Здесь напишу я о буре морской для тех, кто любопытствует узнать о ней, а сам ее не испытывал, и потому охотно слушает рассказы о таковых вещах.
Когда на море имеет быть буря, то первым делом ветер помалу крепчает и гонит еще невеликие волны, а те, переливаясь, создают пену и вот уже увенчиваются пенными гребнями, а небеса с того краю, откуда ветер идет, омрачаются, темнеют и заволакиваются черными тучами, кои начинают дождем проливаться, молнией блистать да громом греметь, и все это чем далее, тем больше да больше!
Корабль, на котором ты пребываешь, не стоит под тобою на месте, а перышку подобно то падает вниз, то взлетает кверху. И таково бьют его волны, что соединения досок и балок сжимаются со страшною Силой, а мачты — стволы древесные, на коих паруса висят, скрипят, гнутся и содрогаются, и весь-то корабль так трещит и стонет, словно вот-вот на мелкие кусочки развалится...
Внутри корабля нисколько не веселее, ибо он то взлетит, то провалится, весь скрежещет, а волны снаружи со всех сторон в него ударяют и бьют, и от того учиняется шум великий и гвалт, как если бы много людей, взяв наперевес бревна, с разбегу ими в бока корабля ударяли и без устали долбили...
В такой час люди, что на корабле пребывают, по-разному себя ведут сообразно тому, у кого какое естество: у кого натура слаба — лежат яко мертвые, иные — будто зельем либо вином одурманены, некоторым становится муторно и их беспрестанно тошнит, а есть и такие, что валяются в обмороке.
И поверь моему слову, тогда уж никому бывает не до шуток и не до смеху...
Добавление о людях
Хуже всех и скотам подобны те, кто сиднем сидит дома, ибо, не познав нужды и невзгод, люди эти ни о чем понятия не имеют и ничего потребного совершить не могут. Правильно сказал о них Теренций: «Ничто не может быть хуже человека неискусного, неуча, домоседа и лежебоки, ибо такой человек имеет обыкновение хулить, поносить, осмеивать и почитать за вздор все, что его разуму неведомо и недоступно».