Город Находка раскинулся на побережье Японского моря, своеобразном по рельефу, изобилующем бухтами и заливами. Это город моряков, рыбаков, судоремонтников — людей, влюбленных в море.
За последние годы парусный спорт становится здесь все более популярным и доступным. Созданная в 1975 г. городская федерация парусного спорта объединила ранее разобщенных и немногочисленных яхтсменов. Парусный флот был тогда наперечет: судоремонтники имели 25-тонную металлическую яхту «Гренада», с десяток швертботов принадлежал Базе активного морского рыболовства (БАМР) и торговому порту, да в рыбном порту стоял парусный бот.
За прошедшие годы приверженцев парусных гонок и дальних крейсерских походов на яхтах стало у нас в десять раз больше. Сейчас в городе 95 спортивных яхт, 240 яхтсменов. Только в минувшем 1979 г. яхт-клуб «Водник» получил новую польскую яхту «Конрад-24» и 3 катамарана класса «В», а яхт-клуб «Антарес» — 14 швертботов детских и юношеских классов (постройки ПНР и ГДР).
Самый крупный яхт-клуб города — это «Антарес», принадлежащий БАМР. В нем занимаются более 150 яхтсменов, под его флагом плавают 67 единиц спортивного флота. Яхт-клуб размещен в 12 км от города — на побережье залива Восток. В 1975 г. здесь был отрыт котлован для стоянки судов, построен эллинг. Одними из активных инициаторов организации этого яхт-клуба были секретарь комитета ВЛКСМ БАМР В. Г. Янкевич и работники водноспортивной станции Ю. М. Куликов и А. Н. Неумывако (ныне — директор яхт-клуба в пос. Преображение). В прошлом году начальником водноспортивной станции был назначен В. П. Кулев. За короткий промежуток времени он успел многое сделать для благоустройства и расширения «Антареса». Начато строительство пищеблока на 150 шест, завезены щитовые домики (в комплекте на 120 мест), произведена очистка ковша. У стенки появилось тунцеловное судно «Нереида», которое будет использовано как учебное для обучения морской практике детей рыбаков и учащихся ГГ1ТУ; на нем же планируется оборудовать мастерские.
Многое делается тренерами «Антареса» для подготовки всесторонне развитых юных спортсменов, для привития ребятам интереса к парусному спорту и морскому делу. Результаты направленной работы начинают сказываться на спортивных результатах яхтсменов. Так, в 1978 г. на юношеском первенстве Приморского края среди коллективов ДСО «Спартак» школьник Александр Чупров, выступающий на швертботе «Кадет», занял 3-е место, Валерий Скрипкин на «Финне» — 4-е. В июле на Дальневосточной регате наш катамаран «Торнадо» (рулевой В. А. Бухальский, шкотовый Н. В. Гробов) занял 2-е место.
Класс «Торнадо» пользуется, кстати сказать, особой популярностью среди яхтсменов города. В 1977 г. у нас в Находке были проведены первые соревнования на катамаранах, где оспаривался переходящий приз имени легендарного партизана Виталия Бонивура. В этих ежегодных соревнованиях уже участвовали спортсмены Владивостока, Хабаровска, Находки, Холмека, а в 1979 г. — и пос. Преображение. Очередная, третья, встреча проходила 25—26 августа 1979 г. Хорошие результаты показала наша молодежь. Экипаж катамарана класса «В» (рулевой Владимир Кондрашкин — курсант мореходного училища, матрос Юрий Терещенко — токарь БАМР) занял 3-е место; на Дальневосточной регате этот экипаж занял 4-е место.
В прошлом году молодежь потеснила двукратного победителя в классе катамаранов Виктора Бухальского (он, кстати сказать, избран председателем нашей ФПС). Чемпионом стал экипаж, состоящий из Евгения Ангелова и Валентина Никонова.
В течение сезона команда Находки участвовала в розыгрыше первенства Приморского края среди юношей, на Дальневосточной регате, на краевом первенстве ДСО «Спартак».
