В минувшем году мы — группа туристов-водномоторников спортклуба «Патриот» Челябинского высшего танкового командного училища имени 50-летия Великого Октября — совершили дальнее спортивное плавание. Спустившись по реке Урал вниз от того места, где сходятся Челябинская и Оренбургская области, мы прошли около 320 км по Каспийскому морю, поднялись по волжской дельте и закончили свой поход в Астрахани. Общая протяженность маршрута, по нашим расчетам, составила 2271 км. Шли на трех обычных «Прогрессах» под моторами «Вихрь-30», оборудованными электростартерами.
Нас было семеро. Капитан похода — подполковник Е. М. Кудрявцев, старший лейтенант запаса Ю. Т. Землянский, старший лейтенант В. И. Крылов, прапорщик В. С. Тулба, старшина С. И. Федотов, сержант В. А. Жабко, старший сержант В. А. Абраменко. Кое-какой опыт у нас есть: на счету группы 2600-километровое плавание Челябинск — Ялуторовск — Тобольск — Салехард и другие походы. А вот спортивных разрядов ни у кого нет. Все плавания проводим «диким путем», поскольку в нашей области ДСП не культивируются и нет компетентной комиссии, которая могла бы оформлять маршрутные книжки и т. п. Кстати сказать, нечего и думать о возможности выполнения разрядных норм в наших краях: никому не удастся проходить по 300 км в день по Уралу (до Оренбурга), по Исети, Пышме, Миассу, Чусовой. Плавания с проводкой мотолодок по верховьям уральских рек исключительно интересны и на все 100% спортивны; требуют и ювелирной техники вождения судна, и огромной затраты сил. Думаю, что стоило бы ввести в разрядные нормативы какие-то коэффициенты, которые учитывали бы реальную сложность прохождения трассы.
Однако покончим с предисловием. «Предоставим слово» выдержкам из нашего путевого дневника.
6 августа. Машины доставили нас в район деревни Березовской. И вот мы стоим на галечной отмели, смотрим на противоположный берег Урала, нависающий скалой над голубым полотном реки, неширокой и, судя по всему, неглубокой, молчим. Через несколько минут взревут «Вихри» — начнется наш поход, который мы готовили целых два года.
Ровно в 16.00 отчаливаем. Не успеваем разогреть моторы — встречаем первый перекат; вода пенится, бурлит по каменистому ложу реки, зажатой скалами. Перетаскиваем лодки через первую преграду, шутим — боевое крещение! Не проходит, однако, и пары минут — крещение повторяется. Песчаная отмель перегородила путь. Роем в песке канал. Другими словами, за два часа проходим не более 5 км, решаем, что пора остановиться на ночлег. Варим первую уху из местной плотвы.
Спокойно идти под мотором удается лишь на небольших участках. Мало того, что мешают перекаты — начинают попадаться водоросли, которые мгновенно наматываются на винт. Но как бы то ни было, каждый с боем взятый километр приближает наши «Прогрессы» к Ириклинскому водохранилищу. И вот после очередного переката, пройденного на веслах, открывается гладь огромного по нашим уральским масштабам искусственного моря. Минимум 80 км можно идти самым полным, ничего не опасаясь. Скорость примерно 30 км/ч, но поскольку «Прогрессы» загружены до предела, нас это вполне устраивает. Море есть море: оно встречает нас настоящей морской волной. Лодки наши трясет и кидает, забрызгивает ветровые стекла.
С высоты плотины с удивлением смотрим на Урал. Увы, красиво выглядит он только на карте. На самом деле это цепь небольших лужиц, из которых вытекают ручьи. Деваться некуда. Решаем отвезти лодки километров за 60, а там посмотреть, что будет. Вопрос с машинами удается решить быстро, и через пару часов езды мы выгружаем свои корабли за пос. Банное. Вопреки ожиданиям, глубины хватает. Дальше идем под моторами, правда, приходится постоянно прощупывать дно вешкой.
9 августа. Мы уже в Орске — крупном промышленном центре в месте слияния Урала и Ори. Ночуем на юго-западной окраине города, у лодочной станции. День отдыха проходит быстро и как-то незаметно.
Здесь Урал выглядит очень приятно: глубина приличная; ширина 100—160 м; течение здесь довольно слабое. Однако после Орского подпора, который мы преодолели, разгрузив лодки и перетащив их по берегу, река мельчает и превращается в каскад перекатов, бурлит в камнях, норовит пропороть тонкое дюралевое днище. За 12 часов плотной работы удается преодолеть 39 км; 63 раза мы запускали и глушили двигатели; примерно половину пройденного расстояния тащили лодки на себе. Вечером еле дождались ужина. Ну и денек!
