За десятилетия службы в Советском Военно-Морском Флоте мне довелось быть участником и свидетелем его боевых действий в годы Великой Отечественной войны, напряженного труда и боевой учебы в мирное время. Военные моряки, неся постоянную службу по защите интересов и безопасности страны с океанских направлений, ощущают заботу ЦК КПСС и Советского правительства в оснащении флота современными кораблями и оружием, способными успешно решать самые сложные задачи. Главной силой флота, как и прежде, остаются люди — воспитанные партией, беззаветно преданные своей социалистической Родине, готовые для нее на любые испытания и подвиги.
История показала, что мощное оружие само по себе не может обеспечить победы. Кораблям ее приносят экипажи. Лучше всего это подтверждают примеры воинской доблести наших моряков во время Великой Отечественной войны.
В начале 1942 года у норвежских берегов подводная лодка Северного флота «Щ-421» смелой торпедной атакой потопила крупный немецкий транспорт, шедший под сильной охраной. Произошло это в самом горле фьорда, выйти из которого, казалось, невозможно. Сторожевые корабли противника тщательно прочесывали фьорд буквально повисли над «щукой». На лодку сбросили 44 глубинные бомбы. Но «Щ-421» сумела оторваться от преследования, все повреждения были исправлены и она благополучно вернулась на базу благодаря тому, что командир и экипаж, — гидроакустики, рулевые. электрики — действовали хладнокровно, четко и умело, выполняя маневры.
В том же 1942 году в Баренцевом море эскадренный миноносец «Гремящий» находился в боевом охранении, когда конвой союзников неоднократно атаковывали вражеские подводные лодки и самолеты. На море разыгрался необычайной силы шторм. Под ударами огромных волн у «Гремящего» появились повреждения корпуса и надстройки, корабль принимал воду В этой обстановке экипаж эсминца, стойко борясь за живучесть корабля, продолжал охранять конвой, отражал атаки самолетов и надводных кораблей противника. Сигнальщик заметил мелькнувшую на миг среди волн рубку немецкой подводной лодки. «Гремящий» ринулся на таран. Но удар не получился, — в последний момент мощная волна подбросила корабль и эсминец лишь задел лодку килем. Вся надежда оставалась на глубинные бомбы. «Гремящий» повел атаку, и в это время на него обрушился удар страшной силы, — гигантский вал прокатился по палубе, достигнув мостика. Трещала обшивка бортов, гнулись пиллерсы, корпус грозил не выдержать. Аварийная группа внутри корабля спешно подкрепляла корпус, откачивала воду. А наверху минер и торпедисты, чудом удержавшиеся за леера, работали у бомбосбрасывателей. Двадцать первым взрывом фашистский подводный пират был уничтожен. Но тут через несколько минут на конвой налетела большая группа «юнкерсов». Встреченная дружным огнем кораблей, она была рассеяна. При отражении налетов зенитчики «Гремящего» сбили немецкий самолет.
Подобных эпизодов, когда советские корабли одерживали победу только благодаря отличной боевой выучке, слаженности, дисциплинированности и выносливости экипажей, их высоким моральным качествам, можно привести немало. Ими проникнута летопись войны. С тех пер минуло много лет, изменился состав нашего флота, его задачи и характер службы на кораблях. Защита Родины с океанских направлений потребовала создания тяжелых океанских кораблей, атомного подводного флота и морской авиации. В дальних походах и полетах над океаном постоянно проходит необходимую подготовку личный состав корабельных и авиационных соединений. Мощь современного оружия и механизмов требует высокой боевой выучки и технической подготовки, операторских навыков у всего личного состава, в первую очередь — у старшин и матросов, проходящих срочную службу. Особые требования предъявляются к политико-моральным качествам, физической выносливости молодых моряков. Ведь в дальних и длительных походах, в различных климатических условиях — в жару и стужу, во время штормов и ураганных ветров, — могут возникнуть крайне тяжелые, напряженные ситуации, неожиданности. Преодолеть их могут лишь волевые, закаленные люди.
На севере, у поморов мне приходилось слышать поговорку, что море строит человека. Под этим понимается воспитание воли, прямоты характера, стойкости к трудностям и лишениям, но и находчивости, знаний и навыков а управлении судном в самой тяжелой, критической обстановке, а главное — товарищеской верности, взаимовыручки. Поморы, стремясь заложить эти качества в человеке с юности, брали подростков в море, на деле учили и воспитывали их. Времена изменились. Но сущность взаимоотношений человека и моря, людей друг с другом в море осталась той же. И та же самая тяга молодежи к морю приводит ее на корабли, суда рыболовецкого и торгового флота. Изменились лишь методы воспитания и подготовки молодых моряков. Однако, как и прежде, это лежит на обязанности старшего поколения.
