Процитируем письмо читателя А. Е. Якубова: «У Бориса Лавренева, Сергея Колбасьева и во многих книгах упоминаются быстроходные катера-«истребители», прославившиеся в годы гражданской войны. Что же это были за таинственные катера? Где и кто их строил? Вообще в составе речных флотилий в гражданской войне принимало участие немало интересных малых кораблей специальной постройки, однако в работах по история кораблестроения о них обычно не упоминают. В чем тут суть?».
На поставленные вопросы отвечает ленинградский инженер-кораблестроитель Иван Иванович Черников, знакомый нашим постоянным читателям по статье «Товарищ тендер» (сборник №82) и заметке «Первые в мире бронекатера» (сборник №91). Кстати сказать, упомянутая заметка имеет отношение к затронутой теме, ибо часть этих бронекатеров — посыльных судов — хорошо известна по участию в боях в годы гражданской войны.
Так, посыльное судно «Пика» участвовало в подавлении контрреволюционного восстания белогвардейской банды Гамова в Благовещенске (март 1918 г:). При обороне Имана отличилось посыльное судно «Копье»; в; дальнейшем по заданию командования Уссурийского фронта оно, поднявшись по р. Сунгача, обстреляло позиции банды атамана Калмыкова, что имело немаловажные последствия.
Одним из первых декретов Советской власти существующие флоты и флотилии были, переданы Верховной Морской коллегии. Затем 29. 1.1918 г.. Владимир Ильич Ленин подписал декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота, а вскоре был, учрежден Народный комиссариат по морским делам. Этим была завершена ликвидация буржуазного аппарата старого российского флота, началась организация нового флота как важной части вооруженных сил, призванных защищать завоевания Октября.
В ведение наркомата по морским делам попали и многочисленные озерные и речные флотилии, часть которых была создана в годы I мировой войны по инициативе и на средства не морского, а «сухопутного» Военного министерства. В условиях развала царской армии и общей хозяйственной разрухи состояние этих разрозненных, разбросанных по всей обширной зоне боевых действий речных сил оказалось далеко не блестящим. А между тем значительная часть их корабельного состава была совершенно новой — 1916—1917 гг. постройки. И можно смело сказать, что это были интересные с инженерной точки зрения речные боевые корабли, заслуживающие высокой оценки. Не случайно, что те из них, которые «пережили» тяжелые годы интервенции и гражданской войны, послужили основой ряда флотилий Советского ВМФ, а некоторые даже принимали участие в Великой Отечественной войне и разгроме империалистической Японии.
Стоит подчеркнуть, что создавались эти флотилии военного ведомства (по тогдашней терминологии — речные броневые отряды) по единому плану. Состав отряда и тактико-технические элементы типовых, строившихся серийно кораблей были тщательно продуманы.
Вкратце история флотилий военного ведомства выглядит так. В начале 1915 г. Главное военно-техническое управление (ГВТУ) возбудило вопрос о создании для поддержки армейских частей трех речных броневых отрядов. Каждый такой отрид должен был состоять из 3 канонерских лодок (длина — 20,4; вооружение — 2,76 мм орудия и 2 пул.), 6 бронированных катеров-разведчиков (16 м; 2 пул.), 6 бронированных дозорных катеров или просто бронекатеров (9,2 м; 1 пул.), 6 разъездных 16-узловых катеров и 4 шлюпок-тральщиков с подвесными моторами. Кроме того, для обеспечения переправ предполагалось построить 12 тяжелых мостовых парков (720 моторных понтонов и 12 самоходных двухсекционных пневматических мастерских), а также 30 открытых — беспалубных, но бронированных моторных лодок (7,3 м; 1 пул.), перевозимых на стандартных (понтонных) конных повозках.
Наиболее сложным вопросом, возникшим при проектировании этих типовых речных кораблей, которые в принципе можно назвать катерами, являлась установка бронирования: при этом требовалось сохранить осадку всех кораблей в пределах 2 футов (максимум для рек в зоне русского сухопутного фронта) и гарантировать необходимую скорость. Размерения кораблей должны были позволять перевозить; их. на железнодорожных платформах.
