Подчеркнем, моря она в детстве, во всяком случае — раннем, не видела: ферма их была расположена довольно далеко от берега; единственным же видом спорта, которым она занималась, была верховая езда. Правда, однажды собственными силами семейства была построена лодка. Однако место ее постройки находилось довольно далеко от пруда — не ближе полумили, поэтому неудивительно, что когда это неуклюжее и тяжелое судно удалось до него дотащить, интерес к водным видам спорта заметно ослаб; когда же лодка, наконец, была спущена на воду, после чего сразу же и затонула, интерес этот и вовсе пропал.
Найоми было лет десять, когда семья устроила выезд на океанский берег. Первое знакомство с морской стихией закончилось далеко не лучшим образом: плотно пообедав, девочка отправилась купаться, случилась судорога, и Она чуть было не утонула. (Заметим попутно, что по-настоящему плавать она научилась только в 23 года.)
Да и после этого ничто в жизни Найоми не предвещало, что она хоть каким-то образом окажется связанной с морем. В 12 лет ее отдали в школу. Училась она неважно, было скучно, неинтересно. Через некоторое время она школу бросила, поступила работать ученицей парикмахера. Еще несколько лет спустя — ей тогда было уже 17 — Найоми решила все же учебу закончить и вновь поступила в школу, но на этот раз уже в вечернюю, а еще через два года, накопив немного денег, вместе с сестрой села на теплоход и отправилась в Европу. Первые дни рейса она очень страдала от морской болезни (опять-таки все предпосылки, чтобы держаться подальше от моря).
Чем только она не пробовала заниматься в Европе! Была парикмахером, барменом, официанткой, опять парикмахером, преподавала английский. «В перерывах» успела изъездить чуть ли не весь континент, занималась на курсах рисования и лепки, изучила немецкий язык. И вот в 1975 г. Найоми надумала отправиться в Англию и там попытаться устроиться на работу в зоопарк — ее стало тянуть к природе, к животным. В старинном французском порту Сен-Мало, уже взяв билет на паром, идущий в Англию, она совершенно случайно попала в гости на яхту «Бритиш Стил», на которой Чэй Блит в одиночку обошел вокруг света. Вот тогда-то и произошел резкий поворот в судьбе Найоми: она засиделась в кают-компании яхты и опоздала на паром, но зато познакомилась с будущим мужем — английским яхтсменом Робертом Джеймсом.
Найоми буквально заболела парусом. Вместе с Робом они стали выходить на яхте на прогулки и в более или менее продолжительные круизы, и хотя поначалу она ужасно— по ее собственному выражению — страдала от качки, ходить под парусами ей нравилось все больше и больше. Через некоторое время на полгода они растались — Роберт участвовал в очередных гонках, а Найоми вернулась на это время домой, в Новую Зеландию. И там, работая на ферме, Найоми задумала обойти на яхте в одиночку вокруг света. Сначала это была просто мечта, однако по мере того, как Найоми читала и изучала книги всемирно известных яхтсменов-одиночек — Слокама, Чичестера, Нокс-Джонстона, Льюиса и других — ей, как ни странно, эта мечта стала казаться все более осуществимой.
Дальше события разворачивались необычайно стремительно. Найоми вернулась в Англию встречать яхту Роба, он тут же сделал ей предложение, а чуть ли не на следующий день Найоми сказала Робу о своем намерении. Сперва он никак на это не отреагировал, но поняв, что она решила твердо, возражать не стал. И, конечно, именно ему начинающая яхтсменка обязана своей морской выучкой, приобретенной, кстати сказать, за крайне короткий срок. Во всяком случае неслучайно книжка, написанная Найоми уже после ее великолепного плавания, имеет многозначительное посвящение: Робу и Чэю — моим учителям.
Возник вопрос о том, где взять яхту и деньги, кто будет субсидировать предприятие? Долгое время никто на это не решался, поскольку Найоми как яхтсменка была совершенно не известна. Но наконец, опять-таки неожиданно, все-таки нашелся человек, согласившийся дать деньги, а Чэй Блит, недавно купивший себе еще одну яхту, называвшуюся «Спирит оф «Катти Сарк» («Дух «Катти Сарк»), предложил ее на время Найоми. Яхта эта была хорошо известна: в 1968 г. Лесли Вильямс участвовал на ней в трансатлантических гонках одиночек ОСТАР. Забегая вперед, отметим, что на время плавания Найоми яхту переименовали в «Экспресс-крусэйдер» («Экспресс-крестоносец» — очевидно в связи с какими-то обязательствами перед газетой «Дэйли экспресс»).
Началось горячее время — подготовка к одиночному плаванию. Были заказаны новые паруса, восемь лебедок, аварийный радиопередатчик; корпус заново окрасили патентованной противообрастающей краской. Перебрали двигатель и все палубные механизмы, установили дополнительные подкрепления корпуса и т. д. и т. п.