День 11 августа начался с того, что буквально через 15 минут хода лодкй оказались у переката, который вполне заслуживает, чтобы его называли Водопадом. Осваиваем новый прием: спускаем свои «дюральки» на тросах кормой Лперед. На это уходит полтора часа. Чувствуем, что сбились с графика, но постепенно успокаиваемся: приятная неожиданность — ниже река течет спокойно, глубины достаточно, чтобы вывести «Прогрессы» на глиссирование. Мелкие участки, где воды по 0,5 м, проскакиваем с ходу. А на перекатах — весла в руки или так: все в воду и вперед по скользким камням! Экипажи начали входить в ритм походной жизни. Всех увлекает борьба с препятствиями, появляется и излишняя самоуверенность. Естественно, следует и расплата.
Головная лодка на полном ходу совершенно неожиданно выскочила на песчаный перекат, а течение сразу же развернуло ее поперек реки. Идущий следом «Прогресс» возможности отвернуть не имел. Как ни пытались Володя Абраменко и Валерий Крылов предотвратить столкновение, удар их носовой «утки» пришелся между шпангоутами грузового отсека капитанского судна. Скрежет металла — рваная пробоина в борту.
Вечером детально разбираем этот случай, а Юра Землянский тем временем латает пробоину при помощи стеклоткани и эпоксидки. Подводим итоги дня: пройдено 60 км, 2 больших переката и 43 малых. Под моторами шли 2,5 часа со скоростью 15 км/ч. Прошли под двумя мостами, такими низкими, что приходилось по очереди садиться всем в одну лодку, чтобы притопить ее. В среднем же наша путевая скорость на первом 350-километровом этапе плавания составила 6 км/ч, общее же число «Зарегистрированных» Нами перекатов дошло до 230.
Едим уху из голавлей, которых наловили минут за 40 тут же у стоянки. Местные жители учат нас ловить сомов, которые в августе охотно берут на пескаря. Урал в этих местах очень красив! Много леса, кустарника. Ночью небо черно-синее, с большими яркими звездами.
Следующий рабочий день начинается с того, что приходится браться за топоры: в узком месте русло перегородили поваленные ветром осины. Но это — не беда. Хуже всего, что постоянно приходится глушить моторы и очищать винты. Из-за водорослей за день прошли только 40 км.
За Ильинкой Урал становится глубже, но все равно за день больше 60 км преодолеть не удается. Так, за 13 августа мы 48 раз брались за весла, проходя перекаты, и 11 раз останавливались из-за травы. Заправиться здесь можно в любом совхозе или колхозе, имеющем центральную усадьбу на берегу.
16 августа наши «Прогрессы» швартуются у Оренбургской станции спасателей. Здесь нас — как, впрочем, и всюду — радушно встречают, а когда через день мы снова выходим в путь, водолаз-спасатель Юрий Глотов добровольно исполняет обязанности лоцмана: проводит нас по фарватеру до впадения Сакмары.
Чувствуется, как Урал набирает силу. Ширина реки колеблется от 120 до 160 м. Глубина на плесах доходит до 4 м, скорость течения возрастает. Но при всем том есть еще и перекаты глубиной 0,5—0,6 м. Берега высокие (8—10 м), поросшие лесом. Встречается клен, осокорь; на берегах появляются бахчи. В реке много рыбы, она охотно берет на червя (но достать его здесь большая проблема!).
Ночью кто-то долго бродил около нашей стоянки. Шелестели кусты, хлюпала сырая почва под ногами. Утром оказалось, что мы ночевали у тропы, по которой ходят на водопой лоси; их здесь очень много.
У деревни Рубежка встретили первый на нашем маршруте судоходный буй. Теперь моторы работают на полную мощность, идем по фарватеру. Минуем Уральск, недавно отпраздновавший свое 350-летие. Это одно из первых постоянных поселений Казахстана (бывший Яицкий городок), выросшее на древнем торговом пути из Средней Азии в Поволжье.
24 августа проходим еще одно историческое место. На высоком берегу взметнулся в небо, как штык легендарной «трехлинейки», обелиск. Это здесь раненый Чапаев спускался к воде. Где-то здесь, лежа на галечнике, до последнего патрона отстреливался, жертвуя собой, верный его ординарец Петька.
