Первое такое плавание (капитан А. Гаркуша) было совершено в августе 1980 г. по маршруту Измаил — Одесса — Очаков — Скадовск — Евпатория и обратно. За 20 суток наша новая яхта прошла 850 миль по местам боев моряков Дунайской флотилии в устье Дуная, в Каркинитском и Джарылгачсвом заливах Черного моря. Встречаясь с ветеранами, участники похода многое узнали, увидели много интересного. А вернувшись, начали серьезно изучать историю Дунайской Краснознаменной орденов Нахимова и Кутузова флотилии. Постепенно определился и маршрут второго плавания: Измаил — Херсон — Киев. Мы не случайно запланировали заход в Днепровско-Бугский лиман и затем подъем по Днепру: оказалось, что одна из славных страниц истории Дунайской флотилии связана с обороной Николаева и битвой на Днепре. Судьбы многих героев-дунайцев неразрывно связаны с судьбами моряков Пинской и Днепровской, а позднее — еще и Азовской флотилий.
Наше второе плавание (капитан — А. Клочков) проводилось в рамках X этапа Всесоюзного похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа.
Первые 120 км пути «Петр» шел по тем самым местам, где дунайцы 22. VI 1941 г. приняли на себя первый удар. Обороняя советский участок реки, они отразили все попытки противника форсировать ее. Враг бросил в бой авиацию. Летчикам было приказано уничтожить наши мониторы и бронекатера, однако из этого ничего не вышло. Дунайцы перешли в наступление: высадив несколько тактических десантов, они захватили довольно большой — свыше 70 км — участок правого берега. Это сорвало все планы и графики гитлеровского наступления.
Миновали бухту Жебрияновскую. В далеком июле сорок первого, после приказа — «Оставить Дунай», корабли флотилии уходили отсюда в Одессу. Они сняли с плацдарма части 14-го стрелкового корпуса и с тяжелыми боями, под огнем вражеских батарей, контролировавших все выходные фарватеры, под непрерывными ударами с воздуха, ценою больших потерь прорвались в Черное море. Здесь их встретила эскадра черноморского флота; дальнейший переход был уже спокойным, хотя и проходил в штормовую погоду, опасную для перегруженных и израненных речных кораблей.
А три года спустя на эти же самые дунайские берега моряки высаживали десант с совсем другой целью: чтобы преградить пути отхода врагу! 24. VIII 1944 г. морские пехотинцы на 18 бронекатерах и «МО-4» под командованием Героя Советского Союза кап. 3 р. П. И. Державина стремительной атакой овладели Жебриянами...
Проходим маяк Бурнае. Теперь мы можем считать себя уже в Днестровском лимане. И снова — памятные места, братские могилы героев.
20. VIII 1944 г. Дунайская флотилия, обеспечивая наступление войск 2-го и 3-го Украинских фронтов, помогала здесь нанести удар через лиман (см. сборник №50). Отряд бронекатеров Героя Советского Союза кап.-лейт. В. И. Великого появился совершенно неожиданно для немцев — прорвался сюда с моря. Моряки поддержали десантников артиллерийским огнем, переправили часть войск.
В Очакове экипаж «Истра» подвел итоги первой части плавания. Мы принесли цветы к памятнику морякам — бронекатеру, гордо стоящему на берегу. Корабль — участник былых сражений в качестве памятника: замечательная традиция!
Памятной была стоинка на Днепре — именно там, где закаленные в боях моряки с Дуная снова вступили в бой, помогая сдерживать натиск противника. Это было тяжелое многодневное сражение. Корабли Дунайской, Днепровской и Пинской флотилий до последнего снаряда прикрывали отход армии, погибали, но не сдавались.
Информация об изображении
Моряки яхтсмены у памятника героям-днепровцам с названиями погибших кораблей
Прошло много лет. На цветущих берегах только памятники напоминают о том, что здесь дважды прошла линия фронта. Иначе выглядит и сам Днепр, превратившийся в ожерелье водохранилищ. Где-то здесь, на месте нынешнего Кременчугского водохранилища, 11. VIII 1941 г. отряд наших кораблей попал под обстрел тяжелой артиллерии и танков врага. На мониторе «Жемчужин» вышла из строя одна машина, скорость хода упала. На канлодке «Передовой» снаряд попал в котельное отделение, корабль лишился хода. Командир канлодки «Верный» ст. лейт. А. Ф. Терехин, приняв огонь на себя, прикрыл отход поврежденного монитора, взял на буксир и вывел из опасной зоны «Передовой». Экипаж «Верного» и в последующих боях вел себя так же мужественно и самоотверженно. Корабль в те тяжелые дни был представлен к награждению орденом Ленина.
Моряки яхтсмены у памятника героям-днепровцам с названиями погибших кораблей
Рассматриваем карты былых сражений, слушаем рассказы участников битвы за Киев. 21. VIII 1941 г. гитлеровцы пытались нанести здесь мощный удар — окружить наши войска и обойти Киевский укрепрайон. Моряки действовали на флангах обороняющихся частей, а впоследствии прикрывали отход 37-й армии: в течение пяти дней мониторы «Витебск», «Левачев», «Ростовцев», «Флягин» и другие корабли флотилии вели непрерывный бой, но так и не дали врагу навести переправы через Днепр; выполнив задачу, моряки взорвали свои корабли.