В нашей стране созданы и действуют сотни клубов юных моряков, в которых школьники знакомятся с азами морских профессий, привыкают к труду и строгой морской дисциплине. Одновременно ребятам прививаются первые навыки владения веслом, парусом, управления шлюпкой, катером, чувство ответственности за выполнение своих обязанностей, любого «мелкого» поручение старших. В учебных походах школьники испытывают силу стихии, познают что такое качка на корабле, у них воспитываются главные качестве нестоящих моряков — смелость и находчивость, небоязнь опасности, подлинное морское братство и дружбе, чем всегда отличались наши советские моряки. Многие из этих ребят навсегда остаются верными своему увлечению юности, поступают лотом в мореходные и военно-морские училище. Клубы юных моряков делают большое, полезное дело и им можно лишь пожалеть всяческих успехов.
Большой опыт работы с молодежью более старшего, допризывного возраста накоплен в ДОСААФ. У нас в десятках специализированных морских и объединенных технических школ ведется подготовке мотористов, радиотелеграфистов, подводных пловцов И водолазов, электриков, трюмных машинистов и специалистов других профилей. Занятия проходят в прекрасно оборудованных классах, оснащенных новейшей техникой и аппаратурой, в обстановке, максимально приближенной к корабельной. Стенды и тренажёры имитируют реальную атмосферу похода, будущие моряки имеют возможность приобрести практические навыки в обслуживании механизмов и приборов, научиться самостоятельно обнаруживать к исправлять характерные повреждения, включая отработку приемов борьбы за живучесть корабля. Хорошая техническая подготовив молодежи в школах ДОСААФ сочетается с политическим воспитанием, изучением истории и традиций советского Военно-Морского Флота, прежде всего — на примерах Великой Отечественной войны. Цепь подготовки молодежи к службе на флоте, — добиться такого положения, чтобы выпускники морских школ ДОСААФ, придя на боевые корабли, через короткое время освоились со своими обязанностями, быстрее были допущены к несению самостоятельных вахт.
О тяге нашей молодежи к военно-морским знаниям, правильности выбранного направления в организации учебного процесса, свидетельствует популярность, которой пользуются морские школы ДОСААФ. Причем, не только в таких традиционных морских городах, как, например, Владивосток и Севастополь, но и там, где нет моря, где о службе на флоте в недавнем прошлом мало кто помышлял. С охотой занимаются допризывники в Ташкентской морской школе. Здесь отлично поставлен учебный процесс, оборудованы классы, есть хорошая материально-техническая база, руководят подготовкой молодежи опытные преподаватели-моряки. Не случайно многие выпускники Ташкентской школы уходят служить на флот, связывают с ним свою дальнейшую судьбу.
При подготовке молодежи к морской службе, работе на судах гражданского либо рыболовецкого флота, кроме привлекательности морских профессий, надо помнить и о том, что едва ли на решающим фактором желания поступить в мореходное либо военно-морское училище у молодых людей остается стремление испытать свой характер и силы стихии морей и океанов, быть готовым преодолевать опасности и неожиданности. Но сохраняется это не у всех, и помочь молодежи раскрыть себя, определить подлинность стремление к морю может занятие прикладными видами водного спорта. В их развитии нашему оборонному обществу, являющемуся одним из самых массовых в стране, отведена первостепенная роль.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» сказано: «Главная задаче физкультурного движения, всей системы физического воспитания, — всемерно способствовать укреплению здоровья советских людей, повышению их работоспособности и производительности труда, готовности к защите Родины, завоеваний социализме, формированию высоких нравственных качеств, бодрости духа, силы и выносливости, воспитанию здорового и жизнерадостного подрастающего поколения». Эти слове постановления — программа практической деятельности для нашего обществе на долгие годы. И мы должны несколько критически посмотреть на положение с развитием массовости прикладных видов водного спорта в системе ДОСААФ.
