Наши современники были очевидцами уже двух случаев успешного покорения Атлантического океана в одиночку на веслах.
В 1959 г. англичанин Том Мак-Клин пересек Атлантику с запада на восток — от гавани Сент-Джонс на Ньюфаундленде до Блэксод-Бэй на западном побережье Ирландии. Его рискованное путешествие на 6-метровой рыбацкой лодке типа йоркширской дори заняло ровно 70 дней — результат, вошедший в знаменитую книгу рекордов Гинесса и до последнего времени никем не улучшенный.
Вторым был Джон Ферфэкс (см. №26 за 1970 г.), совершивший трансатлантический переход на лодке «Британия-I» от Канарских островов до Форт-Лодердейла во Флориде. К слову сказать, плавание Ферфэкса заняло почти полгода — 180 дней!
Все же остальные попытки человека в одиночку помериться силами с океаном без помощи паруса или мотора до сих пор кончались неудачей. Поэтому можно понять сенсацию, которая сопутствовала на западе сообщению сразу о трех смельчаках, чуть ли не одновременно объявивших о намерении пересечь Атлантику на веслах!
Наиболее серьезным из них считается 28-летний офицер-электронщик Королевского флота Великобритании Кеннет Керр, который уже в конце мая 1980 г. предпринял попытку выйти в океан на 3,9-метровой гребной лодке «Бэсс Конкуэрор». Местом старта он также выбрал гавань Сент-Джонс. Претендовать на побитие рекорда Мак-Клина по скорости пересечения океана он вряд ли может: хорошо известно, что чем короче лодка, тем хуже она идет на веслах, а его лодка на 2 м короче лодок Ферфэкса и Мак-Клина! Зато рекордом мог бы стать факт пересечения Атлантики на самой маленькой гребной лодке.
Почему мы говорим о Керре как наиболее серьезном из троих претендентов? Да только потому, что один он имеет основательный опыт. Год назад Керр на той же самой пластмассовой «Бэсс Конкуэрор», построенной на английской верфи «Оркней Боутс», уже делал попытку пересечь океан. Через пять недель после выхода в Атлантику авиалайнер «Конкорд», совершавший обычный трансатлантический рейс из Канады во Францию, принял сигнал бедствия с позывными Керра. Лодка его перевернулась во время 8-балльного шторма, Кеннет оказался за бортом — среди 12-метровых волн — без спасательного жилета и даже без Страховочного пояса, который связывал бы его с лодкой. Четыре часа отважный моряк пытался поставить опрокинутую и полузатопленную «Бэсс Конкуэрор» на ровный киль, но в конце концов отчаялся. Кое-как он привел в действие надувной спасательный плотик и хотя к тому времени уже был окончательно измучен борьбой со стихией, воспользовался аварийным передатчиком.
Керр мысленно распрощался со своей лодкой. Он не подозревал, что плотик и «Бэсс» медленно дрейфуют в одну и ту же сторону к берегам Ирландии. По «наводке» штурмана «Конкорда» Керра вскоре подобрал западногерманский контейнеровоз «Штуттгарт Экспресс», а двумя месяцами позже океанская волна вынесла на ирландский берег и «Бэсс». Лодка, завершившая, таким образом, трансатлантический переход без своего гребца, была залита водой, обросла ракушками и водорослями, но после очистки оказалась в таком хорошем состоянии, что Керр решил повторить попытку именно на ней.
На верфи «Оркней Боутс» по указаниям Керра «Бэсс» подвергли некоторой модификации. Самым существенным дополнением стал пенопластовый оклеенный стеклопластиком поплавок, закрепленный над кормой лодки на четырех трубчатых стойках. Поплавок придал «Бэсс» самовосстанавливающие свойства: при опрокидывании погруженный в воду поплавок приподнимает корпус над водой и лодка оказывается в очень неустойчивом положении, когда достаточно очередного воздействия волны или приложения небольших усилий со стороны гребца, плавающего около лодки, чтобы судно моментально перевернулось снова и встало на ровный киль.
Кокпит закрыли тентом из прочной водонепроницаемой ткани, чтобы уменьшить количество воды, захлестывающей в лодку, и создать хотя бы минимальный комфорт для возможности отдыха в штормовую погоду. Вдоль бортов протянули спасательный линь, который должен помочь человеку в случае аварии удержаться около лодки.
Керр тщательно проработал режим движения в океане. Он намеревался грести в течение 55 мин, а в оставшиеся от каждого часа 5 минут отдыхать, охлаждая руки в забортной воде, — так можно избежать появления волдырей на ладонях. На борт был взят запас провизии (из расчета на три месяца) и 160 л пресной воды. Керр надеялся в случае необходимости пополнять эти запасы с помощью проходящих мимо судов. Портативная радиостанция позволила путешественнику поддерживать регулярную связь с Эдинбургом.
