Многие считают, что идея плаваний по забытым маршрутам древности выдвинута прославленным ныне Туром Хейердалом. Однако это не так.
Первое в нашем столетии плавание из варяг в греки было совершено в 1913 г. на парусной двухмачтовой байдарке «Рулевой» П. В. Пищиковым и Н. М. Жаворонковым — корреспондентами журнала «Рулевой», издаваемого в Петербурге.
Путь был таким: Нева, Ладожское озеро, Волхов, озеро Ильмень, реки Ловать, Кунья, Допша, Западная Двина, Воль и далее по Днепру до Киева, — всего около 2100 верст. Весь путь предполагалось совершить за 6—8 недель, идя под парусами и на веслах. В других местах предстояло перетаскивать судно волоком, а точнее — на лошадях; в первый раз на участке в 3 версты, и во второй — на 8 верст.
Байдарка была построена из Отборных кедровых реек и покрыта с наружной стороны просмоленной парусиной. В длину «Рулевой» имел 6 м, а в ширину — чуть больше метра. Вес его, вместе с парусным вооружением, достигал 128 кг.
В плавание «варяги» Отправились 1 июня, отвалив под парусами от набережной у Моста Петра Великого (ныне Большеохтинский) ровно в 18 часов. Но не успели еще на берегу смолкнуть прощальные возгласы друзей, как ветер на Неве упал совершенно, и путешественникам, дабы не омрачить начала пути, пришлось взяться за весла и грести подряд четыре часа против течения, чтобы выбраться за черту города. В дальнейшем им пришлось не раз идти на буксире у попутных барж (по Неве и Ладоге) и даже на бурлацкой тяге (по Волхову).
Вот как описывали они в своем дневнике освоение древнего пути: «Как и варяги в древности, мы тоже были вынуждены останавливаться, чтобы чинить и смолить свою лодку. Разница была только в том, что варяги смолили немного дальше, а именно — на месте, где теперь стоит город Смоленск, получивший отсюда свое название. А мы все это — заделку дыр в днище, ремонт форштевня, окраску суриком всей подводной части — вынуждены были производить уже в Торопце».
Из Витебска, куда Пищиков и Жаворонков прибыли 3 июля, байдарку нужно было отправлять волоком до Орши. Наши путешественники предпочли конной тяге железную дорогу. Спустив затем «Рулевого» в днепровские воды, они без особых приключений 25 июля благополучно ошвартовались у дебаркадера киевского яхт-клуба. Затратили на весь переход они 55 дней.
Конечно, путешествие их составляло только часть пути древних, которым, в свое время, предстояло после Киева пройти еще коварные днепровские пороги и продолжать затем путь по западной части Черного моря.