Эту обширную кораблестроительную программу удалось полностью завершить лишь к началу 1917 г. При этом из-за перегрузки судостроительных заводов срочные заказы на 18 бронекатеров и 30 бронированных лодок передали американской фирме «Муллинс и Ко». Там же, в США, заказывались и двигатели — своих тогда не было. Полукустарный выпуск 1,5-сильных подвесных моторов, понадобившихся, в частности, для установки на шлюпках-тральщиках — обычных 3,66-метровых ялах, пришлось специально осваивать (по американским чертежам) на одном из механических заводиков в Финляндии. (Это, очевидно, были первые подвесные моторы отечественного производства.)
Любопытно, что эскизные проекты составлялись самими офицерами ГВТУ лишь с привлечением моряков и кораблестроителей. Известна только фамилия автора проектов бронекатеров: им был штабс-капитан Симонов. Стоит еще упомянуть, что конструкция их разрабатывалась на основе проекта и с учетом опыта эксплуатации посыльных судов Амурской флотилии, строившихся Морским министерством в 1909 г. (см. сборник №91). Рабочие чертежи выпускались заводами-изготовителями.
Часть бронекатеров, доставленных из-за океана на борту парохода во Владивосток, сразу же — еще в 1916 г. — была введена в состав Пинской и Дунайской флотилий. Остальные катера пошли на формирование Волхов-Ильменской, Волжско-Селигерской и Онежской флотилий, которые создавались для противодействия германскому наступлению на севере и северо-западе.
Многие из этих кораблей уже под красным флагом участвовали в боях с белогвардейцами и интервентами.
Республика была стиснута кольцом фронтов. В условиях разрухи на железных дорогах речные пути приобретали особую важность Борьба за внутренние водные пути стала одной из характерных особенностей военных действий тех лет. И велась она в исключительно широких масштабах. Известно, что в общей сложности за эти годы было создано более 30 красных флотилий! Конечно, чаще всего их основную силу составляли наскоро вооруженные полевыми орудиями и пулеметами обычные речные пароходы и буксиры; на этом фоне сведения о боевых катерах специальной постройки1 приходится собирать буквально по крупицам. Отсутствие в литературе их четкой классификации, а часто и собственных названий; появление одних и тех же катеров на разных фронтах и под разными номерами, — все это существенно осложняет задачу.
Стоит подчеркнуть, что эти боевые катера в составе ряда флотилий играли немаловажную, а то и главную роль. Благодаря небольшим габаритам и наличию противопульной брони они могли вести прицельный огонь, приближаясь к самому берегу; их можно было использовать на самых малых реках и протоках.
Обратившись к истории героических дней гражданской войны, рассмотрим хотя бы несколько боевых операций с участием канонерских лодок и бронекатеров бывших флотилий военного ведомства — едва ли не единственных в те годы речных боевых катеров специальной постройки.
Сразу после заключения Брестского мира страны Антанты начали военную интервенцию против Советской России. В наших портах стали высаживаться английские, французские, японские, американские войска. Активизировались действия всех контрреволюционных сил — начались мятежи в Москве и ряде центров страны, выступил против , республики чехословацкий корпус...
Одной из первостепенных задач организаторов отпора врагу стало создание мобильных флотилий, которые помогали бы части молодой Красной Армии держать оборону, препятствовали бы продвижению противника по водным путям.
Так, 4. V 1918 г. Высший военный совет, выполнявший в то время функции верховного командования вооруженными силами РСФСР, принял решение о создании военных флотилий на Ладожском и Онежском озерах. Базой для формирования этих и ряда других новых флотилий служил Балтфлот. К этому времени заказчик речных броневых отрядов — ГВТУ — успел передать флоту остававшиеся у него новые корабли: все 9 канлодок, 4 катера-разведчика, 10 разъездных катеров, 18 шлюпок-тральщиков и 58 моторных понтонов. Теперь часть этих кораблей была укомплектована личным составом из опытных моряков-балтийцев и спешно переброшена на север.
