Такое путешествие мы совершили пару лет назад на двух мотолодках. На «Оби» с «Вихрем-25» шла наша семья с сыном Александром, которому было тогда 12 лет, на «Прогрессе» с «Вихрем» — семья работников металлургического комбината Медведевых с 7-летним сыном Леонидом.
Информация об изображении
Примерная схема кольцевого маршрута по северо-западу европейской части нашей страны
Придумали мы этот маршрут не сразу — поиску кольцевого пути были долгими. А хотелось, чтобы получилось именно кольцо: чтобы не приходилось возвращаться тем же путем, снова созерцая уже виденное. Наконец, все пришли к выводу, что вариант Череповец — Весьегонск — Пестово — Боровичи — Новгород — Новая Ладога — Вознесенье — Вытегра — Белозерск — Череповец выглядит самым заманчивым, обещая не только обилие разных памятных мест и красот, но и знакомство с Великими озерами и Волго-Балтом. Прямо скажем, немалые сомнения вызывала сложность первой трети пути. Ведь предстояло пересечь Рыбинское водохранилище, преодолеть подряд сухопутный участок, а затем и 290-километровую несудоходную порожистую часть реки Меты. Зато после Мстинского моста остальное плавание должно было выглядеть настоящим отпускным отдыхом. Это соображение — сначала тяжело, потом легко — сыграло решающую роль. План нашего похода был утвержден. Череповецкий морской клуб оформил маршрутные листы.
Примерная схема кольцевого маршрута по северо-западу европейской части нашей страны
Провожали нас на исходе дня 20 июня. Поздний час был выбран неслучайно. По опыту мы знали, что наиболее благоприятное для перехода Рыбинки время — поздний вечер и раннее утро. Стояли белые ночи; таким образом ночные часы можно было использовать полностью. Лодки покидали родной берег не очень-то резво: нагрузили мы их до предела. Ка каждой было по 110 л горючего и не меньше 80 кг багажа, а на «Прогрессе» лежал еще и запасной «Вихрь-25».
Перед выходом из Шексны в море сделали остановку, подкрепились, проверили моторы, облачились в спасательные жилеты. В 3.30 ночи наше плавание началось по-настоящему. Светло. Фарватер определен четко, волнение небольшое, но расслабляться никак нельзя: особого внимания требуют довольно часто попадающиеся на пути бревна, доски, коряги.
Вместе с солнцем просыпается ветер: когда берег исчезает и мы подходим к центру водохранилища, волны уже становятся до метра высотой. С юга наползает грозовая туча, вдали сверкают молнии, падают редкие капли дождя — одним словом, эта классически ясная картина не предвещает ничего хорошего! Через несколько минут горизонт исчезает начисто за сплошной водяной завесой, вода от упругих струй дождя будто закипает и покрывается дымкой. Именно в этот момент на «медведевской» лодке от удара об очередную корягу происходит что-то нехорошее с лопастью винта. Подходим к ним. Выясняется, что винт придется менять. На спокойной воде привычная процедура не составила бы никакого труда, но сейчас — на пляшущих по волнам лодках — отнимает много времени и сил. Ежесекундно рискуя свалиться за борт или, как минимум, разбить руки, меняем этот проклятый винт. Надолго запомнилась нам болтанка посреди Рыбинки, как раз у пирамиды № 13, от которой надо поворачивать на 90° — в сторону Брейтова.
Идем по компасу, выходим точно на Брейтовский створ. И хотя набравший силу ветер гонит с открытого моря огромные волны, нам теперь никакая непогода уже не страшна. Выкатываемся на берег где-то в 5 км от Брейтова, ставим палатки в березовой роще и мгновенно засыпаем под барабанную дробь ливня.
На другой день под вечер наши «Прогрессы» пристали к берегу в Весьегонске. Городок этот понравился в первую очередь тем, что заправка оказалась очень удобной. У местного населения появление лодок с моря вызвало большой интерес: долго длилась живая беседа — куда, зачем, откуда? Молота очень красива: высокие берега, стройные ели, чистые песчаные перекаты. Только на редкость злые комары не дают вдоволь налюбоваться вечерней зарей и лесными пейзажами.
Огромное впечатление произвел следующий город на Мологе — живописный древний град Устюжна-железная. Едва ли не весь запас кино- и фотопленки уходит на достопримечательности города Куприна и Гоголя (здесь уверяют, что именно в Устюжне разыгрывались события, описываемые в «Ревизоре»).
Перекатов на Мологе становится все больше, течение — все быстрее. Дойти на наших лодках до Вышнего Волочка, как это делали предки-славяне, и одолеть верхнюю Мету нам не удастся: это следует из прочитанных нами описаний байдарочных маршрутов. Ну что ж! Так и планировалось.
Через четыре дня пути мы были в Пестове — городке, привольно раскинувшемся на высоком песчаном берегу среди стройных сосен. На поиски транспорта для переброски лодок пришлось потратить целый день. Бегая по залитому жарким солнцем городу, мы безуспешно выясняли, где могут оказаться порожние машины, идущие в Боровичи. Здесь-то мы и познакомились с гостеприимным председателем Пестовского клуба туристов С. В. Смирновым, которого и поныне вспоминаем с благодарностью: он дал нам дельные советы, снабдил хорошей картой Новгородской области, оформил настоящие маршрутные книжки.