Яхтсмены «Антареса» выступили инициаторами проведения походов крейсерских яхт по памятным местам революционной, боевой и трудовой славы приморцев. В 1977 г. на «четвертьтонниках» «Оля» и «Гармония» И яхтсменов БАМР и торгового порта прошли вдоль побережья более 800 миль, побывали в бухте Ольга, на мысе Белкино, в пос. Рудная пристань, Посьете. На следующий год был совершен 1070-мильный крейсерский поход в Советскую Гавань, посвященный 60-летию ВЛКСМ. Путь до Советской Гавани яхты «Гея» (капитан Ю. М. Куликов) и «Гармония» (В. А. Бухальский) шли без заходов в промежуточные порты. На переход затратили 9 суток — это была проверка возможности автономного плавания на большие расстояния, проверка возможности плавания на «четвертьтонниках» в открытых водах Японского моря. Поход проходил в сентябре, когда хорошая погода нас не, балует, и послужил хорошим испытанием для участников.
В городе полностью на общественных началах успешно функционирует яхт-клуб «Водник». Здесь много сил работе с молодежью отдает Виктор Языков — штурман торгового порта, первый руководитель и помощник в деле судоремонта, председатель технической комиссии нашей федерации. Под его руководством силами молодежи оборудована территория яхт-клуба, мастерские, установлен поворотный электрокран. В «Воднике» занимаются свыше 60 человек; это — работники торгового порта, Находкинского судоремонтного завода, Приморского морского пароходства и, разумеется, их дети.
В октябре 1973 г. по инициативе яхтсменов торгового порта были проведены первые в городе официальные соревнования. В гонках с пересадкой рулевых кроме организаторов встречи участвовали команды Приморского пароходства во главе с м. с. В. С. Татковекнм и судоремонтного завода во главе с Л. А. Брантом — капитаном «Гренады», которая и по сей день остается крупнейшей на Дальнем Востоке яхтой. Победу тогда одержали портовики.
Первые яхты появились в порту годом раньше — осенью 1972 г. Инициатором создания и первым руководителем яхт-клуба «Водник» был мастер механических мастерских Владимир Маратаев — энтузиаст, бесконечно преданный парусу. За прошедшие годы в порту сложился дружный боевой коллектив яхтсменов, пополнилась материальная часть, но, как и прежде, добрая половина времени, посвящаемого парусу, уходит еще на работы по строительству и благоустройству. В 1976 г. при «Воднике» была организована юношеская секция, члены которой в период летних каникул занимаются в спортивно-трудовом лагере. Много сил отдают работе лагеря тренеры-общественники: инженер-организатор контейнерного терминала Валерий Сафиулин, штурман Анатолий Завизионов, докер Игорь Корец. Их питомцы — рулевые Саша Папруга, Сергей Трифонов, Игорь Кореневский уже составляют серьезную конкуренцию ведущим гонщикам Находки в классе «Торнадо». Неоднократным чемпионом города в классе «Оптимист» является Андрей Лужицкий.
В «Воднике» подготовлено более 30 яхтенных рулевых, свыше 50 яхтсменов получили спортивные разряды. Морская практика, ориентация молодежи на морские профессии — важная область работы яхт-клуба. И не случайность, что по окончании школы очень многие из воспитанников «Водника» поступают в мореходные училища, идут работать в порт.
Благодаря активной деятельности членов этих двух основных клубов и пропаганде парусного спорта в дальнейшем были организованы парусные секции в морском рыбном порту, на Приморском судоремонтном заводе. На живописном берегу озера Рида намечается строительство нового яхт-клуба этих предприятий. Пока их флот — это всего 5 катамаранов «В», 5 швертботов детских и юношеских классов и 2 буера «DN», построенных самими яхтсменами. Много сил и труда вкладывают в организацию нового яхт-клуба Г. Г. Васин и В. А. Лапин.
Яхтсмены Находки развивают дружественные связи с яхтсменами Японии. В 1978 г. наш город посетили яхты «Мистик Белл VI» (капитан Окура Аяо) и «Мисс Японское море» (Конти Есикава). Около 900 миль прошли под парусами яхтсмены из хорошо известного всем любителям спорта города Саппоро с о-ва Хоккайдо и города Касивадзаки с о-ва Хонсю. Около недели провели у нас яхтсмены Японии. Все они впервые были в Советском Союзе, с большим интересом знакомились с городом, с пионерскими лагерями, нашими спортивными комплексами и базами отдыха, встречались с любителями парусного спорта.
Председатель Хоккайдского общества по парусным гонкам Иваки Такэо пригласил находкинских яхтсменов нанести ответный визит для дальнейшего укрепления установившихся связей.