Осмотр 1500-летнего города-героя Киева мы начали с памятника подвигам монитора «Железняков»: героический корабль восстановлен и воздвигнут на постамент. В составе Дунайской и Азовской флотилий он прошел е боями свыше 40 тыс. км. Монитор начал войну с первых ее минут: как записано в вахтенном журнале, его орудия открыли огонь в 4.15 — на рассвете того страшного дня. Много написано об этом легендарном корабле, но рассказано далеко не все.
«Железняков» особенно отличился в битве за Кавказ — в боях на Кубани летом 1942 г. Огнем своих четырехдюймовок он оказывал незаменимую помощь державшим здесь оборону частям. Но когда гитлеровцы вышли к устью реки Кубань и заняли Темрюк, «Железняков» оказался в западне. Командование разрешило взорвать корабль. Моряки решили иначе. Они прорвались в Азовское море, а затем совершили немыслимое: провели свой поврежденный корабль, скорость которого не превышала 8—9 узлов, через Керченский пролив — под обстрелом с обоих берегов, через минные поля. «Железняков» закончил свой боевой путь в освобожденном Будапеште, а потом встал на трудовую вахту — служил причалом для «Ракет»...
Возлагаем цветы к памятнику морякам Днепровской флотилии, который установлен на Набережно-Крещатикской улице.
Итак, за 15 ходовых суток яхта прошла 650 миль — в основном под парусами.
По возвращении в нашем клубе моряков состоялась встреча экипажа «Истра»1 с молодежью Дунайского пароходства, курсантами мореходной школы и учащимися ТУ-9. С большим интересом были выслушаны рассказы мичмана с «Железнякова» И. П. Наконечного, председателя совета ветеранов Дунайской флотилии Е. П. Бочкарева. Этой встречей комсомольцы Дунайского пароходства завершили X этап Всесоюзного похода.
«Гольфстрим» идёт по пути героев
Почти одновременно с яхтой «Истр» в такое же агитационное плавание из гавани Одесского яхт-клуба вышел в море парусный крейсерский тримаран «Гольфстрим». На транспаранте, натянутом между его штагами, можно было прочитать: «Агитпоход — сорок лет обороне Одессы».
Для этого плавания был избран необычный для яхтсменов маршрут — по местам боевой славы Дунайской флотилии в северо-западной части Черного моря.
Основной костяк молодежного экипажа «Гольфстрима» составляли курсанты Одесского профессионально-технического училища № 17. Были, конечно, в составе экипажа и бывалые моряки — яхтсмены с большим стажем. Возглавлял экипаж штурман дальнего плавания мастер спорта В. Р. Белоус.
Моряки Дунайской флотилии, совершив нелегкий для речных кораблей штормовой переход морем из гирла Дуная, пришли в Одессу 19—20. VIII 1941 г. и в дальнейшем принимали самое активное участие в героической обороне города. Мелкосидящие речные канлодки и бронекатера смело выходили в море — проводили траление фарватеров, засыпаемых минами с самолетов; поддерживали огнем армейские части; участвовали в эвакуации из осажденного города мирных жителей, войск и техники. Обо всем этом одесские курсанты ПТУ слышали и раньше. Теперь им представилась редкая возможность пройти путями героев-дунайцев.
Участники этого интересного похода посетили немало исторических мест.
Запомнился молодым яхтсменам заход на остров Березань. К нему подошли на рассвете. В розовой дымке памятник казненному здесь герою революции — лейтенанту Шмидту возвышался над горизонтом, как огромный парус, как символ мужества и твердости. Моряки возложили цветы к его подножью.
Днепровско-Бугский лиман. Сюда во время боев за Херсон вошел отряд кораблей, чтобы разящим огнем отбить атаку превосходящих сил противника. Моряки-катерники помогли тогда нашей пехоте в течение одного только дня отразить 15 атак, каждая из которых именовалась гитлеровцами «последним и решительным штурмом».
Тепло и радушно встретили экипаж «Гольфстрима» в Скадовске. В порту состоялась запоминающаяся встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Моряки поделились своими воспоминаниями о тех незабываемых днях, когда в районе Скадовска, Ягорлыцкого лнмана, Кинбурнскон и Тендровской кос корабли Дунайской флотилии в течение многих суток вели бой, оказывая поддержку с моря отступающим частям. Крупные корабли Черноморского флота не могли действовать в этих районах из-за малых глубин, а речные корабли дунайцев успешно справлялись с поставленной задачей, бесстрашно выходя на дистанцию прямой наводки.
Много интересного рассказал, в частности, Иван Трофимович Форо-щук, который участвовал в операциях по переброске войск вдоль Кинбурнскон косы до Покровских хуторов и далее на Тендру. Здесь, на Тендре, установлен памятник морякам монитора «Ударный».
«Гольфстрим» прошел по этим священным местам. А когда интересный, насыщенный маршрут был завершен, участники плавания рассказали о своих впечатлениях комсомольцам Одессы. У молодежного экипажа много планов. Намечаются, в частности, и маршруты новых походов по фарватерам боевой славы.
Примечания
1. Описание стальной яхты «Истр», построенной яхтсменами Дунайского пароходства, будет помещено в одном из ближайших номеров журнала — Прим. ред.