В навигацию 1979 г. плавание путями Второй Камчатской экспедиции В. Беринга было предпринято на яхте «Чукотка» (типа «Алькор», постройки Лен. эксп. судоверфи ВЦСПС). На этот раз владивостокские яхтсмены моделировали плавание пакетбота «Св. Петр» при его подходе к Командорским островам в 1741 г.
Об этом плавании рассказывают капитан яхты «Чукотка» преподаватель ДВВИМУ канд. техн. наук Леонид Константинович Лысенко и археолог Геннадий Леонидович Силантьев, под руководством которого экипаж яхты в течение трех недель выполнял раскопки на острове Беринга» Одновременно печатаем рассказ капитана Л. К. Лысенко об одиночном 500-мильном переходе, выполненном им на яхте «Чукотка» во время этих работ. Насколько нам известно, это первое в истории советского парусного спорта столь длительное плавание в одиночку в открытом океане.
В 1981 г. широко отмечается 300-летие со дня рождения знаменитого мореплавателя В. Беринга. Яхтсмены ДВВИМУ продолжают раскопки на о. Беринга, рассчитывая отыскать пушки со «Св. Петра». Планируется также пройти вдоль Алеутских о-вов по пути беринговских пакетботов, совершавших здесь важнейшие географические открытия.
Сначала напомним канву исторических событий чуть ли не 250-летней давности.
В 1733 г. капитан-командор Витус Ионассен Беринг (1681—1741) был назначен начальником Второй Камчатской экспедиции и непосредственным руководителем восточного ее морского отряда. Для возможности предписанного экспедиции изучения берегов Америки (и даже Японии) летом 1740 г. в Охотске были построены два небольших парусных судна. В том же году они перешли на Камчатку — в Авачинскую губу (где был заложен город Петропавловск), а в начале июня следующего 1741 г. вышли в море и взяли курс на восток. На борту пакетбота «Св. Петр» находилось 77 человек во главе с самим В. Берингом, на борту «Св. Павла» — 75 человек во главе с А. И. Чириковым. Примерно через полмесяца в непогоду суда потеряли друг друга и дальнейшее плавание вели самостоятельно.
Возвращаясь от берегов Америки на Камчатку уже глубокой осенью, «Св. Петр» встретил сильные противные ветра. Вода и продукты оказались на исходе, паруса были изорваны, на палубе лежал снег. В вахтенном журнале за 5. XI записано: «Больные господин капитан-командор и протчих разных чинов служителей 33 человека, а остальные хотя в числе здоровых, только ни одного человека в настоящем здоровье нет». Лишь несколько моряков были еще в состоянии управлять судном, остальных поразила цинга. В этих условиях В. Беринг, сам уже около трех недель прикованный к постели, принял решение высадиться на любом ближайшем берегу, даже если это и не Камчатка.
Утвердилось мнение, что к этому моменту счисление пути было потеряно, мореплаватели совершенно не ориентировались в обстановке и в результате потерпели кораблекрушение у берегов острова, ныне носящего имя Беринга. Однако записи в сохранившемся вахтенном журнале свидетельствуют о другом: счисление пути велось, пакетбот лавировал вблизи обнаруженной неизвестной земли, и еще за день до постановки на якорь Берингу было известно, что видимая земля не является Камчаткой.
6.XI «Св. Петр» стал на якорь в 1,5 милях от берега. Начали свозить на берег больных, рыть в мерзлом песке жилища. Здесь, на довольно большом (площадь 1660 км2) но необитаемом и лишенном леса острове, участники плавания провели долгие 9 месяцев зимовки. Лишь в августе 1742 г. на построенном из остатков разбитого штормами пакетбота гукоре с тем же названием «Св. Петр» они смогли добраться до Петропавловска, а многие — 31 человек, включая самого Беринга, скончавшегося 8. XII, навсегда остались на открытой ими земле...
Бухта Командора1 издавна привлекала внимание исследователей. Здесь еще в 1923 г. работал известный путешественник, ученый и писатель В. К. Арсеньев, составивший описание места зимовки спутников В. Беринга.
В 1944 г. моряки-тихоокеанцы провели поверхностные раскопки землянок; были обнаружены предметы корабельной оснастки, деревянный шкив, железные гвозди, ядра. А в 1946 г. после сильного шторма сами собой на поверхности оказались пушки. Две из них местные жители вывезли. Позднее они были преподнесены в дар землякам В. Беринга во время дружественного визита крейсера «Орджоникидзе» в Данию.
В 1966 г. большие раскопки на пляже проводила (с применением бульдозера) экспедиция из Петропавловска, однако результаты ее работы оказались весьма скромными. (Можно еще добавить, что об исследованиях на о-ве Беринга рассказывалось недавно в статье «Чем влекут Командоры», опубликованной в газ. «Правда» 27.1 1981 г.)