Делясь впечатлениями о развитии парусного спорта в Находке, Иваки Такэо писал: «Здесь очень много любителей паруса, а техника находится на высоком уровне, хотя местные яхт-клубы существуют чуть более трех лет. Особенно мы были поражены тем, что здешние мальчики и девочки гораздо более активно, чем члены японских юношеских клубов, занимаются спортом и повышают свой уровень. Мы уверены, что в ближайшем будущем сможем организовать парусные гонки между яхтсменами ваших городов-побратимов».
Прошедшая навигация и была знаменательна тем, что с ответным дружественным визитом две наши яхты побывали в городах-побратимах Находки — Отару (на Хоккайдо) и Майдзуру (на Хонсю). В общей сложности в Японию ходило 15 человек, обеими яхтами пройдено в сумме около 1700 миль. Вышли из Находки они 25 июля, вернулись 10 августа. Подробнее об этих двух походах рассказывают ниже сами капитаны яхт «Капитан Гришин» — Виктор Андреевич Бухальский и «Арго» — Виктор Аркадьевич Языков.
Конечно, 900 миль — не рекорд ни для «Алькора», ни для «однотонника», но это плавание имеет большое значение для дальневосточного парусного спорта. Ведь это — первое заграничное плавание, положившее начало традиции безвалютных обменов спортивными делегациями яхтсменов нашей страны и Японии.
Рассказывает В. А. Бухальский — капитан яхты «Капитан Гришин»
В конце 1978 г. наш яхт-клуб «Антарес» получил присланную из Ленинграда по железной дороге новую яхту типа «Алькор». После осмотра яхты мы пришли к выводу, что плавать на ней без основательного ремонта нельзя. Впрочем, это не было для нас особой неожиданностью: и раньше так приходилось поступать с судами, построенными на экспериментальной судоверфи ВЦСПС.
Работы начали да и вели с прицелом на запланированный на следующее лето поход в Японию.
База активного морского рыболовства помогла нам привести снабжение в полное соответствие с требованиями, предъявляемыми к яхтам i категории сложности плавания. Кроме УКВ-радиостанции «Причал», мы оборудовали судно радиостанцией «Ласточка» с 6-метровой штыревой антенной, установленной в районе ахтерлюка, и аварийной радиостанцией «RS-103». Для повышения автономности плавания изготовили из пищевого алюминия и установили под пайолами три съемные цистерны питьевой воды общей емкостью около 300 л.
И вот — долгожданный день 25 июля 1979 г. Легкий попутный ветер наполняет спинакера двух наших яхт. Трудно поверить, что эти долгие месяцы напряженной подготовки уже позади! У мыса Поворотный «Арго» и «Капитан Гришин» в последний раз сблизились. Экипажи пожелали один другому удачи и хорошей погоды. «Арго» взяла курс на юг, а мы — на северо-восток, вдоль берегов Приморья.
Почти весь наш экипаж состоял из моряков-профессионалов, хорошо знающих дальневосточные моря по предыдущим яхтенным походам и по долгим рейсам на промысловых судах. Мы решили, что вахты удобнее всего нести, как это заведено на морских судах,— по четыре часа через восемь. «Ненормированный» рабочий день был только у моториста-кока Н. И. Алексеева. Старпом Л. П. Борисов нес вахту со штурманом Н. А. Ушаковым, второй помощник Е. С. Ангелов — с радистом М. М. Шитневым. Руководителем делегации был капитан дальнего плавания Александр Рыбак.
Наш генеральный курс проходил параллельно рекомендованным курсам для судов, следующих из пролива Лаперуза в Находку и Владивосток. С помощью УКВ-радиостанции мы регулярно через проходящие суда информировали свой яхт-клуб о продвижении по маршруту.
До мыса Низменный шли со слабыми переменными по направлению ветрами. 27 июля «Капитан Гришин» лег курсом на восток и сразу же вошел в плотный туман. Наши воды знамениты не только суровыми циклонами, но и очень частыми туманами. В Японском море среднегодовое число дней с туманами колеблется от 54 до 100; при этом в июне — августе число таких дней достигает 10—18, а в отдельных районах — даже 20—23 в месяц.
Видимость не превышала 1—2 кабельтовых, а предстояло пересечь зону интенсивного движения судов! Передатчик УКВ-«Причал» мы так и держали включенным, чтобы сообщать приближающимся судам о своем присутствии.