Из документов известно, что 10.11 1919 г. Реввоенсовет республики расформировал Волхов-Ильменскую флотилию и весь ее судовой состав передал на Онежское озеро. В соответствии с этим приказом на Онежскую флотилию попали 4 канлодки: «Интернационал», «Коммунист», «Пролетарий» и «Спартак»; теперь они стали именоваться сторожевыми судами (СКР) № 1, 2, 3 и 4. Об их участии в боях имеются самые подробные сведения.
21. IV 1919 г. более чем двухтысячный отряд белофинской Олонецкой добровольческой армии вторгся на территорию южной Карелии. Пользуясь внезапностью, отряд быстро продвигался на юг; через несколько дней его передовые части уже подходили к Свири. Советское командование решило уничтожить штаб и основную базу снабжения белофиннов, расположенную на берегу Ладожского озера — в Видлице. Для этого был нанесен совместный удар кораблей Онежской флотилии и 19-й красной дивизии.
27. VI в 3 часа утра корабли направились к назначенным местам высадки десанта. Два балтийских эсминца, заградитель «Яуза», сторожевые суда «Ласка» и № 2 конвоировали транспорт «Балмашов» с десантом, идущий к Видлице. Сторожевые суда «Выдра», № 1 и № 4 сопровождали пароходы «Сом» и «Гарибальди», двинувшиеся в сторону Тулоксы.
В 5.25 корабли с дистанции 40 кабельтовых открыли беглый огонь по береговым батареям противника. Здесь отличился СКР № 2. Около 7.30 корабль с боем прорвался к устью Видлицы и с целью разведки стал подниматься вверх по течению реки. Дойдя до моста и не обнаружив там позиций противника, СКР вернулся обратно и провел за собой пароход «Балмашов». Когда высаженный благополучно десант начал переправляться на правый берег реки, его встретил яростный огонь. СКР № 2, поддерживая наступающие части, получил три подводные пробоины, однако из боя не вышел, а продолжал отвечать шрапнелью и пулеметами; Противник бежал.
В это же время у Тулоксы сторожевые суда «Выдра», № 1 и 4 обрабатывали артиллерийским огнем место предполагаемой высадки десанта. В результате ожесточенной часовой перестрелки батарея на берегу была подавлена. СКР № 1 и 4, благодаря малой осадке (0,61 м), смогли подойти к берегу настолько близко, что с успехом применили свои пулеметы: сильнейший ружейный огонь противника им был не страшен. Тесня врага, десант двинулся на соединение с группой, действовавшей под Видлицей.
Таким образом белофинны на «межозерном» участке фронта были разгромлены; это имело важные последствия, так как удалось сорвать план одновременного удара по Петрограду силами интервентов и белогвардейцев. Вскоре Онежская флотилия была расформирована. Бывшие канонерки военного ведомства перебросили на Волгу. Из документов известно, что 4 из них попали в 'Череповец, 2 — в Нижний Новгород и 3 — в Саратов. Можно только предполагать, что и здесь они сыграли немаловажную роль. В дальнейшем те же канлодки успешно использовались в составе Аму-Дарьинской флотилии — в боях с басмачами, а затем вернулись на Балтику, в Кронштадт, и были переданы морпогранохране. По крайней мере 7 из них входили в состав Советского ВМФ вплоть до 1940 г. Ветеран Великой Отечественной войны Александр Иванович Ворсман рассказывает, что одна из этих канлодок принимала участие в боевых действиях в составе I гвардейского дивизиона сторожевых катеров КБФ.
Когда в начале 1919 г. Советская власть утвердилась на Украине, одной из главнейших ее задач было наладить снабжение продовольствием средней полосы России, а также ряда ближайших городов и, в частности, Киева. Положение Киева было катастрофическим. Продовольствие и топливо доставлялись сюда исключительно водным путем, так как железные дороги на Украине находились в еще более тяжелом положении, чем в центре России. Однако открытию навигации на Днепре препятствовало скопление на берегах дезорганизованных банд, занимавшихся грабежами и разбоем. Без вооруженного конвоя, без сопровождения боевых кораблей нельзя было пустить в дело имеющийся транспортный флот (около 150 паровых и 600—700 несамоходных судов).
