Водномоторники — члены спортклуба «Поиск» Челябинского высшего танкового командного училища им. 50-летия Великого Октября уже не раз совершали дальние плавания (см., например, «КЯ» №87).
В год 60-летия образования СССР и 40-летия Сталинградской битвы семь курсантов и офицеров на трех «Прогрессах» совершили новый 2920-километровый поход по местам боевой и революционной славы советского народа — по рекам Белой, Каме, Волге, Дону и Азовскому морю с выходом в Черное море и финишем в городе-герое Новороссийске. Во время стоянок спортсмены осматривали места сражений, встречались с ветеранами, возлагали цветы на могилы героев. Это плавание заняло 19 ходовых дней; средняя скорость на переходе составила 32,4 км/ч.
Рассказывает капитан похода — танкист подполковник Евгений Михайлович Кудрявцев.
Наш поход начался на песчаном берегу реки Белой. Мы приехали из Челябинска на грузовиках, спустили здесь свои катера на воду.
За эти 25 дней многое повидали.
На начальном этапе маршрута памятные места, заранее отмеченные на наших путевых картах, были связаны с событиями героических лет борьбы за власть Советов.
Первым крупным пунктом на пути была столица Башкирии. В июне 1919 г., дерзким броском переправившись на правый берег Белой и совершив обходной маневр, знаменитая уже тогда 25-я дивизия под командованием Василия Ивановича Чапаева освободила Уфу от белогвардейцев. Мы много читали о боевом пути чапаевцев. Участники нашего похода 1979 г. были посетителями музея дивизии, расположенного на берегу Урала, рядом с обелиском на месте гибели легендарного начдива. Теперь, когда мы оказались в Уфе, было интересно и здесь осмотреть те места, где сражались чапаевцы. Старожилы показали, где именно — в районе Красного Яра, примерно в 30 км ниже Уфы, 25-я дивизия форсировала реку, где разворачивались решающие бои. Стоя на берегу, мы долго старались представить, как все это было в далеком девятнадцатом году.
Спустя два дня мы ошвартовались в Ульяновске.
Мы посетили величественный Ленинский мемориальный комплекс. Здесь, в одном из залов, выставлено огромное мозаичное панно, посвященное освобождению Симбирска 12 сентября 1918 г. от белых: с винтовками наперевес наши деды и отцы атакуют позиции врага...
Готовясь к походу, мы ознакомились с этой славной страницей гражданской войны. В боях за город отличилась 24-я стрелковая дивизия, впоследствии хорошо известная под почетным названием «Железной». Сформировали ее буквально за несколько дней из местных партизан и разрозненных отрядов красногвардейцев. Первым командиром ее был герой гражданской войны Д. Гай. Стоит, наверно, сказать, что эта прославленная часть существует и сегодня. Весь славный боевой путь дивизии можно представить по одному ее полному названию: мотострелковая Самаро-Ульяновская, Бердичевская, Железная ордена Октябрьской Революции, трижды Краснознаменная, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия Прикарпатского военного округа.
Здесь же в музее — фотокопия известной всем еще со школьных лет телеграммы, подписанной Гаем: «Дорогой Владимир Ильич! Взятие Вашего родного города — это ответ на Вашу одну рану, а за вторую — будет Самара». А рядом — ответ на нее В. И. Ленина: «Взятие Симбирска — моего родного города — есть самая целебная, самая лучшая повязка на мои раны...»
Идем вперед. Средняя Волга. Жигулевские просторы поражают красотой, притягивают к себе. Только шум моторов нарушает тишину. Катера несут нас все дальше — вниз по великой реке. Мы приближаемся к тем историческим местам, где враг был остановлен, где произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Недалеко от Саратова встречаем первый памятник героям. Устремленный в безоблачную высь, застыл, как бы ввинчиваясь в голубое небо, самолет-истребитель. Это памятник и тем, кто сражался в воздухе, и тем, кто ковал победу в тылу.
17 августа. Мы в городе, название которого стало символом беспримерного мужества и стойкости советского народа.
И вновь встают страницы истории. 1942 год. Секретный приказ ставки Гитлера: «Группа армий «Б» имеет своей задачей: ударом на Сталинград разгромить формируемую там группировку, захватить сам город и блокировать сухопутный перешеек между Доном и Волгой.» И гитлеровцы начали штурм волжской твердыни. День и ночь сыпался на защитников города смертоносный груз — многие тысячи бомб, снарядов, мин.
Еще на подходе к Волгограду издалека мы усмотрели какую-то надпись на береговой стене. Подошли ближе, застопорили моторы. «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Выстояв, мы победили смерть»,— написали воины 13-й дивизии в 1943 г.