Возлагаем цветы. Осматриваем небольшой, но очень интересный музей, в котором собран материал о боевом пути 25-й чапаевской дивизии.
За городком Чапаево проходим первый «скоростной участок»: 300 км за 10 часов. Моторы работают хорошо, но смотреть приходится в оба: то и дело попадаются караваны барж. За Горяченской, где Урал сужается, «Прогресс» Владимира Федотова вынужден был с хода выброситься на мель, так как дорогу ему преградил земснаряд, который на повороте начало заносить в сторону берега.
Берега в основном пологие, лишенные растительности. Попадаются стада сайгаков. У населенных пунктов все чаще встречаются верблюды. Много рыбы, но много и браконьеров. Наша военная форма распугивает их.
За населенным пунктом Бежан проходим интересную отметку: минус 24 м. Мы находимся ниже уровня Балтийского моря на 24 м! Ночуя в 10 км от Гурьева, впервые долго собираем на костер дрова: чувствуется отсутствие леса. Подвожу итог: последние 840 км мы прошли за 27 ходовых часов.
Город Гурьев основан в середине XVII века рыбопромышленником Михаилом Гурьевым. Тогда город строился на берегу моря, а сейчас, чтобы добраться до Каспия, надо еще пройти не менее 40 км! Гурьев сохранил за собой славу одного из крупнейших центров рыбной промышленности, но это еще и научно-исследовательский центр: проводятся большие работы по ихтиологии, гидрологии Каспийского бассейна.
Заправляемся в автошколе ДОСААФ. В местном яхт-клубе часа два терпеливо растолковывают, как идти через море. Инструктируют нас и в рыбном порту, дарят карту с проложенным на ней маршрутом. Прощаемся друзьями.
29 августа получаем прогноз (ветер NO, 2—3 до 4—5 баллов, волна 0,5—1 м) и разрешение на выход в море. В 15.00 отваливаем от причала и идем к морю. Ночуем у домика рыбнадзора. Завтрашний день беспокоит всех: как пройдем морем? Около 130 км до Иголкинского мыса (дельта Волги) надо идти по прямой курсом 240° на расстоянии 30—50 км от берега. Если прижаться ближе к берегу, придется огибать многочисленные мели и острова, покрывая вдвое большее расстояние, а это приведет к тому, что в итоге нам не хватит запасенного горючего.
Вот оно море. У поворотного буя останавливаемся и ориентируемся по своим компасам. Погода пока терпимая, хотя утро пасмурное. Ветер, как и обещано, северо-восточный, волна не больше 30—40 см. Ложимся на курс 240°. Буквально через четверть часа ветер на глазах начинает усиливаться, волна сразу же становится круче, на гребнях появляются белые барашки. Лодки наши кидает как щепки, жестоко бьет. Идти на максимальных оборотах уже нельзя, а на средних, со скоростью 15—20 км/ч, нам просто не хватит бензина.
Возвращаемся назад, в канал, проводим совещание. Все-таки решаем попробовать. Вновь ложимся на курс 240° и держимся на нем около получаса, развивая скорость до 25 км/ч. Море, однако, бушует. Вода заливает моторные отсеки, ее приходится постоянно вычерпывать. Через отверстия в поддонах морская вода проникает к свечам, забрызгивает их. Двигатели глохнут, приходится на крутой волне снимать капот, протирать свечи. Один из «Прогрессов» в этой болтанке за что-то задевает в воде — срезаны шпонки винта!
Все становимся на якоря и полчаса ждем, пока сменят шпонки. А ветер свежеет. Уходим с курса, как и советовали нам делать в случае непогоды, идем к мелководью на север. Достаточно было пройти 5—6 минут — глубина уменьшилась до 0,В м, стало гораздо тише.
Отдохнули на якорях около часу, а затем снова легли на курс 240°. И снова попали в болтанку, Пронеслись мимо песчаного островка, сплошь усеянного водоплавающими. Здесь гуси, лебеди, большие и малые цапли разных цветов и окрасок, масса уток, каравэек, чаек. Все это население дружно поднялось в воздух и, оглашая море гортанными криками, долго кружило в стороне от моторок.