Днепровскую военную флотилию начали создавать в феврале 1919 г. Основной ее костяк составили вооруженные пароходы, но сюда же были включены и все дозорные бронекатера бывшей Пинской флотилии. В Киеве находились четыре таких катера — они составили I бригаду. Пятый катер обнаружили в Черкассах и еще четыре — в Мозыре; их (так же, как и одну плавмастерскую) предполагалось спешно ввести в строй, но сведений об этом нет.
Информация об изображении
Бронированные дозорные катера выходят на испытания. Фото 1916 г. из американских журналов
Приказом первого командующего флотилией — легендарного черноморского матроса А. В. Полупанова (первого советского коменданта Киева) 14.III 1919 г. бронекатеру № 2 было присвоено название «Ленин»2. Командиром его назначили Н. Е. Носова. В состав экипажей бронекатеров включили самых опытных моряков и солдат, прошедших боевую школу на кораблях Балтийского и Черноморского флота, а также на фронтах мировой войны и в недавних боях с петлюровцами.
Бронированные дозорные катера выходят на испытания. Фото 1916 г. из американских журналов
Известно, что эти бронекатера как наиболее боеспособная часть наших легких сил на Днепре принимали самое активное участие в разгроме кулацких банд.
11.IV 1979 г. флотилия приняла боевое крещение — разогнала бандитов у с. Вышгород, близ Киева, и в предместье города — Куреневке. Ко 2.V вооруженные суда флотилии вслед за идущими впереди бронекатерами поднялись вверх по Припяти и подошли к Чернобылю, где засели банды Струка, наводившие ужас на окрестное население. Уже в сумерках, около 5 вечера, красные днепровцы незамеченными подошли к самому городу; этому благоприятствовала и дождливая, туманная погода. Эффект мощного и совершенно неожиданного обстрела был полный: с кораблей видели, как струковский гарнизон в панике разбегался в разные стороны.
Следующей крупной операцией Днепровской флотилии было уничтожение банд атамана Зеленого в районе Триполья. Высаженный здесь десант бандиты встретили сильнейшим ружейным и пулеметным огнем. Бронепароход «Курьер» и бронекатера подошли вплотную к берегу и, обстреляв беглым огнем позиции врага, заставили его замолчать. На бронекатере № 1 вышел из строя мотор, течением его нанесло на мель. К нему вброд бросилось человек сорок зеленовцев, но их встретил пулеметный огонь. «Курьер» стал подходить, чтобы оказать помощь, но экипаж катера, исправив повреждения, самостоятельно снялся с мели. Соединенными усилиями флотилии и отрядов Красной армии банды Зеленого были частью уничтожены, частью распылены.
Суда флотилии сражались с деникинцами, преграждали путь белополякам на Припяти и Горыни. Бронекатера «Ленин» и «Шевченко» совместно с вооруженными пароходами несли службу охраны и разведки у Волжского моста и Озеринской переправы. В июне 1919 г. бронекатера, поднявшись далеко вверх по Припяти, обнаружили в тылу врага скрытую переправу. Под сильным пулеметным огнем катера прорвались к мосту, подорвали и сожгли его. Известен и такой эпизод: когда превосходящие силы польских легионеров отрезали отряд наших кораблей у Давид-Городка на Горыни, бронекатера смело пошли на сближение и смогли вырваться из окружения.
После того как наши войска вынуждены были оставить Киев, бронекатера участвовали в боях в составе южного отряда флотилии (она была разделена на три части). Затем их отправили в Николаев, где включили в III дивизион сторожевых кораблей Усть-Днепровской флотилии, действовавшей против Врангеля.