20 мая, как и было намечено заранее, «Бэсс Конкуэрор» вышла из Сент-Джонса. Вскоре, однако, штормовой ветер и огромные волны погнали лодку обратно к скалистым берегам. Четыре часа Керр пытался выгрести против ветра. За его безуспешными попытками следили с вертолета, специально зафрахтованного телевизионной компанией, собиравшейся вести регулярные репортажи о продвижении Керра по трассе перехода. В конце концов, видя опасность, грозившую англичанину (его могло разбить о скалы), с вертолета вызвали спасательный катер...
На берегу путешественника встретили сотни доброжелателей, которые воочию хотели убедиться, что Керр невредим, а повреждения его лодки легко исправимы.
Переждав шторм, Керр вновь вышел в океан. Корпус лодки после неудачной высадки в Ньюфаундленде немного протекал, но настроен мореплаватель был оптимистично. По сообщению Штаба спасательной службы в Галифаксе, на 12 августа «Бэсс Конкуэрор» прошла половину трассы. Смельчака преследовали шторма. Лодка уже несколько раз переворачивалась. причем была утеряна часть запасов и снаряжения. Именно из-за плохой погоды «Бэсс» снесло значительно севернее запланированного маршрута и продвижение вперед шло с отставанием от графика.
О своем желании побить Сразу два рекорда Атлантики заявил 22-летний аспирант Оксфордского университета Эндрю Уилсон. Он рассчитывает стать самым юным и самым быстрым гребцом, пересекшим океан. С помощью Мак-Клина Эндрю построил в помещении школьной слесарной мастерской 6,1-метровую йоркширскую дори, затем провел ее ходовые испытания у побережья Южной Англии. При поддержке кафедры исследований Оксфордского университета и газеты «Брэкнелл Ньюз» Уилсон рассчитывал начать свой 3100-мильный переход из того же Сент-Джонса в середине июня.
К слову сказать, Уилсон не обладает опытом плаваний ни на веслах, ни под парусом. Мысль отправиться в Атлантику родилась у него случайно, когда он целых две недели просидел в палатке, дожидаясь окончания бушевавшего бурана во время университетской экспедиции за Полярный круг.
Наконец, бывший парашютист и профессиональный яхтсмен француз Жерар Д’Абовиль намеревается в рекордный срок пересечь Атлантический океан на специльно построенной для этой цели лодке «Капитан Кук». Ее корпус длиной 5,6 м и шириной 1,5 м выклеен из легкой и прочной древесины спруса и красного дерева. Д’Абовиль вышел из Кэйп-Код на побережье США и планирует грести 3000 миль до французских берегов. На этот переход он рассчитывает затратить, во всяком случае, менее 70 дней.
Д’Абовиль — опытный моряк. В течение многих лет он плавает на гафельном тендере «Лэди Мод», построенном в 1907 г. и отремонтированном своими руками. К океану, в отличие от Уилсона, ему не привыкать. Попадал он и в переделки: несколько лет назад ему довелось спасаться с утонувшей стальной яхты «Коллиото».
По сообщению на 12 августа, Д’Абовиль находился в точке с координатами 43°40' с. ш. и 41°40' з. д. Из-за плохой погоды его снесло к югу маршрута. Его лодка также переворачивалась на океанской волне...
В конце августа стало известно о начале еще одного трансатлантического рейса на веслах: 26-летний англичанин, отец троих детей, сварщик по профессии Майкл Твелл из Кроули (гр. Сассекс) стартовал на канадском каноэ длиной 4,8 м из Брайтона, чтобы проделать нелегкий 5000-мильный путь до французской Гвианы. Маршрут его сначала проходит вдоль берегов Европы и Африки, а уже от Дакара будет взят курс в открытый океан.
Свое путешествие Майкл Твелл рассчитывал завершить в течение года.
Наконец, для полноты картины, напомним, что, как уже сообщалось (см. № 81), о намерении пересечь Атлантику на надувной лодке под парусами и на веслах объявил 30-летний служащий авиакомпании «Эйр-Канада» Поль Парсонс. Год назад его попытка закончилась Столкновением лодки с парой китов где-то в 80 милях от берегов Новой Шотландии и спасением Парсонса на борту траулера.
Естественно, что в год необычайной активности трансокеанских гребцов ваш корреспондент обратился к Парсонсу — сейчас он проживает в Миддлсексе — с вопросом о судьбе его замысла.
Поль Парсонс ответил: «Мне приходится сидеть на берегу в ожидании покровителя. Я потратил на свою последнюю попытку слишком много денег и пока не верну хотя бы часть этой суммы, снова в океан не пойду».