Бюро ГК ВЛКСМ города моряков и рыбаков Находки приняло специальное решение о ежегодном участии яхтсменов в походах по местам революционной, боевой и трудовой славы Советского Приморья.
Первыми такой поход совершили два наших «четвертьтонника» — «Оля» и «Гармония» под флагом яхт-клуба «Антарес». Одиннадцать молодых яхтсменов — тружеников торгового порта, судоремонтного завода и Базы активного морского рыболовства участвовали в дальнем плавании вдоль всего побережья Приморского края — от Посьета на юге до северных его районов. Расскажу об этом походе, во время которого молодежные экипажи встречались с интереснейшими людьми и осматривали памятные места, соприкасаясь с богатейшей историей края.
Первый этап — до зал. Ольга — мы шли с ровным попутным ветром, который держался точно двое суток. В залив яхты входили уже в штилевую погоду — на зеркальной глади воды отражались огни рыболовных судов и белого, приютившегося у самой воды поселка Ольга.
Секретарь РК ВЛКСМ Владимир Лепеткин помог нам организовать встречу с одним из участников партизанского движения в Приморье М. А. Горшковым. Неторопливый, степенный Михаил Андреевич рассказал нам много интересного о борьбе за Советскую власть, о своей боевой юности, когда семнадцатилетним юношей он ушел в партизанский отряд. Ветеран проводил нас к памятнику героям гражданской войны, сражавшимся и погибшим в этих местах.
Тяжелые бои с белогвардейцами и интервентами шли здесь целых два года. И неоценимую в условиях полнейшего бездорожья помощь в борьбе за Советскую власть оказал «партизанский флот», руководимый Василием Семеновичем Колесниченко. Свой флот появился у партизан после того, как они с помощью владивостокских подпольщиков среди белого дня угнали у белых два мореходных, вооруженных пулеметами катера — «Павел» и «Амур». Шум поднялся такой, что об этом вынуждены были сообщить белогвардейские газеты! Позднее большевики захватили еще несколько судов, включая канонерку и вооруженный пароход береговой охраны. Из воспоминаний Василия Семеновича известен, например, такой эпизод. Южнее поселка Ольга, в районе маяка, партизаны обнаружили устанавливаемое белыми орудие. Дожидаться, когда они кончат работу, не стали: группа партизан с катера «Павел» высадилась на берег, разогнала артиллеристов и увезла трехдюймовку, сумев погрузить ее на свой корабль...
До позднего вечера на наших яхтах были гости, казалось, вопросам не будет конца. А на рассвете «Оля» и «Гармония» подняли паруса и взяли курс на мыс Белкина.
И снова шли с попутным, но на этот раз — штормовым ветром, под штормовыми парусами. Лишь изредка сквозь черные тучи открывалось небо. Погода не радовала и улучшения ее не ожидалось. Яхтсменам будет понятна наша радость, когда сразу за мысом Белкина открылся маленький, обветренный поселок Амгу. Сколько их, вот таких рыбацких поселков, открытых всем ветрам, просоленных и пропитанных пряным запахом рыбы и водорослей, разбросано по нашему побережью!
Здесь мы задержались на целые сутки. Днем готовили яхту к следующему переходу, вечером — встретились с местными комсомольцами. Мы рассказали им то, что узнали о становлении Советской власти в Приморье, отвечали на вопросы о нашем городе, о предприятиях, на которых работаем. Выполняя поручение комсомольцев БМРТ «Мыс Белкина», вручили хозяевам — «обитателям» этого мыса — трудовой рапорт экипажа траулера, в память о встрече подарили барельеф с изображением В. И. Ленина.
При выходе из Амгу в тумане, укутавшем море серой пеленой, яхта «Оля» села на камни. Сняться удалось только с большим трудом и с помощью второго экипажа, но не прошло и часа — налетел сильнейший шквал. Ураганный ветер мгновенно разметал в клочья туман, море вскипело — так у нас иа Дальнем Востоке бывает часто! Мы не стали вступать в противоборство со стихией и легли на курс фордевинд, а чтобы легче было удерживать яхты по ветру, вытравили с кормы якорные канаты. С рассветом, когда ветер немного утих, определились: выяснилось, что мы находимся на траверзе поселка Терней. Вот где можно укрыться, обсохнуть и отдохнуть! На какой-то момент видимость улучшилась и перед нами открылась полоска берега, окаймленная пеной. Ошвартовались в тихой заводи у небольшого причала, где траулеры отдыхают перед новой путиной.
Два дня мы гостили в Тернее. Возложили цветы к памятнику героям боев за власть Советов, встретились с ветеранами Великой Отечественной войны.
Дальше наш курс был проложен к прибрежному горняцкому поселку Рудная Пристань (шли ходко — под спинакерами). В период гражданской войны этот район был одним из центров партизанского движения. Прямо у причала стоит памятник «красному катеру» «Рында» — флагману партизанского флота. В те памятные годы катер перевозил партизан, доставлял оружие и боеприпасы, на его счету десятки дерзких боевых операций. Белогвардейцы охотились за «Рындой», но моряки, отлично зная побережье, умело скрывались от преследователей. После установления Советской власти катер «Рында» перешел на мирную службу — в погрузочный цех нынешнего производственного объединения «Дальполиметалл». Прошли годы, обветшавшее судно затонуло в небольшой бухточке — у самого берега, под маяком. Нам показали это место. Ребята из спортивно-технического клуба «Горгона» рассказали, что исторический катер будет поднят, восстановлен и поставлен на берегу как памятник. Он будет стоять на входном створе, чтобы огни легендарного партизанского корабля помогали судам входить в уютную закрытую от ветров бухту. Художник-самоучка Виктор Поморов делает макет мемориала.
В местной газете лауреат Государственной премии генеральный директор «Дальполиметалла» В. Д. Савин пишет: «Увековечить корабль партизан в год 60-летия освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев — дело нашей чести».
Местные знатоки — краеведы рассказали нам и о моряках с «Рынды», о болыпевиках-подполыциках, которые поднимали народ — вели революционную пропаганду среди ра-бочих-горняков.
Мы прошли по местам боев с интервентами. Долго стояли перед установленным на высоком берегу реки Рудная — примерно в 8 км от поселка — памятником Сергею Васильевичу Архипову. Он был одним из организаторов Красной Гвардии и подпольного комитета большевиков в Тетюхе. Здесь он погиб в бою 9 апреля 1919 г. Наша маленькая экспедиция возложила цветы к этому скромному памятнику.
За 22 дня участниками похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа было пройдено более 800 миль вдоль побережья Приморского края. Прочитано несколько лекций, установлены дружеские связи с комсомольскими организациями тех населенных пунктов, где мы побывали. А главное — собран богатый материал о революционном прошлом нашего Приморского края.