Кончилась наша беготня тем, что в 17 часов два «ЗИЛа-130» подошли к условленному месту — пологому участку берега. Моторы с лодок были сняты и вместе с громоздким снаряжением погружены отдельно. Сами лодки установили в кузове на специально, по профилю днища, вырезанные и обитые ветошью доски; тщательно закрепили их с помощью «катанки» и канатов. Только дорога, на карте производившая впечатление шоссе союзного значения, оказалась очень извилистой и неровной, а груз — слишком легким: лодки подпрыгивали на ухабах страшно, приходилось часто останавливаться и подтягивать крепеж.
В Боровичах разгружались поздно ночью в центре города — на заболоченном участке берега Меты. Поутру случайные прохожие удивленно рассматривали невесть откуда взявшиеся катера. А мы с глубоким унынием разглядывали содержимое неразгруженного в Пестово по недосмотру багажника. Как будто все побывало в шаровой мельнице! Разбилась бутылка с пропиткой для тентов (парафин в бензине), и в течение трех часов пути все тщательно и плотно уложенное в багажник — фото- и киноаппараты, радиоприемник, инструмент, запчасти — перемешивалось и перемазывалось в парафине. Моторы тоже пострадали, но немного. Все это нам послужило хорошим уроком. Был сделан вывод: торопиться при погрузке нельзя, а рассчитывать надо на худшее, даже если на карте показано шоссе!
Боровичи — уютный красивый город, чем-то напоминающий южные курорты (может быть ярко одетой публикой — мы были здесь в выходной — или богатым выбором сувениров и виноградных вин?). Здесь же, в центре города, вышли мы на красивый ажурный мост и увидели далеко внизу своенравную МстУ — всю в бурунах, выступающих из воды сверкающих валунах и солнечных бликах. На спасательной станции получили исчерпывающую консультацию о характере пути, нанесли на карту наиболее сложные порожистые участки. Боровичи — пристань, район Топорка, Любытино — Луково. Из окна станции открывался великолепный вид прямо на клокочущий белой пеной порог...
Первые 6 км шли, как нам и советовали, на веслах. И вот — порог. Тут уж грести не нужно — и так слишком быстро несемся на острые камни, держа весла наготове. Главное — правильно сориентировать лодку, предотвратить удар. Лодку разворачивает, кренит, шум воды, скрежет! Лихорадочно работаем веслами как шестами. Проходит несколько минут — порог пройден, у всех вырывается вздох облегчения.
Всего же на Мете мы преодолели около тридцати больших и малых порогов. Одни проходили на веслах, другие — не выключая моторов, по отысканной где-нибудь у берега узенькой протоке. И несмотря на все мучения, должны сказать: Мета великолепна! Берега крутые, поросшие смешанным лесом с преобладанием ели. Множество крутых поворотов, оранжевые утесы и искрящаяся на перекатах вода. К концу первого же дня мы все научились по виду водоворота определять глубину нахождения камней и отыскивать сравнительно безопасный путь там, где, на первый взгляд, вообще провести моторки невозможно. На Мете мы не потеряли ни одного винта! Моторных лодок здесь крайне мало даже на плесах.
Встретились неожиданные для нас препятствия — мостики из бревен, поддерживаемые стальными канатами. Через них лодки приходилось перетаскивать, борясь с сильным прижимным течением. Очень опасны низко натянутые и издалека совершенно невидимые канаты паромных переправ, которые обнаруживались чаще всего уже перед самым носом лодки...
Мстикский мост. Конец мучениям на порогах, начало судоходного пути. Железнодорожная станция на высочайшем берегу. Хорошая столовая с приветливым персоналом. И плохая заправка: бензин с большим трудом выпросили у местных шоферов.
Из Меты по каналу вышли в легендарное Ильмень-озеро в 2 км от Новгорода. Открылась величественная панорама прекрасного древнего города. Златоглавые купола, остроконечные башни и зубчатые стены Кремля, а рядом — красивая современная набережная. Встретили нас в местном морском клубе радушно, устроили на ночлег. Увлеченные памятниками старины, весь следующий день с утра и до позднего вечера бродили по Новгороду.
И снова в путь. Река Волхов. Спокойная, полноводная, прямая, как канал, с низкими берегами. Удивило нас, что движение судов небольшое. Всюду еще видны следы жестоких боев: воронки, колючая проволока, разрушенные церкви...
На мотор «Прогресса» ставим вместо штатного «грузовой» винт с шагом 240 мм. И происходит «чудо»: нагруженная лодка резко увеличивает скорость, уходит далеко вперед от «Оби». По мере расходования бензина скорости выравниваются, но после заправки все повторяется сначала. Так мы на собственном опыте убедились в необходимости применения винта с шагом 240 мм при полной загрузке лодки.