Можно отметить, что бронекатера специальной постройки уже тогда считались самыми ценными и боеспособными, универсальными кораблями и использовались особенно интенсивно. Очень часто они служили буксирами; как правило, шли первыми при высадке десантов, однако наиболее удачно использовались в групповых набеговых операциях. Они появлялись внезапно, в упор открывали ураганный огонь. Попасть в катер из орудия было очень трудно благодаря его малым размерам и хорошей маневренности.
Красные моряки, сражавшиеся на бронекатерах, показывали примеры мужества и героизма. Вот характерный эпизод. 11.Х 1920 г. во время боевых действий Усть-Днепровской флотилии в районе Алешки — Голая Пристань отряд бронекатеров с десантом, прорвав огневую завесу противника, стал подходить к берегу. Неприятель отвечал сильнейшим артиллерийским, пулеметным и ружейным огнем с самых коротких дистанций. На головном бронекатере № 4 был пробит бензобак, загорелся мотор. Пожар ликвидировали благодаря хладнокровию механика, накрывшего двигатель шинелью. Пока мотор запускали снова, командир катера И. Н. Пышкин беспрерывным огнем в упор подавил белогвардейский пулемет. Затем, подойдя к берегу, катер принял на борт раненых красноармейцев и, продолжая вести бой, отошел назад, за огневую завесу.
Бронекатер № 2 (командир Л. А. Кабаков), высадив десант, обеспечивал его огневую поддержку — шел вдоль самого берега и разгонял белогвардейцев, поливая их позиции из пулемета. В это время со стороны Херсона показались два больших белогвардейских катера. Их встретил смело бросившийся наперерез бронекатер № 3. Метким огнем он сразу же вывел из строя стоящих в рубке головного катера, в том числе офицера — его командира. Белогвардейцы развернулись и поспешно удалились в сторону Херсонского рейда. Командир бронекатера № 3 Г. Г. Богдюкевич, как написано в представлении к награде, «пулеметным огнем отбил неприятельские заставы и, несмотря на полученное ранение, оставался в строю, своей храбростью подавая пример команде».
За этот бой приказом по флоту все командиры бронекатеров были награждены: Л. А. Кабаков — серебряными часами, а И. Н. Пышкин и Г. Г. Богдюкевич — орденами Красного Знамени.
После окончания гражданской войны все днепровские дозорные бронекатера вошли в состав Западно-Двинской флотилии, а после конфликта на КВЖД их перебросили на Амур, где они и служили до конца 1945 г. Известно также, что в июне 1926 г. 4 катера-разведчика были введены в состав Днепровской флотилии. Общее их количество в составе ВМФ было, очевидно, больше; во всяком случае, в известном «Справочнике корабельного состава военно-морских флотов мира за 1944 г.» этот тип катеров упомянут (они проходят как БКА типа «Н»).
Построенные очень большой серией самоходные понтоны использовались в годы гражданской войны довольно широко, особенно — на Волге и на Каспии. При этом использовались не только по своему прямому назначению — на переправах и в качестве десантно-транспортных средств, но и при тралении. Понтоны-тральщики были известны на ряде флотилий под названием «лапти». Работа на них, особенно в условиях бурного Каспия, была исключительно тяжелой: речные плоскодонные понтоны были начисто лишены необходимых для этого мореходных качеств; личный состав не имел каких бы то ни было бытовых удобств. Адмирал Флота Советского Союза И. С. Исаков в своей книге «Каспий, 1920 год» отозвался о «лапте» так: «Единственное его достоинство, что он «ничего не сидит», как говорят минеры, т. е. на нем меньше шансов взорваться...» Именно благодаря этой ценнейшей особенности «лаптям» и пришлось выполнять огромный объем тральных работ в водах юга страны.
Примечания
1. Знаменитые катера — истребители подводных лодок, входившие в состав Черноморского флота и во время гражданской войны активно действовавшие на Волге, Азове и Каспии, были построены в США в годы I мировой войны. О них будет рассказано отдельно.
2. Нужно отметить, что это название бронекатер носил недолго, так как, командующий войсками Юга В. А. Антонов-Овсеенко справедливо счел, что столь высокое имя нужно сначала завоевать. В дальнейшем все бронекатера действовали под своими старыми номерами.