Промучавшись с полчаса, убедились, что дальше идти нельзя: на полном ходу лодки испытывают сильнейшие удары в днище, а сбросить обороты нельзя: сразу же глохнут моторы. Снова уходим на север. И снова — 5 минут хода и мы попадаем в другой мир, где тишь и гладь. Вода чистая, виден каждый камушек на дне. Только остановились — около нас начали резвиться каспийские тюлени. Огромная белуга — длиной метра на два — поднырнула под головную лодку, вынырнула с другой стороны на поверхность, мощно ударила хвостом и скрылась. Обедаем тушенкой, вместо чая поедаем припасенные арбузы. Пока ждем улучшения погоды, я уточняю: прошли всего 30 км и израсходовали по баку топлива.
Погода понемногу улучшилась, море успокоилось. В 15.00 снимаемся, ложимся на курс 250° и идем своим самым полным, стараясь наверстать упущенное. В 17.10 заправляем по последнему баку топлива. Вскоре начинает темнеть. На горизонте абсолютно не за что зацепиться взглядом, солнце скрыто дымкой. Меняем курс, чтобы подойти к берегу и хоть как-то определиться. Идем курсом 270° около 40 минут, на горизонте начинает вырисовываться темная полоса, но ориентиров нет никаких. И в это время винты начинают цеплять дно. Останавливаемся. Глубина 35—40 см. Метрах в 200 от лодок торчит какой-то предмет. Оказывается, это лапа огромного старого якоря.
Ложимся спать, оставив молодежный экипаж следить за уровнем воды.
Утро 31 августа солнечное, ласковое. Встаем чуть свет. Кудрявцев и Землянский шлепают к берегу. Пройдя километра с полтора, разглядывают в бинокль, что это вовсе не берег, а огромная отмель с редким пробивающимся из-под воды камышом, опять-таки усеянная пернатыми. Понаблюдав за птичьим базаром, «разведчики» вернулись назад. Завтракаем и — вперед! 8 минут идем строго на юг, а затем ложимся на курс 240°.
Через полчаса в бинокль на горизонте удается различить берег и на нем огромные стога сена. Похоже, что мы вышли в районе канала Новинский, как и планировали. Встреченный вскоре рыбак подтверждает, что это так.
Новинский канал прямой, как стрела. По берегам буйно разросся камыш. Всюду масса водоплавающей дичи. Начальник работающего в канале земснаряда тепло встретил нас, угостил чаем, о котором мы мечтали, по радио сообщил в Гурьев и Астрахань, что мы благополучно закончили морской переход. Встреча с довольно многочисленным экипажем земснаряда кончается тем, что мне приходится выступать с лекцией о международном положении. После товарищеского ужина затемно идем на стоянку, где у нас своя уха и жареные утки. И рыбы и дичи здесь столько, что интереса ни в охоте, ни в рыбалке нет никакого. Ночью нашу стоянку посетило семейство кабанов. Хозяйничали они так, что пришлось пугнуть их прожектором.
Очередная задача: найти где-то в 50 км от земснаряда базу рыбаков и заправиться, иначе нам до Астрахани не дотянуть. Фарватер отмечен вешками через каждые 2 км. Морской участок проходим без происшествий. В Иголкинском канале много рыбацких лодок, так что найти базу оказывается очень легко. На воде покачиваются несколько огромных барж, к которым подчаливают рыбаки. Приемщики взвешивают пойманную рыбу, сортируют ее. Одну укладывают в трюм и засыпают льдом, другую — живых сомов — передают на специальную наполовину затопленную баржу («щелевик») и отправляют в Астрахань. Немного в стороне стоит баржа с нефтепродуктами.
Еще 4 часа идем по многочисленным протокам волжской дельты. Здесь прекрасно выставленная судовая обстановка. Часто попадаются буксиры, которые тянут баржи, груженные помидорами, арбузами, дынями, рыбой. Проносятся быстрые «Ракеты», во множестве летают «Казанки» и «Прогрессы». Ночуем в 20 км от цели.
2 сентября. Астрахань — конечный пункт плавания. Идем по «Кривой Балде» и подходим к лодочной стоянке № 3, расположенной у судоремонтного завода. Наше 26-дневное путешествие окончено. Я занимаюсь водно-моторным делом 20 лет, но этот поход на Каспий даже не с чем сравнить. Не верится, что за три недели мы видели так много интересного!
В заключение еще несколько Цифр.
За 129 ходовых часов пройден 2271 км (из них на веслах и волоком со средней скоростью 3,2 км/ч — 176 км); средняя скорость под мотором составила 27,9 км/ч. Преодолено 5 крупных и 427 малых перекатов; пришлось объезжать 2 плотины (Ириклинская ГЭС), обносить 1 мост и 2 земснаряда. Ну., а полученные впечатления и прекрасный отдых никакими цифрами не выразить!