Наша экспедиция была организована по инициативе Приморского филиала Географического общества СССР, ДВВИМУ имени Г. И. Невельского, Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР. Нам предстояло выполнить физическое моделирование плавания пакетбота «Св. Петр» в р-не Командор с целью уточнения его маршрута и обстоятельств высадки на о-ве Беринга, а также выявления принадлежащих Второй Камчатской экспедиции географических открытий.
«Опыт физического моделирования плаваний прошлого в мировой науке сравнительно мал, а в нашей стране почти полностью отсутствует», — справедливо утверждает М. А. Коган2, автор интересной статьи «О моделировании плаваний прошлых веков». А между тем это — один из наиболее убедительных методов научного анализа достоверности географических открытий. Повторение в сходных условиях маршрутов былых экспедиций способно подтвердить либо опровергнуть многие теоретические расчеты и устоявшиеся, но зачастую неполные, спорные или представляющиеся недостоверными сообщения старых источников.
Выходу в плавание предшествовала большая подготовительная научная работа. Тщательно изучив вахтенный журнал «Св. Петра», канд. ист. наук А. А. Сопоцко сделал прокладку пути пакетбота на современных навигационных картах. Имея фотокопии этих карт, мы с максимальной степенью точности старались повторять путь беринговского парусника, шаг за шагом оценивая достоверность записей в вахтенном журнале. По достижении каждой точки, из которой моряки со «Св. Петра» брали пеленги на те или иные географические ориентиры, мы повторяли их работу и опять-таки сравнивали результаты своих наблюдений с записями в шханечном журнале. Кроме того, мы сопоставляли картины видимого побережья с краткими словесными описаниями, имеющимися в журнале.
Хорошая сходимость описаний и наших наблюдений позволила идентифицировать многие объекты, а следовательно, не только уточнить маршрут плавания «Св. Петра», но и утвердить приоритет экспедиции Беринга в открытии ряда географических пунктов.
Вся эта работа проводилась на основе составленной с участием ученых Инструкции капитану яхты по моделированию плаваний пакетбота «Св. Петр» и гукора «Св. Петр» (на пути к Камчатке) и идентификации географических открытий русских моряков на острове Беринга.
Кроме упомянутых фотокопий современных карт с прокладкой и Инструкции, на борту «Чукотки» имелись следующие материалы:
- фотокопия карты X. Юшина (1742 г.) с прокладкой пути пакетбота «Св. Петр» в ноябре 1741 г. и гукора «Св. Петр» в августе 1742 г.;
- фотокопия карты Морской академии (1746 г.);
- рекомендации по археологическим раскопкам на о-ве Беринга;
- опись имущества пакетбота «Св. Петр»;
- опись вещей, оставленных на месте зимовки на о-ве Беринга при отплытии на гукоре в августе 1742 г.;
- результаты работы экспедиции Б. А. Сушкова (1956 г.), искавшей пушки со «Св. Петра» на месте зимовки;
- карта расположения поселения зимовщиков в бухте Командор.
Информация об изображении
Остатки штурманских инструментов, найденные при раскопках, на фоне карты XVIII столетия
«Чукотка» вышла из Владивостока 8 июля. Экипаж ее состоял из курсантов судоводительского факультета: В. Сигитова, Б. Есенгелди-нова, С. Моненца, Н. Остапенко, С. Колбека и капитана Л. Лысенко.
Остатки штурманских инструментов, найденные при раскопках, на фоне карты XVIII столетия
Уже по традиции сигналом начала плавания послужил полуденный выстрел пушки на Тигровой сопке.
Переход до Сахалина занял более 10 суток: устойчивый встречный ветер внес свои коррективы. Плавание наше было рассчитано на два месяца, так что незначительное отставание от графика не тревожило. По пути зашли в порт Восточный. Здесь экипаж пополнился художником Федором Конюховым. В каюте появились мольберт, краски, картонки, прочие необычные предметы, а также инкрустированный различными породами дерева портрет Беринга.
Под вечер 18 июля обогнули мыс Крильон и стали на якорь в уютной бухте Морж. Утром отправились на берег. Мыс порос мелким бамбуком, карликовой березкой и кедром. Зато травы здесь в полтора-два человеческих роста, продираться через них — сущее бедствие. Мыс Крильон на юге заканчивается скалой, отвесно обрывающейся к морю. На ее вершине — обелиск советским воинам, павшим при освобождении южного Сахалина. Мы положили к подножию обелиска огромные букеты полевых цветов.
К вечеру 19 июля при очень слабом ветре снялись с якоря. Прибрежное течение стало сносить нас к югу — в район рифов. Хода нет, рифы приближаются. Впору снова отдавать якорь! Используя едва ощутимые дуновения ветра, кое-как выходим из этого района и тут же попадаем в сильную струю другого течения, которое понесло яхту на Камень Опасности. Видимость отличная. Ярко светит маяк. Слышен глухой многоголосый рев сивучей...