В Волхове лодки в том году шлюзовали два раза в сутки — в 8 и в 18 часов. Мы этого не знали — пришлось ждать у высокого каменного обрыва. Само же шлюзование прошло очень быстро. Через полчаса мы были уже в Новой Ладоге и занялись перетаскиванием бензина: колонка здесь находится в 1,5 км от берега.
Моросящий дождь, низкие берега, поросшие кустарником, огромные суда на горизонте, — таким нас встретило Ладожское озеро. Заночевали на берегу в надежде утром полюбоваться водным простором. Но дождь так и не переставал несколько дней, а вскоре поднялся сильный ветер, погнал с Ладоги огромные волны. С большим трудом удалось войти в Новоладожский обводной канал. «Прогресс», жестоко заливаемый волнами, шел на малых оборотах. «Обь» скользила более или менее легко, пока двигатель работал на полную мощность, но при ударе об волну соскочил металлический обтекатель «Вихря» и «закоротило» работающую без колпачка свечу верхнего цилиндра: лодка потеряла ход, волны стали спокойно перекатываться через нее. К счастью, успели завернуть за стоящую у входа в канал баржу и под ее прикрытием исправить положение.
Обводной канал очень узкий, имеет пологие каменистые берега, замытые песком. По нему то и дело проходят небольшие суда и буксиры с длинными плотами, расходиться с ними трудно: постоянно рискуешь задеть либо за бревно, либо за камни на дне у берега. До самой Свири нас сопровождал штормовой ветер с плотным ливнем, из-за которого даже берега канала были видны плохо. На выходе из канала дождь на время прекратился, все вылезли из-под тентов и любовались бескрайним водным простором, по которому в легком тумане, освещаемые лучами заходящего солнца, неторопливо и важно двигались сухогрузы из Ладоги в Свирь...
На Свири запомнилось местами очень сильное течение. Удивило обилие береговых и плавучих навигационных знаков, безлюдие суровых берегов и появление туч злющей мошки.
Утром 5 июля прошли суровый онежский порт Вознесенье. Серые скалы, темные стрельчатые ели, приземистые строения, — все это создает скупую на краски, несколько угрюмую картину. Здесь как-то особо чувствовалось холодное дыхание Севера. А вот само Онежское озеро порадовало лучезарным солнцем и сияющей синей волной. Было огромное желание остаться здесь надолго, полазать по усыпанным мощными валунами берегам, накупаться вдоволь в исключительно прозрачной воде, понежиться на горячих камнях. Только некогда!
На входе в Вытегру — монумент: «Волго-Балтийский путь им. В. И. Ленина». Вот он, знаменитый Волго-Балт! У диспетчера получаем разрешение на прохождение шлюзов, с большим трудом находим две канистры бензина. Моторы работают хорошо, настроение отличное. Пристроившись в кильватер каравану судов, благополучно проходим шесть шлюзов каскада, как по гигантской лестнице поднимаясь все выше. Шлюзование проходит спокойно. Вся команда, надев спасательные пояса, находится в лодках (в свирских шлюзах в лодках оставались только капитаны, команда обходила шлюз по берегу).
К Белому озеру подходили уже ночью. И тут, уже на канале, на «Оби» обнаружилась течь горючего из поплавковой камеры — прохудился поплавок. Пришлось сделать остановку. И не заметили асы, что совсем близко идет навстречу двухпалубный пассажирский теплоход. Только почувствовали вдруг, что лодка начинает переворачиваться. Уперлись веслом, даже не понимая еще, в чем дело, и кое-как удержались, но тут мощная волна хлынула в кокпит. Через несколько секунд лодка снова сильно накренилась, и лишь на следующей волне нам кое-как удалось оттолкнуться от берега. Оказалось, теплоход, проходя мимо, подобрал воду под себя, и мы очутились на крутом береговом откосе. Эта «шутка» едва не закончилась плачевно.
Родное Череповецкое водохранилище встретило нас крутой волной. Повсюду видны торчащие из воды черные сухие деревья. Десятый на нашем пути шлюз № 7 прошли поздним вечером и, опустившись на 13 м, двинулись к дому. Последние 50 км шли ночью, напряженно вглядываясь в темноту, чтобы не налететь на топляк. Горючее было на исходе, продовольствие — тоже. Облегченные лодки летели. И вот за одним из поворотов Шексны открылась тысячами огней панорама нашего Череповца.
Итак: 17 дней пути (из них 8 под проливным дождем), 1700 километров, 7 рек, 6 озер, 10 шлюзов, 11 осмотренных городов, 78 ходовых часов, по 660 л израсходованного бензина на лодку — огромное количество снимков, множество ярких впечатлений, радость осуществленной мечты. Мы убедились в эффективности применения «грузовых» винтов и в необходимости иметь быстро устанавливаемый тент, не промокающий при затяжных ливнях, плотно соединяющийся с лобовым стеклом. Проверили и можем уверенно сказать, что хорошо держит воду тент, пропитанный раствором парафина в бензине. Что «Обь» прекрасно идет по волне до 1—1,5 м высотой на полных оборотах двигателя, но при снижении хода зарывается в волну и при этом двигатель надо выключать и браться за весла.