В Японском море — множество судов-кальмароловов, стоящих на плавучих якорях. Ночью, когда на них зажигают гирлянды неоновых ламп, море превращается в гигантский ярко освещенный город на воде. (Моряки знают, что зарево за горизонтом от таких «городов» — верный признак, что завтра погода существенно не ухудшится.) Когда ночью — это была третья ночь с начала похода — мы впервые наткнулись на лежащий в дрейфе японский кальмаролов, то сначала, до того как стало видно само судно, ничего не могли понять. До рассвета верных два часа, а на востоке вдруг начало заметно светлеть, да еще стала доноситься какая-то странная мелодия...
29 июля туман, наконец, рассеялся. По нашим расчетам, яхта находилась тогда в 15 милях северо-западнее мыса Камуи. Семь пар глаз почти одновременно увидели приметную вершину горы Йобецу. Пеленги на нее и на радиомаяк Сякотан подтвердили точность нашей прокладки: до порта назначения — всего 45 миль. Но — вместе с туманом пропал ветер. Беспомощно висели паруса. Летнее солнце нежило море. Сочно-голубая вода, казалось, была заключена под стекло. Мы занимались просушкой отсыревших в тумане вещей — одежды, одеял, матрасов, а тем временем теплое Цусимское течение сносило нас на северо-восток. Мимо проходили японские суда, а мы беспомощно дрейфовали в сторону Сахалина. Течение делало свое дело — к полуночи яхту снесло на 17 миль!
Туман со слабым ветром продолжался всю ночь и первую половину следующего дня. Потом из глубин залива, из долины, где расположен крупнейший на Хоккайдо город Саппоро, все-таки потянул ровный зюйд-ост силой 3 балла, яхта, наконец-то, помчалась вперед—к цели. В 18.00 мы подняли Государственный флаг Японии — вошли в японские территориальные воды.
От берега быстро приближались сразу несколько катеров и расцвеченная флагами яхта «Мистик Белл VI». На ее леерах—большой транспарант: «Добро пожаловать, «Капитан Гришин»!». На палубе — знакомые лица.
Несмотря на хлынувший проливной дождь, на причале нас тепло встречало много народу — яхтсмены, представители городских и портовых властей, корреспонденты.
За неделю пребывания в Отару, во время поездок в Саппоро и Йоити было очень много интересных встреч. Особенно запомнилась встреча с яхтсменами, когда 2 августа мы были гостями яхт-клуба «Шукуцу-Марина», крупнейшего на Хоккайдо. Здесь в гостином зале состоялась дружеская беседа. Нас расспрашивали о переходе, о клубе «Антарес», о развитии парусного спорта в СССР. Мы рассказывали о подготовке Таллинского парусного центра к предстоящим XXII Олимпийским играм, о наших традиционных крейсерских регатах, о парусе в Приморье. Подарили хозяевам альбом фотоснимков по истории яхт-клуба «Антарес». Прошел обмен мнениями о возможностях проведения соревнований среди самых юных яхтсменов Отару и Находки, о перспективах организации крейсерских гонок на Кубок Японского моря.
Нас познакомили и с самим яхт-клубом. Под его флагом ходит 85 яхт (из них 35 крейсерских, в основном — новых, пластмассовых); в его рядах 300 любителей парусного и водномоторного спорта. Имеется детская парусная секция: в ней занимаются 15 школьников, ходят они на известных во всем мире «Оптимистах».
По выходным дням проводятся соревнования на швертботах («Лазер», «470»), крейсерские же яхты используются в основном для отдыха. Все яхты, включая самую большую из них (двухтонник), хранятся на берегу; на подъем яхты уходит не более 5 минут — все отработано очень четко.
Экипаж «Капитана Гришина» был приглашен на морскую прогулку на яхтах «Мистик Белл» (капитан Окура Аяо) и «Аппассионата-2» (Соуширо Гото).
На торжественном вечере присутствовало около 60 японских яхтсменов. Обменялись приветственными речами, сувенирами и даже номерами художественной самодеятельности. Мы вручили дарственный самовар и вымпел. Хозяин яхт-клуба г-н Акира Моросава передал в подарок нашему «Антаресу» большой синий флаг с эмблемой «Шукуцу-Марина». Нас семерых приняли в почетные члены этого клуба. Была выдвинута идея породнения яхт-клубов городов-побратимов.
Мы расставались большими друзьями.