Наш путь по Волгограду начался от КП командующего 62-й армией генерала В. И. Чуйкова. Стоим на высоком правом берегу, смотрим на памятник-ансамбль на Мамаевом кургане. За спиной в 300 метрах — Волга, перед нами, где-то всего лишь в 100—150 метрах, проходила линия обороны. Медленно поднимаемся по ступенькам к «матери-Родине». В зале воинской славы всматриваемся в каменные знамена, на которых золотом написаны тысячи фамилий героев сталинградской битвы. Перед нами расстилается величественная панорама: просторы могучей реки, город, возрожденный из руин. Все это завоевано ценою великого подвига, оплачено кровью тысяч погибших героев.
Волгоградцы ведут нас к «Острову Людникова» — береговому пятачку — 700 м по фронту и не более 400 м в глубину — в Нижнем поселке завода «Баррикады». Здесь 139-я дивизия преградила дорогу врагу, сто дней и ночей вела тяжелые бои, практически находясь в окружении. Немцы вышли к Волге с северной и южной сторон поселка, и дивизия оказалась отрезанной от главных сил армии. Штаб И. И. Людникова находился в бывшем доме директора завода, блиндажи были оборудованы прямо в береговом откосе. Пятачок простреливался вдоль и поперек.
На склонах Мамаева кургана вросла в землю дивизия Н. Ф. Батюка. Бойцы ее отбивали по 10—12 атак в день. И это продолжалось долгих четыре месяца. Горела земля. Горела Волга. Все содрогалось от взрывов. Казалось, все живое неминуемо погибнет в этом море огня, но советские воины выстояли и победили.
Вот небольшой пожарный пароходик «Гаситель» — высокая труба, старомодная рубка. В 1942 г. ему было уже сорок лет. Это много для судна, очень много. И вот этот тихоходный пароход-ветеран с капитаном П. Воробьевым во главе экипажа, весь израненный, спасал подбитые на переправах суда, спасал людей. За ним охотились фашистские летчики, с берега били по нему прямой наводкой. Когда после войны старый пароход был поднят, в его ржавом корпусе насчитали 3500 пробоин...
19 августа. Пройдя Волго-Донской канал, делаем стоянку у обелиска. Именно здесь, в районе Калача, войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов во взаимодействии с Донским фронтом завершили операцию по окружению противника. На холме — скульптурная группа: в одной из фигур воинов-победителей со знаменами издалека угадывается танкист в шлеме и комбинезоне.
Наши танковые дивизии сыграли огромную роль в победном окружении вражеской группировки. Ветераны рассказывают такой эпизод. В ночь на 22 ноября 1942 г. передовой отряд всего из пяти танков при поддержке двух рот 14-й мотострелковой бригады под командованием Г. Н. Филиппова, умело обходя узлы сопротивления, ночью вышел в район немецкой переправы через Дон. Стараясь не привлекать внимание, командир принял необычное решение — спокойно двигаться к переправе колонной с зажженными фарами. Военная хитрость удалась. После короткого боя к 5 часам утра переправа перешла в наши руки. Это позволило сразу же переправить на левый берег главные силы двух танковых корпусов, и г. Калач был взят с хода. За этот подвиг подполковник Филиппов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Наш поход завершается в Новороссийске. Красивый южный город под мирным небом. В бухте снуют катера, идут огромные теплоходы, кипит работа в порту. И трудно представить, что здесь проходила когда-то кровопролитная битва за Кавказ.
Нас заинтересовало, принимали ли участие танкисты в боях на Малой земле? Оказывается — да. Здесь воевали танкисты батальона В. С. Гегечкори, покрывшие себя неувядаемой славой. Интересна и сама история десантирования на пятачок 36 танков. На Черное море с Волги были доставлены беспалубные самоходные мотоботы грузоподъемностью 5,5 т. Их спарили, накрыли единой палубой и в ночь с 6 на 7 мая, погрузив первые два Т-26, повели на буксире к плацдарму через штормовое море, начиненное минами, под постоянной угрозой атаки противника. К берегу мотоботы подошли своим ходом, заранее подготовленная рабочая команда установила сходни, и танки сошли по ним на сушу. Все это происходило под интенсивным обстрелом противника, И так — каждую ночь, в течение 18 суток.
На плите у памятника «Танк» надпись: «Героям-танкистам». Он установлен в честь воинов 5-й гвардейской Новороссийской танковой бригады, которые на улицах города-героя ломали хребет фашистскому зверю.
Отважно воевали в Новороссийске и наши земляки-уральцы. В составе бессмертного десанта Цезаря Куникова одним из первых высадился морской пехотинец пулеметчик Геннадий Чуроков, закончивший войну в Берлине командиром танковой роты. Геройски сражался на плацдарме минометчик Владимир Чумаков, впоследствии прошедший с боями до Праги. В боях за Новороссийск отличились хорошо знакомые нам командир стрелкового взвода Николай Дедюхин, артиллерист Андрей Денисенко.
Два дня в Новороссийске прошли как одно мгновение. С городом прощаемся у памятника «Торпедный катер». У ног плещется мирное Черное море, в небе чайки и огромное яркое солнце.