Начать хотя бы с того, что, выдерживая правильный курс в технической подготовке допризывников, мы меньше, чем нужно, уделяем внимания их физическому воспитанию. Сильными, выносливыми и физически закаленными делает людей занятие греблей, парусным и водно-моторным спортом, умение плавать на воде и под водой. Эти виды спорта воспитывают чувство локтя товарищей, спаянность, бесстрашие перед стихией, упорство в достижении цепи и разумную осмотрительность. Сочетать греблю и хождение под парусом дают прекрасную возможность морские ялы. Еще на моей памяти соревнования на них пользовались большой популярностью, культивировались на флотах, во всех морских клубах и на кораблях. Шлюпки достаточно надежны и мореходны, неприхотливы в обслуживании, довольно просты в управлении и вместительны — могут служить средством к массовому занятию греблей и парусом, чтобы на них совершались дальние спортивные походы. Природные условия для использования шлюпок есть практически на всех озерах и реках, не говоря уж о морях. Нет оснований нашим клубам жаловаться и на техническую необеспеченность. Ялы содержатся на каждой водной станции и базе ДОСААФ. Но тем не менее кое-где шлюпки простаивают без деле, не давая никакой практической отдачи. Взять, например, водные базы московских городского и областного морских клубов. На их акваториях редко увидишь шлюпки под парусом или под веслами, гонок почти не проводится, одно-двухдневных походов не организовывается. А ведь, наверняка, молодые парни, да и люди более старшего возраста с удовольствием могли бы участвовать в гребных и парусных соревнованиях на ялах, выйти в продолжительный поход. Единственным официальным видом соревнований, который предусматривает гребные и парусные гонки ив шлюпках, является морское многоборье. В него, наряду со шлюпкой, входят плавание, кросс, пулевая стрельба, причем, требования к выполнению нормативов достаточно высокие, что ограничивает число участников. Следовательно, и ялы используются мало. Для юношей, готовящихся к морской службе, да и вообще для молодежи, шлюпки надо использовать лучше и полнее, помня, что кроме средства физической закалки, они служат также и средством воспитания будущих моряков, подрастающего поколения. Кроме того, умение управлять парусной шлюпкой порой оказывается не менее необходимым, чем впадение боевой техникой. В одном из номеров «Катеров и яхт» адмирал Ю. А. Пантелеев рассказал, как оказавшись во вражеском окружении, наши моряки ушли от противника только благодаря умению управлять парусами. Нельзя не вспомнить и высказывания творца многих кораблей и смелых технических проектов, адмирала и ученого С. О. Макарове: «Кто не плавал под парусами, тот не моряк». Знаменитый адмирал, конечно, имел в виду совокупность воздействии паруса на подготовку настоящих рыцарей моря.
Популярный водно-моторный спорт, преимущественно культивирующийся в морских клубах ДОСААФ, за последние годы не приобрел достаточного развития. Видимо, организациям ДОСААФ необходимо повысить уровень этого вида спорта. Тут нельзя на сказать доброе слово в адрес редакции журнала, организовавшей соревнования на приз «Катеров и яхт», в которых все участники выступают на общедоступной отечественной технике. Этот опыт думается нужно не только поддерживать, но и распространять в морских клубах и первичных организациях ДОСААФ.
«...Нас всегда интересовали, — говорил на XXVI съезде КПСС товарищ Л. И. Брежнев, — не только спортивные вершины, а прежде всего массовость физкультуры и спорта. Успехи в этом очевидны. Но все же для большинстве людей спорт остается пока лишь зрелищем. Такое положение надо исправлять. Физическая культура должна входить в повседневную жизнь широких слоев населения и особенно детей».
Чтобы выполнить эту задачу, мы должны поднять на новый, более высокий уровень всю нашу организационную, учебно-спортивную и воспитательную работу среди молодежи. Большую роль тут, несомненно, будет играть пропаганда военно-технических и военно-морских знаний, пропаганда истории и героических традиций Великой Отечественной войны. Для этого надо всемерно использовать традиционные походы по местам боевой славы, проводимые на парусных судах флотскими яхт-клубами в прибрежных зонах морей. Морские школы ДОСААФ тоже могут организовывать такие походы на шлюпках, катерах и моторных лодках почти повсеместно и в центральных районах страны. Наши реки и озера были ареной ожесточенных боев с фашистами и знакомство с этими местами многое даст в патриотическом воспитании молодежи. Следует пройти по местам боев Днепровской, Дунайской, Волжской, Ладожской и Азовской флотилий, а на востоке — Амурской.
Много ярких героических страниц в истории Советского Военно-Морского Флота связано с Ленинским комсомолом. В октябре нынешнего года исполняется 60 пат его шефству над флотом. Все сделанное для него комсомолом трудно переоценить. По комсомольским путевкам в довоенное время пришли на корабли многие из тех, кто впоследствии стал их командирами; в годы войны комсомольцы-краснофлотцы громили врага, не щадя своей жизни, на море и на суше; сейчас на флоте многие корабли носят имя Ленинского комсомоле и шефами их являются комсомольские организации наших городов и республик; комсомольцы кораблей — это большая силе в обеспечении выполнения всех задач командования. Подготовка к шефскому юбилею станет настоящим праздником на флотах Родины.
Большую помощь комсомольские организации будут и впредь оказывать комитетам ДОСААФ в организации военно-патриотической и оборонно-массовой работы с допризывной молодежью, пионерами и школьниками, флот получит в результате тысячи хорошо подготовленных специалистов, воспитанных в духе преданности коммунистическим идеалам. Партия поставила перед нами серьезные задачи в воспитании у подрастающего поколения высоких нравственных начал, физической крепости и выносливости, бодрости духа и жизнерадостности. ДОСААФ силами всех своих организаций примет все меры, чтобы с честью решить эти большие задачи по развитию физкультуры и спорта.