5 августа проводить нас прибыли мэр города Кадзуо Симура с семьей, представители общества «Япония — СССР», уже хорошо знакомые нам яхтсмены. В сопровождении нескольких яхт и катеров «Капитан Гришин» вышел из порта, а на траверзе гавани яхт-клуба нас окружил целый флот швертботов «Шукуцу-Марина». Улыбки, приветствия, прощальный салют, флаги «UW» — «Счастливого плавания!».
До Находки оставалось немногим более 20 миль, когда ветер, только что достигавший силы 6 баллов, исчез совершенно. Мы переживали это довольно болезненно, поскольку торопились — мы должны были встретиться с «Арго», чтобы войти в порт одновременно.
Когда штиль кончился и мы подошли к мысу Поворотный, то с облегчением увидели «Арго», стоящую на якоре в условленном месте.
Расскааывает В. А. Языков — капитан яхты «Арго»
Когда в конце октября 1978 г. мы рассматривали прибывший из Таллина старый однотонник «Арго», никто из нас и не предполагал, что всего через девять месяцев мы сможем отправиться на нем через Японское море! К тому времени, за девять навигаций на Балтике, «Арго» уже наплавал не одну тысячу миль и нуждался в основательном ремонте. Когда мы сняли краску с бортов, оказалось, что в носовой части корпуса почти все поясья обшивки требуют замены на длине от 0,5 до 2 м. Форштевень, почему-то изготовленный на верфи не из дуба, а из ясеня, почти полностью превратился в труху. Пораженным гнилью оказался и носовой участок киля.
Все работы по ремонту корпуса яхты, начиная с постройки эллинга и сушильной камеры, экипажу пришлось делать своими руками. Валерий Сафиулин — молодой моряк, яхтенный рулевой 2-го класса, отработал в ноябре около 100 часов, в декабре — 120, в январе — 130. Чем ближе к лету, тем упорнее мы трудились. Мне в свое время довелось работать на одной из верфей спорт-судостроения, так что опыт пригодился. Работник портофлота Валентин Соколов — рулевой 1-го класса, наш механик, электромеханик и радист, оказался также и неплохим мастером по дереву. Старпом Анатолий Завязионов, по профессии штурман (в прошлом — матрос-промысловик) — еще один универсал и безотказный работяга! Неудивительно, что капитально отремонтированная яхта была спущена на воду даже раньше, чем планировалось.
Первый наш тренировочный поход был во Владивосток. Здесь техническая комиссия Приморской краевой федерации парусного спорта осмотрела «Арго» и определила для яхты I категорию — неограниченный район плавания.
Забегая вперед, скажу, что яхта нас не подвела. Прочный корпус и надежное вооружение позволяли нести полную парусность даже в очень свежий ветер. Очевидно поэтому мы достигли берегов Японии почти на сутки раньше «Капитана Гришина», хотя отошли от причала Морского вокзала в Находке одновременно — 25 июля в 14.00, а маршрут наш был на 75 миль больше. К тому же, южный муссон был для пас встречным.
Да, встречный штормовой ветер силой до 8 баллов дул трое суток из тех четырех, за которые мы пересекли Японское море. Яхта легко преодолевала волны высотой 4—5 м. Экипаж переносил непогоду хуже. Морская болезнь, трудности с приготовлением полноценной горячей пищи в той или иной мере сказывались на работоспособности каждого из нас. Особенно тяжело приходилось ночью. Волна подкрадывается незаметно, рулевой не успевает развернуть яхту так, чтобы встретить особенно крупную волну носом или кормой. Если же не успел — следует мощный удар, крен увеличивается чуть ли не вдвое, все, кто на палубе, принимают душ. Без надежно пристегнутого страховочного пояса наверху делать нечего!
Представлю попутно участников похода. Нас — яхтсменов клуба «Водник» Находкинского морского торгового порта — было восемь человек. Кроме уже упомянутых, в состав экипажа входили: рулевой 1-го класса И. О. Корец — докер-механизатор, рулевые 2-го класса Т. С. Матишвили н В. А. Якубович — недавние выпускники морского училища, а также В. М. Кононов — председатель нашего городского комитета физкультуры. Мы шли в город-побратим Находки — Майдзуру.
Утро четвертого — последнего — дня нашего 455-мильного перехода было солнечным, хотя ветер дул по-прежнему, а волна с ослепительно белой пеной на ярко-синих гребнях даже стала еще крупнее! Затем ветер постепенно начал стихать и заходить на попутный.
