на парусах и приходится в первый, но далеко не в последний раз браться за нитки и иголки. На вахте стоим по одному.
29-го к вечеру вошли в Четвертый Курильский пролив. Пройдены 600 миль по океану! В середине пролива сулой1. Высота волн до метра. Смотришь на воду и кажется, что яхта в шуме и брызгах мчится с огромной скоростью.
Утро застает «Чукотку» в 5—6 милях к северу от острова Маканруши на выходе из пролива. Ветра нет и «Чукотка» оказывается полностью во власти течений. Огромный черный конус вулкана с белой клубящейся шапкой на вершине то приближается, то уплывает в бок, то снова приближается. Красивое зрелище, но заставляющее с тоской думать о неработающем моторе.
После восьми часов полного безветрия задышали «колдунчики» на вантах. Постепенно удаляемся от острова. Последний раз определяем свое место по скале Авось. Предстоящие 500 миль пути открытым морем — хорошая проверка сил, навигационных знаний и мореходных навыков.
Двое суток идем по генеральному курсу. Дует западный ветер силой 2—3 балла. Небольшое волнение. Ловим каждый порыв, заход ветра. При малейшей возможности пытаемся нести спинакер. По временам, когда проглядывает солнце, упражняемся в определении места при помощи секстанта. Более или менее удовлетворительные результаты только при отсутствии качки. Море пустынно, встречных судов нет, по-прежнему много птиц. Несколько раз мимо яхты с шелестом, оставляя изломанный, мечущийся след взбудораженной воды, проносятся небольшие косяки сайры. Неожиданно натыкаемся на пару спящих котиков. Перевернувшись на спину, сложив ласты на животе, они спокойно спят на плаву. Проснувшись от стрекота кинокамеры, котики до половины высовываются из воды, с любопытством разглядывая «Чукотку».
Постепенно ветер заходит к юго-востоку. Лавируем. Смену галсов проводим одновременно со сменой вахт, что позволяет упростить счисление пути.
Вошли в зону слышимости радиомаяков на Сахалине и Курильских островах. До мыса Анива 125 миль. Невязка счислимого места и места, определенного по радиопеленгам, оказалась менее 10 миль.
С приближением к Сахалину заметно усилился ветер. Протяженность суточных переходов возросла с 55-70 до 100-110 миль. Последний суточный переход «Чукотки» по Охотскому морю с попутным 7-балльным ветром равен 161 миле. В отдельные же моменты скорость яхты достигала 10 уз.
Девятиузловым ходом в тумане, ориентируясь только по радиомаякам, пересекаем залив Анива и через пролив Лалеруза выходим в Японское море. Оно встречает нас шквалом и теплым ливнем, за которым следует затишье. На горизонте с правильными интервалами сверкают зарницы. Грома не слышно. Темная грозовая облачность полукругом охватывает небо прямо и справа по курсу. Вновь появившийся ветер тянет в центр гигантской облачной дуги. Подхваченная этим порывом яхта, словно призрак, скользит по гладкой воде.
Утром как будто кто-то включил огромную воздуходувку. Начался встречный шторм с силой ветра до 7,58 баллов. Ставим штормовой грот. Пытаемся лавировать. Вокруг толчея крутых и коротких волн, со срывающимися и летящими горизонтально гребешками. Кажется, волны одновременно идут с трех разных сторон.
К вечеру, однако, ветер стихает. В почти полный штиль лавируем вдоль берега, зашиваем порванные штормом паруса. А утром все начинается снова — опять пляска на волнах, холодный душ, нарастающая во всем теле усталость.
10 сентября на подходе к заливу Ольги по радио получили предупреждение о тайфуне «Орчид» (орхидея). После 16 суток безостановочного плавания (пройдено 1300 миль) швартуемся у причала ремонтной базы портопункта. Стоянке очень удобная и закрыта от всех ветров сопками. Идет ливневый дождь, у входа в залив скорость ветра достигает 25 м/с. На внешнем рейде скопилось более тридцати судов. Много японских рыбаков.
К середине дня 12 сентября дождь прекратился, ветер затих и вновь опустился туман. По улице с гор к берегу течет мощный лоток.
На следующий День получаем разрешение на выход в море. Теперь оно грязно-коричневого цвета. На воде плавают трава, палки, обломки деревьев, кусты. Лаг тут же останавливается. Очистить вертушку от лопавшей в нее грязи, несмотря на все усилия, не удается. Так и плывем последние 180 миль до Владивостока, ориентируясь по маякам и очертанию берегов. Приходится постоянно внимательно следить за проходящими судами, заблаговременно уступая им дорогу.
Слепящим солнечным утром 16 сентября 1980 г. «Чукотка» вошла в воды Амурского залива. Последний поворот, с кормы в воду летит якорь, на стенку подаются швартовы.
За кормой более 3000 миль пути, два моря. Тихий океан. Мы еще на яхте, еще чувствуем дыхание океана, но уже снова хотим встретиться с ним. строим новые планы.
Перспективное дело
Статью комментирует яхтенный капитан И. Паско (Москва).
Лет 10—12 тому назад московских яхтсменов называли «бумажными капитанами». Но за прошедшие годы в столице появились десятки крейсерских яхт неограниченного района плавания, и москвичи доказали, что Москва является не только «портом пяти морей», но, по крайней мере, еще и двух океанов.
Начиная с 1973 г. московские яхты регулярно участвуют в соревнованиях на «Кубок Балтики». В частности, в 1982 году в них стартовали 7 яхт из Москвы; наш «Торос» занял 3-е место среди «Таурусов». Московские яхтсмены приняли участие в соревнованиях на «Кубок Черного моря», ходили по Белому, Баренцеву и по дальневосточным морям — от Владивостока до Петролавловска-Камчатского с выходом в Тихий океан.
Последнее плавание, организованное в 1980 г. ЦВСК «Аврора» совместно с ДВВИМУ им. адмирала Невельского (с обменом яхтами], показало, что мы в состоянии совершать сложные походы. Об одном из них и рассказывается в предлагаемой вниманию читателей статье.
Нам кажется, что организация совместных плаваний яхт-клубами разных городов — как смешанными экипажами, так и с обменом яхтами — является весьма перспективным делом, так как намного расширяет возможности выбора маршрутов. Необходимо организовать координацию этих мероприятий в рамках спорткомитетов и федераций парусного спорта. Целесообразно ежегодно планировать дальние спортивные плавания так же, как планируются все соревнования по парусу.
Примечания
1. Сулой — водоворот, происходящий от противоположных течений.