С первым лучом солнца устанавливается ровный попутный ветер, «Чукотка» устремляется к мысу Анива, за которым открываются туманные просторы Охотского моря. «Печатаем» по 120 и более миль в сутки. Между вахтами начинается своеобразное соревнование за наибольший переход по генеральному курсу. Капитану приходится строго следить, чтобы желание идти быстрее не противоречило безопасности плавания! За Курильской грядой ветер усиливается порой до штормового. Стрелка лага практически не опускается ниже отметки 10 уз.
Утром 29 июля «Чукотка», радушно встреченная местными яхтсменами, швартуется в Петропавловске. Здесь к нашему экипажу присоединяется студент Дальрыбвтуза А. Симаков. Рабочие завода «Фреза» передают нам мемориальную доску, которую предстоит установить в бухте Командор.
Стоянка была недолгой. Выйдя из Петропавловска-Камчатского в тот же день, мы старались следовать маршрутом гукора «Св. Петр», но прошли его в обратном направлении. В бухте Командор «Чукотка» появилась 4. VIII. Остров Беринга встретил нас секущими зарядами дождя; над сопками клубились черные тучи. А уже на следующее утро погода установилась для здешних мест просто прекрасная; ярко светило солнце.
Ближе одной мили к берегу подойти нельзя — мешают рифы, обнажающиеся при отливе. Ставим яхту на два якоря, положенных гуськом, вытравливаем за борт 100 м якорного каната, На берег высаживаемся на надувном плоту. Каждый из членов экипажа яхты, с волнением ступая на легендарный остров, первым делом спешит к устремленному ввысь белому кресту — памятнику Берингу.
С другого конца острова, через тундру, к месту раскопок на вездеходе пробились археолог Г. А. Силантьев, прибывший сюда пароходом, и директор алеутского музея в Никольском Ф. И. Тимохина. Теперь можно было начинать «сухопутную» часть научной программы.
Коротко расскажем о ее результатах. На левом берегу р. Командор, в 200 м от устья, мы нашли несколько четырехугольных западин — землянок глубиной 0,7—1,3 м. Чьи они — экспедиции Беринга Или зверопромышленников, позже наезжавших на остров, не ясно.
На месте зимовки мы заложили раскоп общей площадью около 400 м2 и подробно исследовали остатки трех землянок. Вырыты они в заросших густой травой песчаных дюнах и имеют глубину до 2 м. Ни остатков крепления стен, ни ям от столбов не обнаружили; только в двух землянках видны следы матицы — бруса, служившего перекладиной для кровли. Известно, что именно в такой землянке умер Беринг, наполовину присыпанный песком.
Отсутствие деревянных конструкций говорит за то, что землянки были вырыты моряками сразу после высадки; в то время для людей, страдающих от холода, каждый кусок дерева представлял особую ценность!
В жилищах и около них нашли массу кованых корабельных гвоздей, обнаружили кузнечную площадку, сплошь устланную скобами, гвоздями, дверными петлями, полосами делательного железа. Известно, что весь апрель оставшиеся в живых зимовщики разбирали останки пакетбота, а в мае заложили новое судно меньших размерений — гукор «Св. Петр». Корпус гукора, имевший двойную обшивку, был сделан так хорошо, что это судно, построенное обессилевшими людьми в аварийных условиях, еще в 1752 г. ходило по бурному Охотскому морю.
В землянках удалось найти каменные орудия, обломки шлифованных изделий и украшений из шиферного сланца, прокопченный светильник. Известно, что при посещении Алеутских островов и северо-западной части Америки экспедицией Беринга была собрана этнографическая коллекция орудий труда и других предметов. Возможно, некоторые из найденных нами предметов являются частью этой коллекции.
Можно перечислить еще много интересных находок, включая монеты, штурманский циркуль-измеритель, наперстки, топоры, медные пуговицы, штоф с пробкой, набор мерок. В полосе рифов, запирающих вход в бухту, нашли лапу застрявшего на глубине 6—8 м якоря. Вероятно, это один из нескольких якорей корабля В. Беринга: известно, что во время шторма пакетбот сорвало с якорей и выбросило на берег.
Теперь еще одно соображение. В вахтенном журнале «Св. Петра» четко указаны пеленги от креста Беринга на о-в Медный и самые значительные мысы самого о-ва Беринга. С точки местонахождения современного памятника этих мысов совершенно не видно, так как он стоит в долине у подножия сопки. Это говорит о том, что и могильник и «Берингов крест» находятся где-то в другом месте, которое еще предстоит отыскать последующим экспедициям.
А пока, покидая бухту Командор, мы установили мемориальную доску со следующим текстом: «Здесь суровой зимой 1741—42 годов была последняя стоянка экипажа пакетбота «Святой Петр».
Примечание
1. На картах — б. Командор.
2. «Известия Всесоюзного географического общества», 1975, т. 107, вып. 6, с, 502-509.