И вот, наконец, все было позади. 9 сентября 1977 г. Найоми Джеймс — 27-летняя дочь новозеландского фермера, имевшая за плечами всего двухлетний опыт плавания под парусами (причем она ни разу не ходила на яхте одна), начала в Дартмуте свой путь вокруг света. А через 272 дня — 8 июня 1978 г. пересекла «финишную ленточку» и стала неофициальным чемпионом мира по общему, считая и время стоянок, времени, затраченному на кругосветное путешествие. Если польку Кристину Хойновскую-Лискевич по праву называют первой женщиной, которая в одиночку обошла земной шар под парусами (она финишировала — см. сборник №84 — в Лас-Пальмасе на 420-й день плавания — 21 апреля 1978 г., т. е. на полтора месяца раньше, чем Найоми вернулась в Дартмут), то Найоми Джеймс вошла в историю как первая женщина, совершившая такое же плавание с обходом грозного мыса Горн. Установлен ею и еще один женский рекорд — по протяженности одиночного перехода (14 000 миль).
Книга Н. Джеймс «С морем один на один» — это захватывающий рассказ об одном из самых замечательных одиночных кругосветных путешествий. Найоми честно, искренне рассказывает и об отчаянии, охватившем ее, когда вышла из строя радиостанция, и о замешательстве, которое она испытала, обнаружив, что путает долготу с широтой, и о горе, когда ее единственный спутник котенок Борис упал за борт, и об ужасе, испытанном, когда яхта перевернулась.
Как и все яхтсмены-одиночки, Найоми испытывала страх перед мысом Горн, а обогнула его совершенно незаметно для себя («Я, возможно, даже спала в это время», — пишет она).
Никак нельзя сказать, что плавание проходило без происшествий. Начать хотя бы с того, что вскоре после выхода в Атлантику (на 29-й день плавания) отказал радиопередатчик. Найоми готовилась к очередному сеансу связи, включила его и... ничего не произошло! Она было подумала, что просто сделала что-то не так, но нет, все делалось правильно, однако передатчик не работал. Серьезность положения она оценила не сразу — несколько дней ей казалось, что она вот-вот сможет найти и устранить неисправность, но из этого так ничего и не вышло, и в конце концов Найоми решила идти дальше без связи с землей. А идти без связи пришлось чуть ли не полтора месяца! Радиопередатчик был отремонтирован лишь в Кейптауне, куда Найоми вынуждена была зайти еще и из-за поломки подруливающего устройства.
Были и другие неприятности. На подходе к мысу Горн во время сильнейшего шторма перерезало пальцы крепления вант с одной стороны мачты. Найоми пришлось придумать временное крепление; вскоре после этого океанская волна положила яхту на борт — последовало опрокидывание, однако мачта кое-как уцелела. Для ее починки пришлось зайти в Порт-Стэнли.
Вот хроника основных событий плавания Найоми Джеймс на «Экспресс-крусэйдере»:
- 9.IX.1977 г. — выход из Дартмута;
- 27.IX — Канарские острова, беспорядочная встреча (стоянки не было) с подошедшими на катере репортерами «Дэйли экспресс»;
- 7.Х — поломка радиостанции;
- 16.Х — переход Экватора;
- 28.Х — котенок за бортом — самая грустная минута плавания;
- 3.XI — первый сильный шторм, появляется уверенность в себе;
- 18.XI — поломка подруливающего устройства, появляется необходимость в заходе в порт;
- 19.XI — радушный прием в Кейптауне (стоянка по 22.XI);
- 22.XII — почти роковое падение;
- 24.XII — подъем на топ мачты в шторм;
- 25.XII — встреча рождества в 1400 милях от цивилизации на мертвой зыби;
- 15.I 1978 г. Встреча у берегов Тасмании — получение запасных частей;
- 16.I — страшный шторм, укрощенный пением Эдит Пиаф;
- 23.II — поломка крепления мачты;
- 26.II — опрокидывание яхты;
- 19.III — с левого борта мыс Горн, с правого — айсберги;
- 24—28.III — стоянка на Фолклендских о-вах, военные моряки протягивают руку помощи;
- 8.VI — «финишная ленточка разорвана», плавание закончено.
Остается добавить, что 1 января 1975 г. королева в знак признания заслуги Найоми Джеймс перед Британией произвела ее в леди — эквивалент звания сэр для мужчин.
Найоми не считает свою блистательную карьеру яхтсменки законченной. 6 июня этого года она вместе с Лаурел Холланд — женой известного яхтенного конструктора Рона Холланда — стартовала в Плимуте на 19,5-метровой трехмачтовой яхте «Крите Леди II» в новой Трансатлантической гонке «TWOSTAR» — яхт с экипажами из двух человек. В данном случае, как видим, это женский экипаж!
Рассказ о том, как проходили эти гонки, предполагается опубликовать в одном из ближайших номеров сборника.
Публикуемый отрывок представ ляет X главу из книги: Naomi James, At One With The Sea, Hutchinson/Stanley Paul & Co. Ltd. London, SBN 0 09 136860X