«Красный вымпел» — корабль-ветеран Тихоокеанского флота, который первым на Дальнем Востоке поднял красный флаг, встал на защиту Революции. О нем написано много статей, есть книги. Решением Военного Совета КТОФв 1958г. корабль поставлен на вечную стоянку в бухте Золотой Рог.
Далеко не всем известно, что проектировался и строился этот корабль отнюдь не как боевая единица, а как роскошная паровая яхта камчатского генерал-губернатора.
Обратимся к подлинным документам тех лет.
«1910 года 19 января доверенный Акционерного Общества Охтенского судостроительного и механического заводов» подписал договор, по которому одно из предприятий Общества обязалось построить «для плавания у берегов Камчатки стальной разъездной пароход, имеющий главные размеры: длина по ватерлинии — 143 фута (43,6 м), наибольшая длина — 159 футов (47,7 м), наибольшая ширина — 27 футов 10 5/8 дюйма (8,5 м)». Особо оговаривалось, что «означенный пароход должен быть построен из лучших материалов и работа должна быть высшего качества», причем «контрагент обязуется производить постройку корпуса и механизмов своими рабочими, инструментами и из материалов русского происхождения».
Договор и спецификацию завизировал тогдашний министр внутренних дел и председатель совета министров Российской империи П. Столыпин. Не знал этот деятель, ставший знаменем черносотенной реакции и контрреволюции, что подписывает документ на постройку корабля, который войдет в историю как «Дальневосточная «Аврора»: в 1917 г. экипаж губернаторской яхты во главе со своим командиром первым перейдет на сторону революции!...
Согласно договору завод должен был предъявить к сдаче пароход в полной готовности, под парами, уже 15.X 1910 г. Столь сжатые сроки оговаривались строго: за каждый день задержки начислялся внушительный штраф. Уважительной причиной, которая могла быть принята во внимание, считалось лишь «действие непреодолимой силы», причем расшифровывалось и это: договаривающиеся стороны сошлись на том, что таковыми являются пожары, бури и стачки.
Какие-то непреодолимые силы все-таки помешали заводчикам сдать яхту вовремя, а заказчику — взыскать неустойку. Примем во внимание, что особых стихийных бедствий в том 1910 г. на Балтике не происходило. Нет никаких сведений и о пожарах; во всяком случае, ничего не известно о пожарах ни на заводе Крейтона в Або (Финляндия), где было построено и в октябре только-только спущено на воду судно, ни на Охтенском заводе в Петербурге, где его достраивали. Так что, скорее всего, именно забастовки рабочих были той действительно непреодолимой силой, которая несколькими годами позже покончила и с заказчиком-губернатором, и с господами-заводчиками.
Испытания нового судна проводились в Ревеле (ныне Таллин) и завершились 3. VIII 1911 г.
Читаем следующий документ — Патент, коим «По указу Его Величества Государя Императора и Самодержца Всероссийского и прочая, и прочая, и прочая, подданному Его Императорского Величества — Камчатской областной администрации — дозволено поднять купеческий русский флаг на собственном его(ее) судне, именуемом «Адмирал Завойко».
Яхта получила название — его и сейчас можно прочитать, например, на киповых планках корабля — по имени В. С. Завойко, бывшего когда-то командиром Петропавловского порта и руководившего обороной его от англо-французской эскадры в 1854 г.
Итак, в корабельный список ревельской таможни под № 360 была занесена «паровая, винтовая, двухмачтовая, двухпалубная яхта», которая «подъемлет грузу 247,8 т и принимает на борт 59 пассажиров, а машина которой имеет мощность 50 л. с.»
Многозначительная оговорка насчет того, что «сему судну предоставляется право иметь плавание по всем морям и океанам», отнюдь не была пустой фразой: будучи укомплектованной вольнонаемной командой, яхта тут же вышла в дальнее плавание через два океана (с проходом Панамским каналом) к месту назначения; в середине сентября того же года «Адмирал Завойко» пришел в Петропавловск.
Как выглядела яхта под парусами — неизвестно. К 1956 г., когда мне было доверено командование кораблем, от его парусной части практически ничего не осталось. За предыдущие 45 лет службы он прошел множество ремонтов и модернизаций, существенно изменивших корабль соответственно новому назначению, с учетом поступления на флот новой техники. О былых плаваниях под парусами можно только догадываться: живыми свидетелями тех лет остались две высокие, стройные мачты и мощный бушприт.
Обратимся еще раз к упомянутому договору на постройку. Там сказано: «Пароход имеет парусное вооружение согласно чертежу». Однако сам чертеж, к великому сожалению, обнаружить не удалось. Единственное, что еще говорится в бумагах 80-летней давности о вооружении «Адмирала Завойко», практически никаких сведений не содержит: «Две прочные мачты должны быть установлены в передней и задней части судна, оснащены всем необходимым такелажем и парусами; нижняя часть их — стальная, стеньги — деревянные, весь стоячий такелаж — из стального оцинкованного троса, бегучий — лучшего манильского»...
Полагаю, что основными парусами были стакселя и кливера. Учитывая высоту фок-мачты (до 20 м) и длину мощного бушприта, суммарная площадь парусности в носовой части судна могла быть не менее 200—250 м2. На попутных ветрах ставился прямой парус до 60 м2. На 20-метровой же грот-мачте, судя по всему, несли гафельный грот до 120 м2. Таким образом, вероятно, яхта могла в хорошую погоду нести в общей сложности до 300—350 м2 парусов. Внести ясность могут только ветераны-моряки и очевидцы, видевшие этот корабль на Ревельском рейде в далеком 1911 году или во время ежегодных плаваний вокруг Камчатки и во Владивосток, совершаемых в 1912—1917 гг.
В марте 1923 г. трудящиеся Приморья вручили морякам посыльного корабля «Адмирал Завойко» Красное Знамя, на котором написано: «Подымите паруса на великое плавание по океану мировой революции!»
Переименованный тогда же в «Красный вымпел», корабль стал «грозой для белогвардейских пиратов». Под красным флагом он прорвал японскую блокаду и доставил оружие камчатским партизанам, помогал устанавливать советскую власть в глухих местах побережья, сражался с контрреволюционными бандами. Многие годы «Красный вымпел» нес патрульную службу и боролся с контрабандой, вел гидрографические работы, доставлял грузы береговым базам, даже служил штабным кораблем молодого Тихоокеанского флота. Корабль-ветеран принимал участие и в действиях во время войны с империалистической Японией: на его счету два боевых похода в Северную Корею.