Несколько добровольцев у нас постоянно находились на баке — высматривали берег, но, как это часто бывает, увидели его случайно. Обыкновенные горы, чуть круче наших приморских сопок. Даже как-то не верилось, что приближаемся к берегам не знакомой нам Японии.
Во второй половине дня определились по береговым ориентирам. «Арго» вышла точно на южный мыс залива Вакасу, в глубине которого и лежит бухта Майдзуру. Далеко в море нас уже встречали: «Арго» ждало несколько небольших крейсерских яхт из местного яхт-клуба.
С почетным эскортом мы подошли к парадному причалу муниципалитета, здание которого расположено на самом берегу бухты. Нам вручили цветы, вымпелы города Майдзуру с изображением танцующего журавля (оказалось, что название его по-японски означает — журавль). Мэр господин Масато Мачий передал кубок, увенчанный избражением яхты, идущей под парусами: надпись на табличке гласила: «Городу Находке в честь посещения яхтой «Арго» порта Майдзуру». В приветственных речах упоминалось о том, что этот порт семнадцать лет назад первым из городов Японии установил побратимские связи с Находкой.
Шесть дней в Майдзуру были наполнены незабываемыми впечатлениями. Мы жили в отеле на самом берегу бухты. В 7.00 — подъем, пробежка. Любопытно, что набережная в это время оказывалась далеко не безлюдной: здесь уже тренировались многочисленные любители физкультуры самого разного возраста! Затем начинался насыщенный до отказа день — череда посещений промышленных предприятий, спортивных комплексов, экскурсий по городу и окрестностям. Так, побывали мы и Киото — древней столице Японии. Но, разумеется, больше всего были рады встречам с яхтсменами Страны восходящего солнца.
Яхт-клуб Майдзуру, расположенный в одном из самых спокойных уголков бухты, насчитывает в своих рядах около 100 членов — людей самых различных профессий, увлеченных парусным или водно-моторным спортом. Флот в два десятка вымпелов состоит в основном из яхточек «мини-» и «четвертьтонного» классов, которые используются для небольших круизов, чаще всего — в выходные дни. Иногда проводятся клубные гонки.
3 августа нашими гостями были корреспондент яхтенного журнала «Кадзи («Руль») и несколько членов экипажа (во главе с капитаном) яхты «Мисс Японское море», которая побывала в Находке. Мы были очень рады встрече с этими активными яхтсменами — старыми знакомыми. О своем походе в Находку ребята сделали отличный фильм, который мы смотрели по телевизору в присутствии авторов.
Прощальный вечер, который организовали члены яхт-клуба Майдзуру, прошел очень интересно. Знание английского давало возможность гостям и хозяевам понимать друг друга, но еще больше в этом помогла присутствовавшая на вечере группа членов общества «Япония — СССР», изучающих русский язык.
Много говорилось о дальнейшем развитии связей между яхтсменами Приморья и Западного побережья Японии, об организации международных крейсерских гонок в Японском море.
4 августа в полдень на причале, у которого стояла наша яхта, собрались представители японской общественности. «Арго» провожали в обратную дорогу. Навсегда останется в наших сердцах тепло и доброжелательность дружеских бесед, гостеприимство, с которым нас встречали на земле Японии.
Провожающие «Арго» яхты и катера постепенно отставали — поворачивали назад, а перед нами открылось спокойное безбрежное море. Шли поначалу с попутным ветром, несли грот и спинакер. Но это блаженство продолжалось недолго: постепенно усиливающийся ветер стал встречным, к вечеру развел большую волну, а ночью уже штормило вовсю.
И опять трое суток шли против встречного шторма, с креном 30—50°, с изнуряющей болтанкой, в непросыхающей одежде. Питались почти исключительно гречневой кашей: в непогоду приготовить ее оказалось проще, чем что-либо другое.
И лишь в предпоследний день перехода 8 августа море успокоилось. Ветер настолько ослабел, что мы смогли нести только один легкий спинакер. Когда солнце скрылось за горизонтом, мы видели зеленые лучи, приносящие, по морскому поверью, удачу.
Поход еще продолжался, но уже стало немного грустно, что так быстро закончилось великолепное плавание. В наших думах уже возникали новые маршруты «Арго».